Часть 2. ФлешбэкиПисать отчет об этом ПБП-2019 мне втройне сложнее. Во время бревета я иногда ловил себя на том, что не могу осознать, в каком году я сейчас нахожусь, а происходящее вокруг - реальность, или воспоминания. И это состояние не отпускало несколько дней. По прошествии времени, разделять события стало немного проще, но выяснилось, что особой драмы, равно как и комедии, в этот раз не будет - всё, что можно было рассказать на эту тему, уже рассказано.В КБПшной команде не существовало договоренностей насчет совместной езды. Для того, чтобы вместе ехать 1200 км, нужно долго и упорно скатываться, и не только тренировать навыки езды в группе, но и “выравнивать биоритмы”, чтобы есть и спать в одно время. Ничего подобного у нас в предшествующие сезоны не наблюдалось, все ездили как угодно, хаотически пересекаясь и разделяясь. Поэтому все разбились на группы по интересам, стартовали в разное время, и то, что я оказался в одной стартовой группе N с Кудриными и Лютычами, в целом, случайность. Я бы предпочел стартовать немного пораньше, но после того, как орги сместили стартовые группы, подходящего места просто не нашлось.
Кроме того, я глубоко убежден, что путешествуя в большой компании, возишь с собой кусок своей страны, своего окружения, и закрываешь себя для впечатлений “со стороны”. Поэтому, раз уж подготовленной компании для ПБП у меня не было, я осознанно хотел ехать в одиночку. Конечно же, не исключая возможностей встреч с одноклубниками, и совместным движением, насколько это будет возможным, но это не было целью.
А т.к. нас еще и выпустили “с колес”, с опозданием на 5 минут, то со старта я кинулся догонять основную группу, и довольно быстро нашел подходящую компанию. Нас было пять-шесть человек, все шли ровно, аккуратно, предупреждая о поворотах и опасностях. Но вскоре мы слились с еще одной группой, потом с еще одной, и группа превратилась в толпу, нахождение в которой нельзя было назвать безопасным. В придачу, куда-то пропали горки, так пугавшие новичков, и разбивавшие большие группы на более мелкие, по уровню подготовки. Первые несколько десятков километров были практически плоскими, и только в темноте мы большой толпой добрались до первого подъема, “у церкви” - ехавшие при свете могли ее не заметить, а вот в ночи она подсвечена. Раньше это был первый серьезный подъем на маршруте, но до него было несколько менее значительных, так сказать, подготовительных. Теперь особенность ПБП вставала во всей красе сразу, без прелюдий. И дальше уже пошел сплошной вверх-вниз, на котором нескатанные люди в нормальную группу собраться просто не смогут.
Подъемы я проходил бодро. Посчитал, за первые 200 км меня обогнали так, чтобы уехать, всего четыре человека. Всё-таки две недели в Италии, 1366 км с набором высоты 17000 метров, сказывались. Но потом все прошивали меня на спуске, и все начиналось заново. Ближе к концу ПБП со спусками у меня стало получше, но всё равно, считаю, что основные потери скорости на маршруте у меня происходили именно за счет спусков.
Не знаю, что почувствовали “первоходки” при столкновении с суровой французской действительностью. Кудрин теперь пытается утверждать, что про холмы его не предупреждали, или предупреждали “не так”, но как раз об этом я был совершенно конкретен в рекомендациях. Нужно проехать участок от Обояни до Белицы и обратно, и лучше ночью похолоднее - это будет максимальным приближением к условиям ПБП в Курской области.
Мне же к первой сотне километров стало скучно. Зачем я здесь, я всё это уже видел, опять почти четверо суток необъяснимого мужества и невнятного героизма, разворачивайся, пока не поздно. К счастью, управление быстро перехватила другая часть мозга, напомнившая, что надо бы уже сожрать что-нибудь. Трофейный батончик SIS, отжатый у команды Газпром-Русвело на чемпионате России по велоспорту в Белгороде, быстро подавил бунт, и в первому не-КП Мортань-о-Перш добрался твердым духом и стойким морально.
Где-то здесь встретился велосипедист в грузинской форме (вероятно, Aleksandre Gegechkori, M191, единственный участник от Грузии). Поприветствовал его, он в ответ поинтересовался, откуда я. Выяснилось, что у него мама из Курска, и он даже учился в курской школе, на КЗТЗ (назвал номер школы, но я забыл). К сожалению, ехал он медленнее (в конечном итоге он доехал до финиша, но не уложился в лимит), чем я, а во мне еще бурлил стартовый азарт, поэтому нормально пообщаться не получилось. А жаль, встреча даже по меркам ПБП неординарная.Не доезжая до пункта питания, зашел в бар за нормальным кофе. Ну, насколько можно называть “нормальным” кофе во Франции для человека, приехавшего практически из Италии - страны, где чтобы взбодриться, достаточно облизать ложку, которой размешивал сахар в кофейной чашке. А в Неаполе варят совсем уж адскую смесь. В 2017 году я долго не мог понять, почему у меня регулярно закладывало уши, пока не догадался, что этот эффект возникает от употребления местного кофе - давление подскакивало. Зато кроме традиционной печеньки, в кафе еще каким-то яблочным коржиком угостили.
