Часть 1. ПровансАэропорт Ниццы покоряет сразу. Во-первых, расположением в море, т.е. самолет заходит на посадку так, что до последнего не понятно, куда он собирается садиться, вода же. Во-вторых, в нем есть отдельная зона для сборки велосипедов! Круть неимоверная, даже стойка специальная есть! Прямо даже не знаю, чего еще пожелать - ну разве что насоса, а то бывают такие сотрудники аэропортов, которые колеса заставляют спускать. А, еще во мне представителя европейской цивилизации признали - пропустили через коридор для граждан EU. Не то, чтобы специально, просто когда я уже стоял в огражденном коридоре к посту, надпись на табло над ним сменилась, а выйти из коридора уже не получится. Пришлось делать морду евросоюзом, и идти так. Пропустили.
Пришлось, правда, побегать - лента негабарита в одном углу, а лента нашего рейса - в другом. Думаете, так все просто? Так вот, нифига, никакой системы тут нет. Лень будет морочиться - пропихнут на обычную ленту, велосипед вполне пролазит. Хотя по правилам - негабарит. В общем, ждал у негабарита, забирал на ленте. Хорошо аэропорт маленький, не Домодедово.
Собрал в строго отведенной зоне, упаковался, и вышел на горячо любимую французскую землю. Если б не любил - вряд ли бы в третий раз поехал, логично?
Велодорожка из аэропорта до НиццыВ Ницце я планировал переночевать, чтобы хоть немного посмотреть город. По этой причине отказался от планов посещения окрестностей - пару часов в Монако я не считаю достойным посещением целого государства, а на Ниццу бы времени совсем не осталось.
С жильем в Ницце, конечно, все плохо. В смысле - дорого. Объективно, я мог позволить себе только хостел, но поближе к центру и не с десятком соседей - 30 евро. Плюнул, и забронировал себе одноместный номер - за 50 евро. Самое дорогое жилье, где мне доводилось останавливаться (в пересчете на одного). Причем на 50 евро, после Турина или Милана, не говоря уже о 18 евро Лиссабона - там даже не рядом. Телевизор за отдельную плату, завтрак само собой за дополнительные 6 евро, Wi-Fi - только на ресепшене. Зато полквартала до местного Нотр Дама, и это всяко лучше, чем 7 км, если бы остановился в привычном Премьер Классе за примерно те же деньги.
До заселения времени было много, поэтому отправился на велопрогулку по Английской набережной. Пальмы, пляжи, велодорожка, девушки, российские флаги. Мило, но прохладно - ветер ощутимый, и традиционно западный. Не нужно осенью ездить с востока на запад, это я раньше еще знал, но все равно поехал. И первый раз мои планы так зависели от погоды. Причем не от дождя или снега, а именно от ветра. Но об этом в свое время.
Променад дез Англе, набережная Ниццы“Негреско” - самый знаменитый отель Лазурного берегаРусские в Ницце!Целью была Замковая гора, он же Холм Шато. Классический пейзаж города, плюс оценка собственных сил после двухнедельного простоя из-за неожиданно наступившей осени в родных широтах.
Моя мыльница в этот раз категорически отказалась нормально снимать пейзажи, поэтому их или не будет, или будет плохо, но чем-то текст иллюстрировать надо? Зато, если перейти по ссылке-фотографии на яндекс, то большинство фотографий можно будет посмотреть на карте, чтобы точно представлять, где это снималось.
Пришлось потаскать велосипед по ступенькам, но главную лестницу - Лезаж - удалось объехать.
Лестница Лезаж, по ней можно подняться на Замковую гору
Вид Ниццы с Замковой горыАэропортВид на противоположную сторонуВелоэкскурсияА вот это я даже не представляю, что было. Эти “кисти” плясали по площади под странную музыку, размахивая пальцами, делая неприличные жесты, и приставая к зрителямПотом через фиг знает что добрался до гостиницы, заселился, переоделся, и отправился гулять пешком. Ну то есть как переоделся. Дело в том, что ради экономии веса, в этот раз из гражданской одежды у меня были только тонкие джинсы, а все майки - две и обе велосипедные. Причем одна относительно нейтральная, родного клуба КБП-Курск, а другая - патетично-патриотическая, в цветах флага, надписями Russia по периметру и гербом на груди. Эта майка очень даже неплохо смотрелась в толпе болельщиков на Alpe d’Huez во время Тур де Франс, и сослужила мне неплохую службу, обратив на себя внимание олимпийских чемпионов Вячеслава Екимова и Александра Винокурова. Но в городах, где русских туристов много, а понимания у них мало, человек в такой майке, да еще и с карманами на спине, вызывает всякую разную реакцию. Да и пофиг бы, но хоть не так явно - вообще-то, майка с надписью “Russia” предполагает, что человек в ней по-русски может и понять. Так что, дорогие русские туристы, не надо так явно демонстрировать свое непонимание - в такой велосипедной стране, как Франция, в случае конфликта общественное мнение будет на моей стороне :)
Добыл газ для горелки в Go Sport (в этот раз нормальный 200 г. баллон за нормальные 4,5 евро), закупился изотоником в порошке там же, и отправился изучать город.
Площадь МассенаБольшой палец - символ благополучия Ниццы. Вот оно чо!Оперный театрГлухая стена. Мне потом часто будут встречаться разные рисунки на таких стенахСкажу честно - понравилось. Дорого, понтово, но красиво и как-то неожиданно уютно. Особенно Старый город, с узкими улочками, кафешками и магазинчиками. Дорогая гостиница исключила торжественный ужин по случаю старта путешествия (как обычно, в начале путешествия я еще пытаюсь экономить), поэтому обошелся салатом из Карфура, и конфеткой, подаренной в магазине, где купил попить. Смешно, конечно, но такие мелочи радуют больше всего - в свое время вторая печенька, которую дали к кофе, растрогала чуть ли не до слез. Конфетка к воде - тоже мелкий, но штришок к отношению ко всему городу. Не скажу, что в Ниццу хочется вернуться - не по Сеньке шапка, но можно - как разбогатею.
Все для людей!Просто НиццаСувенирный магазинчик, с обязательным желтым флагом Тур де ФрансПлощадь Массена вечеромПить вино без еды не захотелось, поэтому после прогулки зашел в паб возле гостиницы. И там было португальское пиво! Взял немецкое, с умилением разглядывая бутылку Super Bock, на почве чего возник разговор с барменом, а позже и присоединившимся посетителем, которого русский, собирающийся доехать до Барселоны на велосипеде, привел в полнейший восторг. Я, говорит, если из Ниццы до Канн доеду, сдохну, а тут ты в Барселону собрался. В общем, так радовался, что я аж застеснялся, и вскоре ретировался. А зря, последующий опыт показал, что можно было продолжить банкет за счет принимающей стороны - хорошее “поговорить” французы тоже любят :)
Если что, мой французский остался примерно на том же уровне, что и два года назад - разговорный отсутствует, хотя меню на французском частично уже понимаю. А вот английский, несомненно, улучшился - я узнал, что вопросительные предложения надо начинать с “do” или “does”, и мне уже не надо считать на пальцах числительные из первого десятка. Как обычно, это совершенно не мешало общаться с аборигенами.
Отельный завтрак брать не стал - нет смысла в большом городе, салатик из Карфура и дешевле, и вкуснее чем эти французские недоразумения - круассаны. Вот если магазина рядом нет, тогда французский завтрак все же лучше, чем ничего. Ну т.е. я тогда так подумал, а реальность, как уже много раз убеждался, не любит оптимистов.
Обратная сторона красивых фасадов - дворыСтартовал в 9 утра в сторону Канн. Ну положено так, Ницца без Канн - это как круассан без кофе, пользуясь местными аналогиями.
Велодорожка в направлении КаннДаже специальные светофоры имеютсяБегают, понимаешь, по велодорожке… Но красивая хоть!Современное искусство!Велодорожка, с утра тихая и спокойная, ветра нет - катись в свое удовольствие. Вот только в районе Антиба она свернула куда-то вдоль берега, намереваясь, видимо, огибать полуостров по периметру. А нам туда не надо, нам максимально прямолинейно.
Гостиница такаяНу и поехал. Еле выбрался, честное слово! И в тупики заезжал, и на одностороннее движение натыкался, а еще этот их Антиб - тот еще холмик. Ну хоть магазин нашел, и позавтракал с видом на яхты, километров на 20 позже запланированного - магазинов-то нет на дороге.
К Каннам подбирался с опаской. Но нет, дорога практически сама вывела к Дворцу Фестивалей, который оказался обложен со всех сторон - частично чем-то типа ремонта, частично - выставкой яхт, куда можно было попасть за скромные 18 евро. Вот и стоило сюда тащиться, если единственная интересующая достопримечательность недоступна? Пофотокал отпечатки знаменитостей, и в поехал в Грас.
18 евро за посмотреть на яхты - зачем?Шерон Стоун 21 год назадПо “дороге Наполеона” - той самой, по которой Наполеон возвращался с Эльбы. Она идет через Граc, Saint-Vallier-de-Thiey, Кастелан, и дальше до Гренобля. Мы как раз по ней ездили из Гренобля в Визиль и обратно во время летнего тура на Тур де Франс.
Подъем пошел сразу, с набережной. Но, это дело я люблю, и чем выше, тем больше люблю. Поэтому тут особо не радовался - обещали три перевала, забираясь всего на 1000 с лишним метров. Скучно. Было бы, если бы это был забыл какой по счету
подъем на Ай-Петри. А тут - новые пейзажи Прованса, идеально-эталонные французские водители, теплый день, легкий ветерок, кафешки, опять же. Так что, конечно, это не Галибье и Стельвио, но для осеннего отдыхательного путешествия - очень даже приятно.
Дорога НаполеонаТем более, что на дороге стоит Грас. В “Парфюмере” побывал, можно сказать. С груженым велом по ступенькам старого города не полазишь, только заглянул, но там одного запаха на улицах достаточно, чтобы понять - таки да, парфюмерная столица.
ГрасСпуск в старый городКакой-то жуткий памятникВзгляд назадА после Граса перевалы и пошли. Причем поначалу еще и высоту подписывали, каждые 100 метров набора. Потом перестали, но у меня свой альтиметр имеется.
Отмечался у каждого перевала, который до Кастелана оказалось все-таки четыре.
Перевалы на дороге Наполеона от Граса до КастеланаОслы - тоже часть пейзажей Прованса. Мне встретился только такойПообедал сэндвичем с колой вот в этом кафе
http://goo.gl/maps/D4t9R, в Saint-Vallier-de-Thiey, запасся водой, и неожиданно (в первый, но далеко не последний раз) выяснил, что ехать до цели еще дофига, а времени-то уже ого-го! А ресепшены в кемпингах могут и в 7 часов вечера закрываться, да и темнеет рано - осень же. Надо бы вкрутить. Естественно, стоило так подумать, легкий ветерок сменился вполне себе ветром, метров так 5, и не сложно догадаться, в каком встречном направлении. А перевалы, которые прикрыли бы от ветра - длинными равнинными протягами.
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.Э. Рязанов
...твою мать...русское народное.
В этот раз к кемпингам я подошел со всей ответственностью - основной+резервный вариант (на случай, если мест не будет), цены заранее, интернет чтобы был, даже время работы ресепшенов, где удалось найти. Даже точки в навигатор забил заранее! Правда, к 19 часам не успел, примчался уже в сумерках, даже на город толком не посмотрел. Но повезло - персонал был. За 8,5 евро получил право выбрать любое место в полупустом кемпинге, душ с веревочкой, вызывающей воду (ненавижу!), и прочие эстетские удобства в плане санитарии. Нам, европейцам, негоже единяться с природой забесплатно.