Там же меня догнал Иван, стартовавший на 15 (фактически - 11) минут позже, что очень его обрадовало. Он сразу помчал на КП, я же не спешил, и вообще озирался в поисках какой-нибудь еды вне КП, памятуя очередь 2015 года. Еды не нашлось, но и очереди на КП не наблюдалось. Традиционная т.н. “паста болоньезе” (вот теперь я абсолютно убежден, что итальянцам нужно добиваться эксклюзивного права на названия “паста” и “пицца”, как у французов на коньяк и шампанское, чтобы всякие там “а-ля повара” не поганили своими кривыми руками великую итальянскую кухню), апельсиновая газировка, и, особо не тупя, отправился дальше.
Внезапно дошел символизм данной композиции. Два яблока символизируют сидр и кальвадос, велосипед символизирует сам себя, а лошадь - “тупую лошадиную работу”, ради которой эти с велосипедами сюда понаехали.
Добро. На “пожаловать” фломастеров не хватило, все на “кофе” ушли
Винишко на КП. Ценник, кстати, конский, раза в полтора-два дороже супермаркета
Вторая сотня зашла так же хорошо, как и первая (200 км получились за 8:30, это мой рекорд на ПБП), но затем начались проблемы. Энергия кончилась, накатила сонливость (которую не нужно путать с желанием поспать). В группах было не комфортно - откуда-то набежала толпа индусов, в любой группе оказывались они, а понаблюдав за их “мастерством”, а также организованным ими завалом, от их общества отказывался абсолютно осознанно. И правильно делал, это был не единственный завал при их непосредственном участии. Я всё понимаю, вера в переселение в душ и всё такое, но причем тут мы? Может, они там как-нибудь сами между собой переубиваются, без нашего участия, а? Японцы, кстати, оказались немногим лучше - лично наблюдал достижение иппонской кибернетики, которое, лежа на руле (без лежака, только локтями), двумя руками втыкало в телефон. В подъеме, на скорости 8 км/ч. Надо ли говорить, что я столько не выпью, чтобы назвать его движение прямолинейным?
Ночью, зачем-то стоим на светофоре
Когда-нибудь у меня получится нормально сфотографировать первую ночь на ПБП. Но не сейчас.
Скорость упала до неприличных значений. Начал подмерзать, пришлось надеть ветровку, но до первого КП Вилен-ля-Жуэль дополз даже с запасом по времени от графика. Первый штамп в маршрутной карточке, и “секретная столовая”, о которой я сам узнал только с третьего визита на этот контрольный пункт, чтоб она сгорела (найти столовую на этом КП просто - нужно раздвинуть очередь в бар, который возле отметок, за ней будет выход на улицу, и указатели на “ресторан”, расположенный на другой стороне улицы). Порция риса с курицей, веточка кислого винограда, сухая морковка, незаваривающийся чай, и отвратительный кофе - 18 евро. Собственно, если что и бодрит в столовых ПБП, так это только цены. Хочется побыстрее свалить, и добраться до нормальной еды. Но, пять утра, и бежать особо некуда.
Худший способ потратить 18 евро
После еды лучше не стало. Держать скорость не удавалось, движение вперед перемежалось с попытками вильнуть в сторону обочины. Все-таки не нужно путать вкусный и полезный алкоголь с пьянством, особенно в ночь перед стартом бревета. Я уже начал подыскивать остановку поуютнее, но сначала съел кофеиновый гель, потом дополз до кафе в городке Горрон, где традиционно останавливаюсь на кофе (в этот раз просто эспрессо, с круассаном вприкуску - маленький объем чашки избавляет от необходимости макать ошметки теста в кофе), и когда остановка нашлась (часов в 9 утра), на полчасика предался размышлениям о том, как же теперь жить, зная, что есть страна, где кофе эспрессо называют “экспресс”. А двойной, соответственно, “дубль экспресс” (или в другом порядке, я так и не осознал). Считаю, выбрал для этого лучшее время и место из всех возможных.
Утро в колхозе “Зори Бретани”
В Фужере с удивлением обнаружил, что доехал до него за 15 часов. Совершенно необоснованно подумал, что первая ночь прошла очень неплохо. На самом же деле, на гонках, в том числе в целях борьбы с сонливостью, в первую же ночь я потратил много сил, и это аукалось мне в дальнейшем.
Решил выпендриться знанием местности, поставил вел на парковку, и пошел отмечаться. Оказалось, что на веле нужно доехать почти до самого КП, т.к. оборудование, считывающее чип с нарамного номера, разместили там. Пришлось возвращаться. С этой новой системой получилось забавно - не на всех КП въезд и выезд совпадали, в том же Вилен-ля-Жуэле по дороге в Брест чип считывался при выезде с КП, а по дороге в Париж - на въезде. Поэтому время и скорость до первого КП в трекинге отображены некорректно, с учетом времени, проведенного на КП.