Даже магазин в 100 метрах был, только готовить было лень, а второй день питаться салатиками и внутренними резервами я себе не мог позволить. Поэтому пошел в пиццерию кемпинга, где, при отсутствии альтернативы, пришлось есть пиццу. Первый и последний раз, пицца - это банально. Тем более во Франции, где, вообще-то, своя кухня есть.
Ночью было прохладно. +12 утром, если конкретно. Внутри палатки. А спальник у меня того, с лета, ультралайт, с температурой комфорта +14, т.е. для меня это градусов 18 должно быть, чтобы не замерзнуть. Хорошо что не повелся на скидки, и не купил ультралегкую палатку - сэкономил бы 700 грамм веса, зато бы околел нафиг, она ж почти целиком из сетки, и вентилируется свежим горным воздухом великолепно.
И солнце в эту кастеланскую котловину проникало неохотно. Пришлось утепляться, собираться, тащиться в магазин, там долго бродить, и только часам к 10 потеплело настолько, что можно было раздеться до велоформы. Так пара часов светлого времени и пропала.
А планы на день были грандиозные. Кастелан - “ворота” Вердонского ущелья, французского Grand canyon. 25 км длиной, глубиной до 700 метров. Я поехал по северному склону, с заездом на Критскую дорогу D23. Так торопился, что даже единственную достопримечательность Кастелана, Notre-Dame-du-Roc не посмотрел. Хотя и не сильно расстроился, традиционно меня больше интересуют красоты природного происхождения. Людям только дай волю, они всякого наваяют. А природа - она не специально, так само получилось. Церквей я много видел, а ущелье - это что-то новенькое.
И дорога впечатляет с самого начала.
Сначала завтрак на парапете, с видом на реку Вердон. Потом скалы, нависающие над дорогой, и даже переходящие в короткие тоннели. Рано разделся, кстати - весьма свежо.
ЗавтракДорога в начале Вердонского ущельяЗатем дорога вышла на небольшой открытый участок, откуда надо было сворачивать на петлю дороги “Критской дороги” D23, к началу подъема к наивысшей точке над ущельем. И ух какой знатный подъемчик, хочу сказать! Примерно 4 км, с набором высоты около 400 метров, на высоту 1300 - это 10% средний градиент, а максимальный мне даже представлять страшно. С багажом вообще самое оно! Мой внутренний “горняк” радовался неимоверно.
Ну и конечно пейзажи. Отвлекали от сладостных мучений, приходилось останавливаться у каждой обзорной площадки. К сожалению, моя верная мыльница не смогла справиться с предоставленной красотой, и фотографии получились такие, что показывать - только впечатление портить. Но придется.
Вердонское ущелье с Критской дорогиСтены ущельяКритская дорогаНа другой стороне ущелья тоже есть дорога, но не такая высокаяПеревал, хотя, по-моему, он не на самой высшей точкеСпуск был даже обозначен, знаком 11%. В это, кстати, не очень верится, потому что GPS рисует его более пологим. Но все равно достаточно, чтобы не было повода отпустить тормоза. И не только по поводу серпатина - ветер, встречавший за поворотами, сносил с курса легко и непринужденно. А ограждения на французских горных дорогах или отсутствуют, или чисто символические. Это была первая встреча с мистралем - еще пока слабым, запутавшимся в стенах ущелья, но уже злым и холодным. Прогноз пугал скоростью ветра 11-12 м/с. Скорость оценивать не берусь, хотя мне показалось - меньше, но вот температуру да, почувствовал в первом приближении. Холодный.
И, конечно, еще один приз ущелья - озеро Lac de Sainte-Croix, выскочившее из-за очередного поворота серпантина.
После такой красоты не грех было и позавтракать второй раз, как раз городок La Palud-sur-Verdon встретился. Там в кафешке случился бы конфуз, если б я уже не был привычен к местным особенностям. То, что я принял за салат, оказалось начинкой для сэндвича - ну и что? В руки мне его это не дали, унесли и сказали ждать, так что с вилкой на это я не набрасывался, а недоумение на лице - естественное выражение дикого туриста. В итоге получилось даже лучше, горячее, с хлебом, и полезными металлами. Это я от невнимательности кусок оберточной фольги сожрал - ну недостаточно освоил хитросплетения местных сэндвичей, с кем не бывает???
По идее, дальше меня ожидал вечный спуск длиной километров эдак в 35, но перед ним - маленький подъемчик, перед началом дороги вдоль северного склона озера, на который я даже внимания поначалу не обратил. Вот только когда подъехал к съезду на эту дорогу, гармин дорогу показывать отказался. Мой трек есть, а дороги под ним нет. Сам навигатор рисует дорогу через Riez - так короче, но далеко от берега, и, по идее, менее интересно. Тут традиционно-неприятный момент выяснения, кто умнее - я или навигатор. Решил, что человек. В конце концов, я видел эту дорогу на гугл стрит. Навигатор обреченно пискнул, и дорогу “нашел” - отмасштабировался метров до 120, и дорога появилась. Номер С-какой-то там, я даже не знал, что во Франции есть дороги с такой буквой. И тут начался подъем. Набора всего ничего, 182 метра, дистанция - 3 км, так что градиента среднего там почти нет, но этот градиент “размазан” по таким петлям, что на следующем повороте не видно предыдущего - он скрылся за “стенкой” дороги!
Призовой подъемВъезжал без остановок - потом шансов стартовать вверх уже не было. На километр больше - бросил бы, и пошел пешком, но повезло, залез и потом гордился на вершине.
Потом была прованская классика - лавандовые поля. Сама лаванда уже скошена, но запах-то остался! И все это под спуск, и неожиданный замок в деревне с характерным названием Allemagne-en-Provence (Allemagne - Германия по-французски). Сам не заметил, как прилетел в Greoux-les-Bains.
Прованская “почти классика”, потому что не июль“Прованская Германия”. А что, похожеПервоначально я планировал ночевку подальше, в Маноске, но тщательное исследование показало, что там всего два кемпинга - в самом городе, муниципальный, и в стороне от него. Причем источник информации о муниципальном кемпинге только один, хоть и официальный - сайт муниципалитета. Ну а мало ли, как там на самом деле, а альтернативы, фактически, нет - альтернативный кемпинг совсем в другой стороне, туда до темноты я бы гарантированно не успел. А в Greoux-les-Bains есть что-то, понятое мной как термальные источники, поэтому там очень много и отелей (дорогих для меня, правда), и кемпингов штуки четыре, и все рядом. Так что решил остаться здесь. Т.к. приехал довольно рано, было время на готовку - закупился в магазине, и поехал искать место.
К моему удивлению, первый встреченный кемпинг оказался полным. Ладно, поехал дальше - и следующий кемпинг оказался полупустым. Не одному мне лень проехать лишние 300 метров. Персонала, правда, на ресепшене не было, но какой-то дядька на мопеде поинтересовался, надолго ли мне надо, взял десятку евро, и проводил до площадки для палаток. Никаких документов не дал, да мне они и не нужны, хотя, конечно, подозрительно, потому что по данным официального сайта, я должен был заплатить 15 евро. Странно, но я не настаивал :)
Сварил макароны (первый и последний раз, зачем полкило таскал - совсем непонятно) с консервами, но главным блюдом был сидр. Ну наконец-то я его попробовал! Не совсем первый раз, до этого еще в Париже пил, но какой-то он там был не такой, брют скорее всего, мне не понравился, и вообще тот опыт я не считаю.
А вот этот - очень даже очень! Яблочный сок с газом и двумя градусами для лучшего пищеварения - замечательная вещь. Конечно, не прованский напиток ни разу, но не обязательно так уж строго следовать местным обычаям.
СидрС тем и спать завалился.
Утром было совсем прохладно. +11. Динамика не радовала. Собирался в этот раз еще дольше. Завтракать было нечем, поэтому вернувшись в Greoux-les-Bains остановился у первой же забегаловки, оказавшейся то ли вьетнамской, то ли тайской. Зато пластиковое корытце горячего риса с овощами и ветчиной, грамм так на 400 - самое оно на завтрак холодным утром.
Этот участок маршрута вызывал у меня самые большие сомнения. Очень неровный, но без сколько-нибудь значительных перевалов, и совершенно не интересный. На участке от Маноска до Бедуэна я не обнаружил ни одной достопримечательности, зато обнаружил двадцатикилометровые расстояния между населенными пунктами, размеры которых наводили на мысли об отсутствии там достижений цивилизации в виде магазинов.
Придорожная радугаИ, в целом, так оно и было. Хотя насчет достопримечательностей я ошибся.
Маноск - крупный город, с интересным центром, а еще с Интерспортом на въезде, куда я заехал решать проблему с холодом. Самый простой и дешевый способ - термопленка, или bivi-bag. Биви в формате мешка в данном случае не требовался, достаточно было зеркальной пленки, чтобы укрываться ей поверх спальника. Надо всего 3 евро и минут 10 объяснений с продавцом магазина, потому что эта штука у них называется совсем не так, как это принято у нас.
Маноск, ворота старого городаПересек Маноск через центр, и поехал дальше по треку. Дорога постоянно шла вверх-вниз, ровных мест не было вообще. В “разговорной речи” я описываю этот участок как “прованские жопы” (позже повстречался совершенно замечательный термин “геопроктологическая экспедиция”). Это не совсем так, конечно же, но столь малолюдные места я и правда не припоминаю. В тех же Альпах “населенки” еще меньше, но по дороге постоянно едут машины, мотоциклы, велосипедисты. Здесь - никого, по 10-15 минут ни одной машины не видел. Хотя жизнь здесь очевидно была.
Деградирующее шоссеПейзажи ПровансаЖилой домЕще один жилой дом. Правда, жизнь в нем признается только по спутниковой тарелкеЕще типичный прованский пейзаж, но уже подальше в горыНеожиданно показалась деревня Simiane la Rotonde, расположенная на таком холме, что ездить там я даже не пытался, но и объезжать не стал. Сначала я это городом назвал - уж больно внушительно выглядит. Но по данным википедии там аж 568 человек населения (на 2008 г.) И 90% мирового рынка лавандина держит, самый большой во Франции кооператив по производству парфюмерных масел. О как, а я при планировании маршрута на него даже внимания не обратил.
Simiane la RotondeИ дальше дорога пошла по гребню, на высоте 750-850 метров. Лучший способ знакомиться с мистралем найден! Лицом, так сказать, к лицу, чтобы ничего до горизонта не мешало ему принять усталого путника в свои холодные объятия. Пришлось одевать виндстоперную жилетку. Термометр в велокомпе при этом издевательски показывал 24 градуса. С одним повезло - скорость ветра синоптики наврали. Не было там 11-12 м/с, иначе я бы обратно в Маноск прикатился задним ходом. 5-6, не больше.
Въезжаю в департамент ВоклюзИ тут не обошлось без достопримечательностей. Прежде всего, Мон Ванту, которую я неожиданно увидел прямо перед собой, хотя по шоссе до нее оставалось еще 35 км, и туда подниматься я планировал только на следующий день.
Первый взгляд на Мон ВантуА еще прямо на дороге, огражденная лишь сетчатым забором, стояла какая-то французская военная база, с целой плантацией спутниковых антенн. Ну стояла бы и стояла, но зачем писать, что фотографировать запрещено? Поставьте нормальный, человеческий забор сначала, а потом уже провоцируйте. Естественно, сфотографировал (предварительно удалившись на безопасное расстояние - для этого и нужен зум в фотоаппарате!) Centre radioelectrique de Saint-Cristol d’Albion это называется.
Сад камнейИ еще один прованский пейзаж!Возле города Sault (Со по-нашему) попытался-таки добыть воды. Не так-то просто это сделать в этих местах, магазинов действительно не оказалось, и даже традиционные питьевые фонтаны-колонки в центрах городков не работали, хотя воду оттуда я бы все равно пить не стал. Обычно воду можно добыть в кафе (по закону времен Наполеона, владельцы кафе обязаны предоставлять воду, а по некоторым источникам, еще и хлеб, бесплатно), но кафе тоже как-то не попадались, хотя и специально не искал. Удалось купить только на автозаправке.