Поел, закинул “набор юного рандоннера” - BCAA-креатин-панангин (отличная схема - ноги не забивались от езды стоя, судорог тоже не было), указал Гримову, у которого что-то случилось с цепью, дорогу к механикам, переоделся в летнее (первый раз на ПБП я каждый день ехал в короткой форме - настолько было тепло днем), и отправился дальше. На отрезке до точки отдыха Кедийяк серьезных холмов немного, это один из самых ровных участков ПБП, но зато тут в полной мере разгулялся встречный ветер. Не припоминаю, чтобы раньше ветер во время ПБП хоть как-то влиял на мое движение. Он и сейчас не был сильным, но зато целый день, и после 300 км. Получалось тоскливо. В Тентиньяке не задерживался, только отметился, и поехал дальше.
Отличный вариант семейного велосипеда
Поймал шикарный поезд, из двух тандемов, и одного украинца, но ожидаемого эгегей не случилось - тандемы ехали очень неровно, дергано, и ожидаемо ускорялись разве что на спусках. Поэтому вскоре бросил это дело, и снова поехал в одиночку. Так меня и догнала Памела, итальянская знакомая по поездке в Кампанию 2017 года. С ней вместе доехали до Кедийяка, где у итальянской сборной был бэгдроп. Причем ближе к нему Памела от меня уехала, гоняться за ней у меня не хватило сил.
В Кедийяке пошел на разведку. На этом пункте отдыха я традиционно сплю на обратном пути, но в 2015 году мне не хватило спального места, пришлось спать на полу столовой. Выяснилось, что орги сделали правильные выводы, вынесли столовую из помещения в шатры снаружи, а все пространство отдали под спальню. Это вселяло надежду.
В плане еды повтыкал в boeuf bourguignon. Вообще-то это говядина по-бургундски, встретить которую в Бретани было несколько неожиданно. К сожалению, продавалась она порционно, в банках по 400 грамм, я столько просто не съем. А напарника не нашлось. Облизнулся, взял макарон, и, посовещавшись с коллегами по несчастью, решил часок подремать, т.к. спать, в общем-то, хотелось. Совсем как Попятову, с которым мы ехали в 2015 году. Заодно и ветер переждать. Для верности, выпил стаканчик красного, постелил дождевик на травке, и… тупо провалялся час без сна. С учетом еды, и похода в туалет в целях обновления целебной мази (в условиях ПБП - целая экспедиция!) - 2,5 часа как корова языком.
Этому стаканчику было грустно и одиноко, поэтому эффекта не случилось
Мазь, кстати, тоже от щедрот Газпром-Русвело - отвалили целый тюбик Elite O3ZONE. Я сначала к ней отнесся скептически, но в сочетании с хорошими велотрусами Sportful серии Bodyfit Pro с памперсом TC Pro seat pad (рекомендуемым производителем для длинных дистанций), купленными за 75 евро в Италии, по совету продавца велосипедного магазина Пескары, всё прошло великолепно. Я намазался на старте, через 300+ км в Кедийяке, и в нем же на обратном пути. Тогда же и велотрусы сменил, на Bioracer (купленными в Cafe Ciclista Denia за 50 евро - тоже отличные велотрусы для длинных дистанций за такие деньги, но, к сожалению, я не знаю модель и тип памперса, этикетки сразу выкинул). Абсолютно никаких проблем с пятой точкой у меня не было, ни во время, ни даже после ПБП. Хорошие велотрусы плюс хороший крем - секрет успеха. До которого, впрочем, еще предстояло доехать, продираясь через лямки велотрусов. Это очень, очень плохо, лямки на бревете, особенно 1200 км, но других годных велотрусов у меня просто не осталось.
А велотрусы из комплекта российской формы для ПБП мне не подошли, т.к. у них слишком толстый и мягкий памперс, не очень совместимый с моей индивидуальной геометрией.Из запомнившегося на участке до Лудеака - булочная-кондитерская, с большим объявлением о том, что во время ПБП она будет работать круглосуточно. Ожидая, что этот участок на обратном пути мне придется ехать ночью, зашел ознакомиться с ассортиментом. Пустые полки напомнили о советском слове “дефицит”. В изобилии были представлены только сырые макароны, из готовой еды - только несколько пончиков. За кофе направили через дорогу, где была организована палатка с торговлей и столиками. Из палатки за кофе отправили обратно в булочную. Подумал, что во время третьей ночи этот квест будет особо занимательным. Но как-то разобрались.
Километров за двадцать до Лудеака встретил первых возвращающихся. Сначала пронесся одиночный лидер, через некоторое время еще двое, которых откровенно “подпирала” машина без опознавательных знаков. Для немного знакомых с правилами гонок с раздельным стартом это выглядело особенно подозрительно - случайная машина не будет ехать в метре позади гонщиков. Ну а затем группы и одиночки пошли потоком.