Из Со начинается один из подъемов на Мон Ванту, и я первоначально планировал подниматься именно так. Но не удалось выяснить насчет кемпингов, да и опыт летней поездки сказался, поэтому решил добраться до Бедуэна, где кемпингов аж три, задержаться там на две ночи, и подняться на Мон Ванту налегке, без багажа. На месте выяснилось, что кемпинг в Со все же есть, в самом городе указатели на него были.
А вот дорога из Со в Бедуэн, которой я немного побаивался, потому что в гору и против ветра, оказалась очень даже приятной. От ветра прикрывал склон, потом - лес. Разве что я опять опаздывал в кемпинг до закрытия ресепшена, и пришлось поупираться. Зато получил призовой перевал в коллекцию, да еще и с видом на значительно приблизившуюся вершину Мон Вонту.
Однако, спуск с этого перевала, по дороге D217, вытряс душу в буквальном смысле. Я с самой первой поездки не испытываю такого уж восторга по поводу французских дорог, там всякое бывает, ям и трещин навидался вволю. Но чтобы так - первый раз. Визуально - гладко, никаких дефектов. Но трясет так, что руль из рук вырывается, и все это на спуске. Я похожее только на Ай-Петри в сторону Бахчисарая видел, но там дорога просто разбита, а тут явно старались, работали специальным фигурным катком. За 10 км ни одной машины не встретил, вот какая замечательная дорога получилась.
В Бедуэне, как я уже говорил, кемпингов аж три. Фактически даже четыре, но два из них довольно далеко от города. Два оставшихся - в самом городе. Трехзвездочный La Garenne - поближе и подороже, двухзвездочный La Meneque - подальше и подешевле. Гостиницы там тоже есть, но очень дорогие - когда я про них подумал, меньше чем полтинник за ночь мест не было.
Тема “звездности” кемпингов так и осталась мной непонятой. Иногда по цене “трешка” дешевле “двушки”, и, как я понял, вся разница - в “дополнительных услугах”. Две звезды - будет душ и электричество. Три - бассейн. Четыре - какие-нибудь горки, игровые площадки, причем велика вероятность, что мест под просто палатку не будет, и придется стоять по цене кемпера. Ну а пять звезд - там уже душевые кабины как домашние ванные комнаты, крытый бассеин, ресторан и прочее. И почти наверняка дорого, в Италии в таком стояли за 32 (если правильно помню) евро за два человека и палатку - правда, в пик сезона.
Я хотел остановиться в более дешевом, но не смог его найти. Потом только, когда уезжал из города, увидел указатели, а вот со стороны Со указателей не было вообще. Вернулся к La Garenne, на сайте которого не было упоминания про места для палаток, и приготовившись расстаться с тридцаткой за две ночи. Но на месте с меня взяли всего 15! Хотя место для палаток там и правда как-то не предполагалось, мне предложили встать на площадке со столом - видимо, она все же предназначалась для барбекю. А получилось, что у меня была отдельная, изолированная “поляна”, с собственным столом и скамейками. И в душе не было никаких “порционных” кнопок-веревок, получилось наконец-то погреть больную шею под горячей водой. Самый дешевый, и самый комфортный кемпинг получился. Ну разве что Wi-Fi до палатки не добивал, но можно было пойти на террасу, и пользоваться интернетом, расположившись на комфортном диване.
Т.к. приехал опять поздно, идти в город в магазины, а потом еще готовить в темноте, совсем не хотелось. А завтра - Мон Ванту, так что поужинать надо было плотно, чтобы за ночь подкопить энергии для подъема. Так что пошел сдаваться в ресторан кемпинга.
На многое в таких местах я не рассчитываю, но оказалось, что это самый настоящий ресторан. А раз ресторан, значит гулять! Надо же уже вино начинать пить, Франция же, а я еще не причастился винной культурой.
Вино Ventoux - лучшее из всего, что я когда-либо пил. Тут, конечно, важно уточнить, что в винах я абсолютнейший профан, и до этой поездки вообще не понимал, зачем оно надо. Теперь понимаю, и даже скучаю по винам. Особенно по Ventoux. Оно мне понравилось бы в любом случае, вино с таким названием не может не нравится велофану. Но оно действительно очень приятное, хотя, насколько я понял, не больно-то элитное. По крайней мере, поллитровый кувшинчик красного, под прованский салат с козьим сыром и вяленым мясом, да пасту с соусом рокфор, ушел легко и непринужденно, надо было бутылку целиком брать - было бы что сфотографировать на память. Во французской википедии этому вину посвящена статья размером с небольшой город, так что кто в теме - просвещайтесь
http://fr.wikipedia.org/wiki/Ventoux_(AOC)Шикарный подарок знакомым велофанам, если что ;)
Ночью опять было холодно. Пленка спасла от холода, но при каждом движении шелестела так, что я просыпался, и толком выспаться не удалось.
Пленка в палаткеС утра мне предстояло штурмовать Mont Ventoux. Наверное, если спросить у любителя шоссейного велоспорта, какие горы главные на Тур де Франс, он почти наверняка назовет Col du Galibier, Alpe d’Huez, вспомнит Col du Tourmalet в Пиренеях, но он не настоящий велофанат, если не упомянет Mont Ventoux.
На Галибье и Альп д’Юэз мне уже посчастливилось побывать, причем на Альп д’Юэз - во время двойного прохождения на юбилейном, сотом Тур де Франс 2013 года. Турмале - в планах, но туда весьма непросто добраться. Проехать мимо, не посетить “Гигант Прованса” я просто не мог. Нет таких обстоятельств, которые смогли бы заставить меня отказаться от восхождения на него.
Мон Вонту - это не перевал. Это именно гора, с метеостанцией на вершине, к которой ведут три дороги. Главная ее “достопримечательность” - “лунный” пейзаж. Последние километры подъема проходят по голой каменной пустыне, практически нет растений и животных, лишь велосипедисты, карабкающиеся наверх, или летящие вниз.
Ничего хорошего велосипедиста на этой горе не ждет. На выбор предоставляется снег с декабря по апрель, жара под 40 летом, или ветер (а иногда и вместе с жарой), который дует там 240 дней в году, и достигает скорости 320 км/ч. Поэтому нет ничего удивительного, что сотни велофанов со всего мира ежедневно ползут к вершине, в стремлении покорить легендарную гору. Вот такие мы дураки :)
Существует три варианта подъема на Мон Ванту. Самый сложный - от Бедуэна, 21,8 км со средним градиентом 7,43, причем последние 16 (!) км имеют средний градиент 8,9%! Вторая дорога, со стороны Malauc?ne, немногим проще, но главное отличие - со стороны Бедуэна ветер скорее всего будет встречным, в то время как от Malauc?ne скорее всего будет попутным. И если “повезет”, этим ветром будет мистраль. Самый легкий - со стороны города Со, 26 км со средним градиентом всего 4,4%, но на последних километрах, на границе “лунного пейзажа”, он сходится с дорогой от Бедуэна, так что совсем уж расслабиться не удастся.
Я выбрал подъем от Бедуэна потому, что он еще и наиболее известен. Именно этот вариант проходили на Тур де Франс 2013, именно здесь в 1967 году погиб Том Симпсон, а через три года получил солнечный удар Эдди Меркс, но сумел победить, и выиграть Тур. На самом деле, никакого выбора не было, все и так очевидно.
Спешить с утра было некуда, поэтому дождался, пока воздух прогреется, и лишь потом выехал. Зашел в кафе, съел сэндвич с ветчиной, выпил кофе, купил изотоник (припасы из Ниццы к тому времени уже кончились), сфотографировал совершенно неприметное начало подъема, и вместе с сотнями других велосипедистов отправился вверх.
Маленькая башня на вершине - цельПричем “с сотнями” - это не художественное преувеличение. Там реально были сотни человек. Оказалось, что в этот день проходило мероприятие “Ven24cancer”. Поиск на эту тему дает лишь голландские или бельгийские источники, но я так понял, что это благотворительное мероприятие - участники платят стартовый взнос, покупают сувениры и майки с символикой мероприятия, а вырученные средства идут на помощь больным раком. Некоторые участники вешали на свои велосипеды таблички с именами, видимо, своих родственников или друзей, больных или умерших от рака. На вершине участников ждал банкет, какая-то развлекательная программа, и на подъеме были “питательные пункты”, где они могли подкрепиться и пополнить запасы воды. Некоторые не ехали на велосипедах, а поднимались пешком. Опять же, судя по косвенным признакам, основное мероприятие проходило на подъеме от Malauc?ne, но многие предпочли подниматься от Бедуэна индивидуально. Знал бы - присоединился к официальному мероприятию. Сейчас модно быть яркими индивидуальностями, а мне наоборот нравится быть с людьми, объединившимися ради общей цели. Тем более что и целей сразу две - и людям помочь, и Мон Ванту покорить.
Но и индивидуальных “восходителей” было очень много. Так что если я и ошибся, говоря о сотнях, то, скорее, в меньшую сторону.
Начало подъема на гору “вялое”. Городки, кафе, рестораны, гостиницы, градиенты от 2 до 6 процентов. Дорога идет через лес, ничего не видно, и сначала непонятно, что ж тут такого-то ужасного. Пока не утыкаешься в первое “километровое надгробье” с отметкой 9%, и потом уже боишься смотреть на них.
Километровое надгробье Мон ВантуК своему удивлению, нескольких старичков я даже обогнал. Как обычно, за рекордами не гнался, но и отдыхать не планировал, т.е. не убиваться, но ехать. Да и не постоишь особо - холодно, однако! И чем выше, тем холоднее. Остановился лишь возле кафе, единственного на всей крутой части подъема, долить изотоника.
Отсюда начинается “лунный пейзаж”. В жаркие дни здесь плавится асфальт, и больше нет укрытия от ветра. Мне повезло - жары не было. Был ветер, к счастью, не 320 км/ч, но встречный и традиционно холодный. Упираешься в гору, обливаешься потом, и замерзаешь - невероятное ощущение! И, конечно, пейзажи. Фотографировал на ходу, извините, что получилось, то получилось.
Привет от Didi SenftПоследние километры подъемаКроме каменной пустыни, Мон Ванту отличается от просто высоких перевалов еще и тем, что она - самая высокая точка в округе, и нет ничего, за что может уцепиться взгляд - дорога, камни и небо. Постоянно видишь только башню на вершине. Его видно на старте, его видно последние километры перед финишем, но она не спешит приближаться.
Нельзя не остановиться у памятнику Тому Симпсону.
Тому Симпсону“There is no mountain too high…”
Дочери Джоан и Джейн13 июля, 13 этап Тура 1967 года. “Мое счастливое число 13” - сказал Симпсон перед стартом этапа. Говорят, что он остановился в Бедуэне, попить. В то время это было нормально. Некоторые говорят о пиве или вине, по другой версии - он выпил коньяка. Термометр на вершине показывал +55 - на солнце, тени там нет. Гонщик попытался атаковать, в попытке догнать уехавших Пулидора и Хименеса, но зашатался и упал. До вершины оставалось 3 км. Ему помогли сесть на велосипед, и подтолкнули в гору. Через несколько сотен метров он снова упал, моментально впал в кому, и через три часа умер.
Этот момент остался на кинопленке
Анализ крови выявил наличие алкоголя и амфетаминов. Доза не могла его убить, но позволила не замечать боли, и он умер от перегрева и обезвоживания.
Перед стартом тура гонщик купил недвижимость на Корсике, и ему надо было выплачивать кредит. Менеджер сказал ему, что если он не финиширует в топ-5, ему снизят зарплату.