В итоге, на КП в Лудеак я приехал в самый “замес”, когда встретились два потока, туда и обратно. Очередь в столовую начиналась еще на улице, но очередь желающих поспать была еще больше. Предложил встреченному коллеге-россиянину занять ему место в очереди за едой, чтобы он в это время занял место для сна. Когда он вернулся, я уже доедал очередное невыразительное. Но хоть спальное место ему досталось. А я спать в Лудеаке и не собирался, хотел дотянуть до пункта отдыха Сан-Николя-дю-Пелем, а если повезет, то и до Карэ. Дневной недосон, как ни странно, помог. Но, выезжая из Лудеака, зашел в бар за нормальным кофе. Экспериментально установил, что во французском исполнении только “дубль экспресс” дает эффект, хоть сколько нибудь сравнимый с маленьким итальянским эспрессо, и в дальнейшем брал только его, поражаясь разбросу цен, которые скакали от 2,5, до 3,5 евро за порцию.
Там же познакомился с образцом индийской логики. Индийский коллега просил два кофе эспрессо в одну чашку. На индийском английском, у французов. Его не понимали. Обстановка накалялась, с кухни подтягивались подкрепления, индус не сдавался. Насладившись зрелищем, всё же сжалился (больше над французами), и тонко намекнул, что два эспрессо в одной чашке - это двойной эспрессо, дубльматьивоэкспресс. Насладился сменой недоумения на лицах присутствующих на прозрение. Наградили дополнительным пакетиком сахара.
Покидал Лудеак уже после захода солнца, когда ощутимо похолодало. Но сильно утепляться не стал - #яжопытный, и знаю, что после остановки нужно потерпеть, а потом потеплеет. Тем более, что большинство КП на ПБП расположены на холмах, и, выезжая с КП, частенько не было возможности сразу вкрутить. Не потеплело, вторая ночь показалась более холодной, чем первая. В процессе выяснилось, что не показалось. Но до пункта отдыха доехал, тем более, что на этом участке горки вполне себе рабочие, есть где погреться.
В Сан-Николя-дю-Пелем что-то съел, и, не особо надеясь, пошел узнавать насчет поспать. Не скажу, что прям хотелось, но и надежда на Карэ стремительно таяла, а перспектива сна на обочине в условиях стремительно сгущающейся зимы пугала. Самостоятельно сориентироваться не удалось, обратился за помощью к волонтеру. Тот, кого я в темноте принял за волонтера, оказался мэром этого городка (1669 жителей на 2015 год). От него узнал, что Путин сейчас во Франции - ему показалось важным сообщить мне об этом. Но до спальни от меня довел. Места там сначала не оказалось, но буквально тут же нашлось - повезло. От предложения разбудить отказался, поставил на часах таймер на 1 час (на большее не оставалось запаса времени), укрылся одеялом с головой, и только успел подумать о геях (в плохом смысле), которые шуршат пакетами в спальне, как вырубился, не успев додумать эту чрезвычайно ценную мысль.
Проснулся еще до сигнала таймера, при этом чувствуя себя вполне адекватно. На улице был уже конкретный такой дубак. Начал утепляться, и с удивлением обнаружил, что вместо простых утепленных беговых тайтсов зачем-то взял виндстоперные. В них, может, и теплее, но они постоянно сползали по скользким велотрусам, не помогали даже завязки на поясе. А постоянно подтягивать их на ходу несколько проблематично. С другой стороны, это занятие отвлекало, и участок до Карэ прошел достаточно бодро, без традиционного провала в памяти. Другое дело, что ночью на этом участке мозгу просто не за что зацепиться, темнота и сплошные спускоподъемы.
В Карэ приехал со стойким отвращением к КПшной еде, которая доставила несколько неприятных минут еще в Сан-Николя-дю-Пелем. Но альтернативы в 5 утра, опять же, не наблюдалось. Пришлось стоять в очереди, в очередной раз убедившись, что очереди на ПБП образовываются на пустом месте. В этот раз кормление тормозил оживленный диалог между французской тетенькой и японским рандоннером. Она на французском, что курица-мясо-рыба, он на японском о чем-то своем - стоят, общаются. Вместе с ними стоят еще несколько десятков человек. Это был уже седьмой пункт на маршруте, с практически одинаковым набором горячих блюд. Уверен, что за это время уже можно было если не выучить их названия на французском, то хотя бы научиться тыкать пальцем в нужное.