Через три года, на том же месте, почувствовал недомогание Эдди Меркс. Он смог финишировать, но сразу отправился в машину скорой помощи, где ему дали кислород. «Я боялся. Я очень боялся», - сказал он позже.
Теперь у памятника Тому Симпсону всегда стоят велосипедные бачки с водой.
Вершина встретила традиционной “движухой”. Толпа велосипедистов, музыка, сувенирные лотки и магазины, тут же кормят участников Ven24cancer.
Участники Ven24cancerНа “сфотографироваться с табличкой” - очередь, и мне только со сторого раза удалось получить хоть сколько-нибудь нормальный снимок.
Очередь на фотографированиеА сфотографировать табличку без людей вообще нереальноВот и моя очередь пришлаПейзажиДолго не полазишь - холодно. Купил традиционный магнитик с вершины, перекусил в кафе (чай с пирожным - 7 евро), сфотографировал кепочку команды Русвело, подаренную ее генеральным менеджером Ренатом Хамидулиным, на фоне метеостанции, и основательно утеплился для спуска.
Отмечаю покорение Мон ВантуРусвело на Мон Ванту! И привез их туда я :)Перед спускомСпускаться решил по другой дороге, к Malauc?ne. И имею сказать, что эта дорога, пожалуй, интереснее, чем от Бедуэна. Если не важна “велоспортивная” составляющая, подниматься по ней лучше. Спускаться, впрочем, тоже - она шире, повороты прописывать можно не выезжая на встречку.
То же и там же, только с другой стороныMalauc?ne встретил вот таким магазином и Крисом Фрумом, победителем Тур де Франс 2013.
А магазин называется Ventoux finisherНа дороге домой ждал еще один перевал, со страшным названием Col de la Madeleine. Только не тот, который 1993 метра, а подделка. Его даже не показали на профиле 15 этапа Тура, хотя здесь гонщики проезжали.
“Поддельный” Col de la MadeleineПодъезды к перевалу своими лозунгами украсили французские борцы с усыновлением для однополых семей. Во время Тура шумиха по этому поводу еще не утихла, хотя во время трансляций французские телевизионщики старались избегать попадания протестующих в кадр. Нельзя же показать, как на родине толерантности происходят такие провокации!
Фу как грубо!Оставшиеся полдня потратил на бытовуху. Сначала нашел автоматическую прачечную (зашел в туристический офис, и спросил - вот и весь поиск), постирался. Пока машина работала, полистал журналы, и нашел целую серию материалов, посвященную юбилейному Туру. Оттуда с удивлением узнал про велосипедную церковь - надо будет включить в план будущих поездок.
Причем я, как признанный европеец, заинтересовавшие меня страницы сфотографировал на телефон. А какие-то орки просто вырвали часть страниц. Вот как таких пускают в Евросоюз? Почему до сих пор не делают какие-нибудь тесты, генетические там какие (я не биолог, я ITшник), чтобы отсеять недостойных? Ну или хотя бы отпечатки пальцев брали, как давно делают демократические эталоны США и Великобритания, чтобы потом определять, какая сволочь страницы вырывает, и больше не пускать ее к себе, или переселить на Украину, как цыган?
Падение Тома СимпсонаГорода-лидеры по посещаемости Тур де ФрансомВ полный рост встала проблема с зарядкой устройств, а в кемпингах с этим сложно. Т.е. розетки в публичных местах имеются, но оставлять телефон в туалете не хотелось. Попросил на ресепшене, не отказали - но видно было, что удивились. Так что зарядил только телефон и плеер. Надо будет все-таки купить портативную батарею - 200-300 грамм большой проблемы не сделают, а проблему с зарядкой решат. Тем более, что такой аккумулятор не страшно и оставить где-нибудь заряжаться на всю ночь.
На ужин пришлось делать выбор между ленью и сидром. Победил сидр, поэтому поесть купил в магазине (чечевичная каша с сосисками, в консервной банке - это гениально), и запил все это дело сидром, сидя за собственным столом.
КемпингНа этом горная часть поездки закончилась. К моему большому сожалению, но впереди ждало Средиземное море. Знал бы, что оно меня не дождется - поехал бы в Пиренеи.
Каждое утро сборы становились все труднее. Лень одолевала со страшной силой, а тут еще пленку сложить надо. Упихать ее в первоначальный объем практически нереально, я провозился с полчаса, и только стол спас положение. В целях экономии времени, проще купить несколько штук, и выбрасывать их по мере использования, но я пожадничал, а прохладные ночи еще вполне могли быть.
Так что выехал поздно, часов в 11. Программа предстояла “достопримечательная”, вот только я никак не мог определиться, как же ехать. Сначала все было понятно - Авиньон, Арль, Ним. А потом узнал про Pont du Gard, самый высокий сохранившийся римский акведук. Но расположен он как раз между Авиньоном и Нимом, и как попасть везде - непонятно. В конечном итоге это удалось, но как-то кривенько.
До Авиньона - вечный спуск. Был бы, если б все шло, как запланировано. Но сначала дорога D942, по которой я ехал, превратилась в четырехполосный автобан, с разделителем. Никаких запрещающих знаков я не увидел, но народ стал сигналить, да и навигатор эту дорогу не предлагал. Странно. Пришлось разворачиваться, и ехать через Monteux. Из которого потом не получилось выбраться, потому что все выезды в нужном мне направлении проходили через железную дорогу, а все переезды на ней были закрыты! Причем радикально - воротами. Навигатор об этом, естественно, ничего не знал, поэтому какое-то время пришлось двигаться по азимуту, придерживаясь направления на Авиньон, пока не нашлась дорога, по которой можно было ехать согласно указаниям навигатора. Так что каким образом я оказался в Авиньоне - понятия не имею. Еще раз возблагодарил GPS. Штука, конечно, дурная, но, при наличии собственных мозгов, помогающая выбраться из таких ситуаций, а по бумажной карте я бы там раза в два дольше блудил.