Туман на выезде с КП Карэ тоже был традиционным. Но в этот раз он был не просто холодным, а ледяным! Он оседал на очках и одежде, и казалось, что еще немного, и вода превратится в ледяную корку. Попутно выяснилось, что из-за не подходящей по размеру жилетки ледяной воздух задувает за шиворот, а для меня это критично, сразу начинает болеть шея и между лопаток, и если это вовремя не пресечь, закончится всё плохо. Ситуацию спас оригинальный Buff от магазина “Кант”, доставшийся мне, в общем-то, случайно. В отличие от китайских подделок, этот бафф и греет, и дышит, т.е. под ним не потеешь, и не остываешь. Вторым, китайским баффом пришлось закрыть уши, а под каску нацепить велошапочку. Наблюдая под утро +4,7 градусов жары на термометре велокомпа, оставалось лишь жалеть о том, что не взял перчатки с длинными пальцами, и что рукава дождевика чуть-чуть, буквально на сантиметр, короче, чем хотелось бы. Народ потом и про +3 говорил - охотно верю, в низинах у воды вполне могло быть. Честно говоря, к такому я оказался не готов морально, тем более, что прогноз погоды от гугла обещал 10-13 градусов. Позже я пытался узнавать прогноз у французов, которые рассказали, что во французских прогнозах погоды больше говорится о том, какая погода была, чем о том, какая погода будет.
Тем удивительнее было наблюдать вокруг народ с голыми ногами. Но еще удивительнее было общаться с бразильским рандоннером, который на спусках аж орал от холода. При этом он рассказывал, что в 2015 году большая часть бразильских участников ПБП сошла именно из-за холода, т.к. французское лето оказалось холоднее бразильской зимы. На вопрос о том, почему он не сделал выводов из этого, ответить не смог. От предложения заехать в Бресте в Декатлон (я заранее узнал расположение Декатлонов по маршруту) отказался, а в технику утепления с помощью газет, по-моему, просто не поверил. Жутко интересно, доехал он, или нет, но запомнить его номер я даже не попытался. Впрочем, я сам каждую ночь обещал себе заехать в Декатлон и купить длинные перчатки, и каждый день решал, что обойдусь.
Подъема перед Брестом, которым обычно пугают новичков, опять не было. Странный какой-то подъем, для кого-то он есть, а для кого-то - нет. Просто обычные ПБПшные холмы, и вдруг телевышка. Хотя на самом деле подъем есть, почти 20 км, с перепадом высот от 100 до 350 метров (перевал Roc'h Trevezel в горном массиве Monts d'Arée), но он не сплошной, с небольшими промежуточными спусками, что сильно портит впечатление.
Я первый раз за 12 лет бреветной карьеры оделся настолько тепло летом
Рассвет встретил на перевале. Вместе с рассветом кончилась зима, и опять пришлось переодеваться - теперь в осень (а позже, на КП - в лето). Многократные переодевания, пододевания и снимания отнимали кучу времени и раздражали, но выбора не оставалось.
Пробка в белорусском стиле на дороге у французского Бреста
В Бресте у меня была цель - фото у таблички с названием города. В 2011 году я фотографировался возле нее, планировал и в 2015, но маршрут проезда по Бресту изменился, и таблички мы не нашли (или не заметили). В этот раз я подготовился, заранее нашел ее на гугл стрит. Вот только если в 2011 году у таблички стояла очередь из желающих сфотографироваться, то сейчас народ равнодушно проезжал мимо. Конечно, немного неудобно, что табличка располагалась на подъеме, но это же не повод! Бездуховные нынче рандоннеры пошли. И с географией не дружат - фотографируются “с Атлантическим океаном” на фоне моста в Бресте, за которым всего лишь река Элорн и материк. Океан с другой стороны, небольшой просвет между полуостровами Леон с севера, и Крозон с юга - это оно.
Вон тот просвет между сушей - выход в Атлантический океан
У меня в запасе лежит карбоновая рама, но я специально не стал ничего менять, и поехал на проверенном алюминиевом фреймсете Colnago, для которого это был уже третий Париж-Брест-Париж. Вместе с ним до третьего ПБП дожили тормоза, и передний переключатель. Колеса Fulcrum Racing 5 проехали свой второй ПБП, но с новыми подшипниками, и несколькими замененными спицами. Вещи в этот раз ехали на китайском багажнике с алиэкспресс, с креплением на перья и зажим подседельника, в сумке Vaude Silk Road объемом 9+7 литров. Хватило первых 9 литров, карманы не раскладывал. Да и 9 литров заполнялись только днем, когда запихивал всю “ночную” одежду. Крепится сумка четырьмя липучками, но для подстраховки я использую еще и карабин, который в этот раз пригодился - один раз липучки всё-таки не выдержали. Проблема была скорее в неправильном распределении груза, нужно было пользоваться раскладными карманами (что добавляет еще две точки крепления), но я не стал этого делать, чтобы не ловить ветер. Причем весь ПБП я думал, что при езде стоя у меня скрипит каретка после после мокрой дороги на контроль, но уже дома выяснилось, что скрипел всё-таки багажник, регулировочные винты которого я не додумался протянуть. Конфигурация, с которой предварительно было пройдено два двухнедельных шоссейных похода в сумме на 2500 км, в очередной раз показала себя вполне работоспособной, если не забывать о своевременной профилактике.