Самый загадочный дорожный знак, который я когда-либо виделЕще одна раскрашенная стенаВ Авиньон едут смотреть на всякое. В детали вдаваться мне было некогда, поэтому я ехал смотреть на Папский дворец - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, и один из крупнейших дворцов в Европе. И фиг бы с ним, но четырнадцатый век - настолько масштабных сооружений с тех времен сохранилось не много.
И не разочаровался. Заехать в Авиньон обязательно стоит, погулять тут есть где, и посмотреть есть на что. Дворец выглядит не как какая-нибудь разукрашенная стекляшка, а как мощное оборонительное сооружение на скалах, практически крепость.
Папский дворец в АвиньонеСтена у Авиньона тоже есть, и старый город имеется - все, что я люблю. Знай заранее, что так понравится - проложил бы маршрут так, чтобы в нем переночевать, благо, это очень просто - на острове посреди реки имеется множество кемпингов.
Мне же оставалось лишь пообедать под мостом Сан-Бенезе, на берегу Роны, и отправиться в Арль.
Тоннель под стенойМост Сан-БенезеВетер к тому времени поменялся на встречный. Это всегда портит настроение, так что Арль осматривал “без огонька”, ограничившись прямым проходом к амфитеатру. И, кстати, не могу сказать, что он произвел какое-то особое впечатление - слишком уж он окружен домами, масштаб оценить не получилось, хотя и обошел его по кругу.
Арена в АрлеНадо было что-то решать с ночевкой, для чего требовался интернет. Поискал Макдональдс на навигаторе - есть, говорит, тут буквально метров 200, приезжаю туда - а нету! Есть обычное кафе. В дальнейшем, неоднократно на такое натыкался - на карте еще есть, а в реальности в центре города Макдональдса нет, есть или на выезде, или в торговом центре, которые явно не в историческом центре. Такое ощущение, что фастфуд организованно репрессировали на окраины городов. Да и фиг бы с ним, там все равно дороже, чем в кафе, но интернет-то где брать?
Пошел “от противного” - поискал сети на телефоне, затем нашел кафе, которое называлось бы так же, как сеть. Пиво, сэндвич, и пароль от Wi-Fi, пожалуйста. Причем на вопрос, говорят ли тут по-английски, мне тетка за стойкой ответила в том смысле, что а сам-то чего по-французски не говоришь? Вот даже не удивился, на самом-то деле - в Бретани на предложение поговорить по-английски могли просто отвернуться. Но там деревни, а тут 200 метров до объекта всемирного наследия. И какие-то дикари понаехали, по-французски не говорят. Пришлось переходить на французский: вместо “beer, sandwich, Wi-Fi password” говорить “bi?re, sandwich, Wi-Fi passe”. Чувствуете разницу? Вот то-то и оно, принципиальная! Они еще попытались отбиться, задавая дополнительные вопросы, но нашли кого жамбоном и маргарином пугать, прости господи. Я на вашем жамбоне третью тыщу километров по Франции катаю! А “Кроненбург” ваш только под угрозой ночевки под кустом пью, потому что как был гадостью, так и остался, поэтому бокал petit.
Получив желаемое, стал искать что там с ночевкой. Все оказалось плохо - в районе акведука гостиницы дорогие, и в Ниме тоже. Про кемпинг в Ниме я заранее знал, но он там один, и это опасно. Но есть кемпинги в окрестностях Понт дю Гара, хотя и четырехзвездочные, но несколько. На том и остановился, хотя петляние получилось то еще.
Естественно, времени оставалось немного. А мне еще еду надо купить. И если консервированные равиоли на ужин у меня были припасены, и салатиком разжиться удалось, то вот сидра не было напрочь. Ни в одном магазине. Специально сделал петлю, чтобы заехать в крупный Карфур, но вечером субботы там была толпа и очереди на кассах. Остался без выпивки на вечер, ничто другое не соблазнило.
Выбирать времени не было, заехал в первый же встреченный кемпинг, километрах в пяти от акведука. Четыре звезды, бассейн, горки, ресторан даже - и ресепшен до 18.00! Прямо не ресепшен, а регистратура какая-то. Молодцы французы в плане поработать, я это давно знал. В шесть часов еще вполне себе время, чтобы ехать, я по опыту знаю, что и в семь, и в восемь народ еще тянется к кемпингам на ночевку, а этим пофиг!
Девочка из бара, правда, сказала, что можно заплатить утром. Знаем, ага-ага. Вот и она знала, что я знаю, как свалить не заплатив, поэтому потребовала паспорт вперед. А цену она не знала. Отличный сервис - паспорт забрать, и утром можно называть любую сумму. Куда ж он без паспорта-то денется.
Но было уже восемь часов, деваться некуда, пришлось соглашаться. Правда, телефон зарядить девочка позволила без вопросов.
Поужинав (консервированные равиоли - весьма так себе), чувства глубокого внутреннего удовлетворения не ощутил. Что ж я, абстинент какой-нибудь, чтобы так над собой издеваться? Подумал я и пошел в бар, за телефоном и чем-нибудь еще. Сидра, естественно, не было - на севере сидр, глубокомысленно послала меня девочка. Вино есть. Вечер провел на террасе с видом на замерзающий бассейн, с интернетом и бокалом вина. Зато нашел недорогое жилье в Агде - сначала планировал кемпинг на берегу моря, но жара аж 20 градусов, и в своей способности купаться в море я усомнился.
Всю ночь мелодиями и ритмами зарубежной эстрады 80-90-х годов прошлого века пробухала дискотека - где-то рядом, но спать не мешала. Девичьего визгу, правда, поначалу было немеряно! Я чего-то не знаю о французских дискотеках, видимо. Под утро пошла электроника, под нее спалось особенно хорошо.
Утром выяснилось, что за постой я должен 16 евро. Ну, спасибо что не 32. Самый дорогой кемпинг за поездку вышел, причем за что - совершенно не понятно. Душевые ужасны, вода оттуда вообще не стекает, стоишь в луже на холодном кафеле, вода - по кнопке, а как температуру регулировать, я так и не понял. Фу-фу-фу, не надо так делать.