И, отвечая на часто задаваемый вопрос. Нет, на “баран” возвращаться не собираюсь, и новый вел на карбоновой раме тоже будет (когда-нибудь) с прямым рулем. Эта схема работает, а что работает, то не надо трогать.Селфи, ради которого пройдено 600 км
К моему удивлению, на КП в Бресте мы приехали почти одновременно с Шубиным и Миненковым (которого заметили, но потеряли из виду). Они выдающимся образом поспали в Карэ, так что Серега даже из 40 часов выпал. Злорадно порадовал Ивана известием о том, что тратить весь запас времени на сон в первой половине маршрута было неразумно, т.к. не факт, что за день после Бреста снова получится создать значительный запас на следующую ночь.
В брестской столовой обедать не стали. Я решил весь этот день попробовать обойтись без КПшной еды, и посмотреть, что на это скажет организм. По итогу, организм сказал “спасибо” - весь день прошел без проблем с пищеварением. Поели шикарных сэндвичей в булочной по дороге. Попытались найти там пирожные “Париж-Брест”, но вместо этого нам подсунули какие-то печеньки, тоже вкусные, но не пирожные.
Брест я покинул практически следуя своему графику - мне первый раз удалось наверстать отставание на участке от Карэ до Бреста, обычно успехом для этого участка было не потерять время. Но радоваться было особо нечему - я не заехал в кафе в самом красивом городе маршрута, Sizun, и даже не остановился там. Нарушение сложившегося порядка грозило крушением основ мироустройства, поэтому следовало исправиться на обратном пути.
Доехал, и не нашел всегдашнего кафе. Магазин на месте, часовня на месте, другие кафе имеются - а моего обычного нет. При этом народ что-то жрет. Оказалось, они окна перекрасили - были коричневые, стали зеленые. Это я спросил, сам бы в жизни не догадался, что так можно. Взял кофе. Свободных столиков не было, но пара французов, муж с женой, быстро подвинулись, чтобы освободить мне место за своим столиком. Причем мужчина поздоровался по-русски - он когда-то бывал в Восточной Европе, и привез оттуда некоторые познания.
Тот самый Sizun. Главные достопримечательности - Триумфальная арка (1585/1590 годов), склеп с изображениями монахов-францисканцев, в т.ч. святого Франциска, и статуями апостолов, и церковь с часовней в готическом стиле.
https://en.wikipedia.org/wiki/Sizun_Parish_closeЭта чашка кофе стоила мне часа времени, но мы отлично посидели. Они специально приехали сюда из другого города, чтобы посмотреть на участников ПБП. Рассказывал им про третий ПБП, про традиции, и потерянное кафе. Они понимающе кивали, для такого маленького и старого городка, как Сизен, покраска окон в другой цвет - значительное событие. Поговорили и про погоду, и про машинки (старые “Ситроены” лучше новых - кто бы удивился), про французский быт и моих о нем представлениях. Им было очень интересно, да и я как-то соскучился по общению с адекватными людьми, т.е. не велосипедистами. Я даже в какой-то момент забыл, что не просто турист, а матьиво рандоннер, у которого график и лимит. Жаль, билеты в Париж очень дорогие, и ничего ближе к французскому северу нет, потому что хочется уже приехать сюда нормальным туристом (ну ладно, не совсем нормальным - вело), вдумчиво осмотреть достопримечательности, посетить уже Мон-Сен-Мишель, замок в Фужере, музей сидра, и попробовать бретонскую кухню помимо блинов.
В Карэ удачно увернулся от еды в столовой, благо, маршрут проходил по центру города с массой едален прямо по дороге. К несчастью, не один я такой умный оказался, и в знакомом по 2015 году заведении с пиццей и прочими пирогами еды не оказалось - последние салаты забрали передо мной. Но буквально в соседнем здании была турецкая кебабная, где за 10 евро дали говяжьи котлеты, картошку и салат. Плюс 1 евро банка колы, и еще 1 евро - местный вариант пахлавы, с орехами и жидким медом внутри. Итого 12 евро и вкусно! Правда, пришлось подождать, но немногим дольше, чем в очереди на КП. Так что на КП заехал только отметиться.
Это - еда. А на КП - корм.
Там же встретил Миненкова с Малыхиным, которые решили таки объединить усилия в борьбе с ПБП. Судя по всему, мое появление их напугало, т.к. свалили они максимально быстро и малошумно, я даже не заметил, как. Догнал их еще до Сан-Николя-дю-Пелем, и простимулировал их словами о том, что у них проблемы, если даже я их догоняю. И потом еще раз в точке отдыха догнал. В процессе осознал, что повторяю ошибки и 2011, и 2015 годов, когда тоже гонялся между Карэ и Лудеаком, а утром в Фужере шел к доктору лечить колени. Поэтому больше уже не дергался, и до Лудеака ехал спокойно, предварительно подкачав колеса у механиков.
В Лудеаке зашел в уже знакомый бар. Он был близок к закрытию, но мне еще успели сделать сэндвич с ветчиной и сыром, картошку фри, и кофе, так что КПшной еды и тут удалось избежать. А половину сэндвича я потом забрал с собой, и доел где-то по маршруту. В этот же бар еще успел заскочить итальянец (потом двери заперли), и незамедлительно начал переодеваться - до велотрусов. Чем вызвал недоумение публики, т.к. делал это он прямо посреди зала. Итальянская непосредственность.
На КП отметился, и сразу поехал. В 2015 году бросок в ночь, от Лудеака до Кедийяка, был для меня практически испытанием воли. В этот раз никаких проблем, сел-поехал. Не знаю, на чем была основана уверенность в успехе.
Выезжали с КП вместе с русскоговорящим пареньком. Было уже темно, рассмотреть его я не успел, заметил только, что передняя фара у него закреплена под нарульной сумкой. На выезде с КП у него возникли проблемы с ней, он остановился поправлять провода, и я уехал вперед. Через некоторое время меня догнал велосипедист с нарульной сумкой и фонарем под ней. Пристроился рядом, начали общаться. Говорил в основном я, коллега только издавал разные звуки, воспринимаемые мной как одобрительные реплики. Так мы ехали довольно долго, пока мужик на внезапном французском не признался, что он “алемань” (немец, в смысле), и ничего не понимает. Ну твою ж мать, нормально всё было, вот чё ты начинаешь? Фриц, одним словом. Поехал один.
Далеко не уехал, т.к. впереди, озаренная светом уличного фонаря, замаячила королевская лавочка - деревянная, под крышей остановки, и пустая. Упускать такой шанс было нельзя. Прилег на полчасика, сквозь дрему выслуживая завистливые замечания коллег. Часы это время за сон не посчитали, но я всё равно взбодрился.
Вот только подъем дался тяжело. Вроде и не замерз, пока лежал, и одет был тепло, но как только поехал, начало трясти. Да так, что руль держать было тяжело. Вылезли все недостатки моей экипировки - через короткие рукава задувал холодный воздух, а клеенчатый дождевик, хоть и защищал от ветра, в местах соприкосновения с майкой работал как холодильник. Португальская веломайка российской формы явно не подходила под французскую погоду. Но и тут повезло - возле жилого дома попалась точка с добровольцами, подкармливавшими рандоннеров. С костром и спальными местами. Погрелся, и попросил у них газету. Пришлось перебрать все известные мне названия печатной продукции на всех известных мне языках. Под внимательными взглядами публики, подсунул ее между дождевиком и майкой, а также под рукава там, где их длины не хватало, зафиксировав это с одной стороны часами, а с другой - браслетом в цветах французского флага (собственно, с этой целью я браслет на бревет и взял). Стало намного лучше. Остатки газеты забрал с собой, на всякий случай, т.к. второй раз с нужным словом можно было и не угадать.
В уже знакомой булочной на полпути выпил какао, и пообщался с рандоннерами из Сиэтла. На происходящее вокруг климатическое безобразие они смотрели очень спокойно. Оказалось, что у них в Сиэтле такая же погода, и им не привыкать. Уезжая, сказал, что разрушили мои представления об Америке как о стране вечного лета, над которой никогда не заходит солнце. По-моему, иронию они не поняли.
Отличная же кровать. Непонятно, почему никто не воспользовался...
В Кедийяке спальные места были. Сразу занял себе коечку, и пошел в душ. До сих пор считаю душ на бреветах излишеством, особенно за такие деньги (4 или 5 евро), но один раз можно, раз уж всё равно планировал переодеваться. Заняло всё это почти час, поэтому на сон осталось тоже около часа. Лег, сразу вырубился, и проснулся ощутимо посвежевшим, хоть и по сигналу таймера. Выезжал с рассветом, в самую зиму, но до Тентиньяка добрался как раз к тому времени, когда обычно наступало лето. Быстро переоделся, съел сэндвич, и ломанулся в Фужер, за блинами.
Ну, как ломанулся. Попалась кондитерская, где еще в 2015 году ранним утром наслаждался свежайшими макаронами (фр. macaron) - которые печеньки. В этот раз их не было, взял обалденное пирожное, с клубникой снаружи и крем-брюле внутри. Расположился прямо на асфальте у входа, и, под пожелания приятного аппетита и бон куража от посетителей кондитерской, жадно сожрал. Надо было, конечно, кепочку перед собой положить - думаю, мелочи бы накидали, пирожное точно бы отбил.
На одном из спусков, который упирался в Т-образный перекресток, наблюдал последствия потери концентрации. Кто-то не вписался в поворот со спуска, и вылетел с дороги. Возле него уже стояла скорая, но вроде живой. Это немного напрягло, да и ночью у меня уже был момент, когда на извилистом участке я с трудом разминулся со встречной машиной на спуске. Я закладывал поворот по встречке, рассчитывая, что увижу отсвет фар встречных машин заранее, но именно в этом месте оказалось такое сочетание поворотов, при котором свет фар появлялся почти одновременно с самой машиной. Всё это отбило и без того невеликое желание ускоряться на спусках.
Ближе к Фужеру поймал хорошее колесо, в лице англичанина. Он сначала долго присматривался, но, убедившись, что на колесе я сижу уверенно, предложил ехать сменами. К сожалению, из этого ничего не вышло, т.к. на ровных участках я не мог поддерживать заданный им темп (он ехал с лежаком), а на подъемах отставал уже он. Поэтому успокоились, и просто поехали рядом, общаясь. Он спешил, так как на одном из КП его не разбудили, он выпал из графика открытия КП, и теперь боялся, что это повлияет на зачет. Причем, судя по стартовой группе из конца списка, он давно наверстал оставание. Объяснил ему, что он зря суетится, т.к. даже в правилах прописана возможность догнать отставание за следующие два КП, а по факту это никем серьезно не контролируется, и главное уложиться в контрольное время на финише. “Это круто - знать правила”, сказал мне успокоенный англичанин.
Так до Фужера и доехали, где я попрощался, и не доезжая до КП остановился у вожделенной блинной - той же, где и четыре года назад. Гречневый блинчик с ветчиной, сыром и яйцом, кофе и вода. Вкусно, наелся, и всего 6,5 евро. Возможность почувствовать себя нормальным человеком, за столиком в кафе наблюдающим за несущимися куда-то толпами велосипедистов - бесценно. А уж когда подошла француженка, и с неподдельным восхищением начала сыпать комплиментами о том, какие мы все мужественные и герои, совсем расслабился. Осталось-то всего 300 километров, а я молодец, так что доеду и без перчаток с длинными пальцами. #неповторятьвсетрюкивыполненыпрофессионалом
На КП в Фужере неожиданно собрались почти все “соучастники” от КБП - Малыхин, Миненков, Гончаров,
Гримов (у которого начались проблемы с шеей, и от Фужера до финиша он ехал в поддерживающем бандаже), я, и где-то недалеко
Шубин, который опять проспал всё в Тентеньяке. Антон Луценко к тому времени уже финишировал, Серега Проскурин тоже стремительно к этому приближался, а
Кудрины, чье отставание доходило до трех часов, после Бреста раскатились, и сократили разрыв до полутора часов. Лютычи же сошли еще в Лудеаке на пути в Брест, из-за проблем с ногой у Марии.
Решили, что раз уж так сложилось, ехать вместе, сколько получится. Это “вместе” было очень относительным, группы у нас не было, но мы ехали более-менее рядом. В городке Ambrières-les-Vallées (тот, который с рекой и мостом) наконец-то остановился у ресторанчика, который давно хотел посетить, но всё не было повода. Там кормили - не дешево, но, по крайней мере, съедобно. После еды коллеги начали засыпать. Некоторые даже пытались делать это прямо за столом, хотя в ресторанчике было оборудовано спальное место. Выехали, но постепенно рассыпались, и до КП доехали вдвоем с Гончаровым. Традиционно сфотографировал 1000 км на спидометре, случившуюся, традиционно, немного не доезжая Виллен-ля-Жуэля.
Въезд на это КП мало кого оставляет равнодушным. Даже когда делаешь это в третий раз, арка и толпа болельщиков, аплодисменты и приветствия - не надоедает. Раньше на этом КП еще и подарки дарили - в 2011 году брелок, в 2015 - затягивающийся мешок на лямках (отличная штука, такие потом на “Чуйском тракте” использовались для бэгдропа). В этом году было намного скромнее - только наклейки.
И здесь я совершил ошибку, стоившую мне кучу времени, и хорошо, что не всего ПБП - поел на КП. Взял курицу и картошку, которые попросились “на выход” еще до того, как я их доел. С первого раза я их намека не понял, и, вернувшись из экспедиции, попытался продолжить их есть. Спасло, что нормальный туалет на этом КП столь же секретный, как и столовая, и там не было очередей.
По итогу, потерял на этом КП больше, чем восстановил. Откровенно плохо себя чувствуя, оставил Игоря в компании механика, чинить порвавшийся внутри рамы трос переключения, и поехал в печальном одиночестве. На этом фотографии у меня заканчиваются, т.к. про фотоаппарат я уже не вспоминал, сосредоточившись больше на борьбе за выживание.
Последние фотографии с маршрута ПБП
Я рассчитывал доехать до магазина со знакомой русскоговорящей словачкой, купить Рэд Булл на ночь, и может быть даже добыть у нее что-нибудь против отравления, т.к. активированного угля у меня в аптечке почему-то не оказалось. Но в ожидаемом месте я его не увидел. А затем, пересекая городок Mamers, я почему-то не остановился возле самодеятельного пункта питания, организованного силами жителей. Почему - теперь объяснить не могу, равно как и не догадываюсь, почему не вернулся, хотя знал, что дальше до самого КП Мортань-о-Перш ничего не будет. Вот что еда с КП на ПБП делает. По итогу, перед последней ночью я остался: а) больным; б) без энергетика; в) голодным, т.к. тошнило даже от мыслей о еде с КП. Еще и догнавший Шубин раздражал своей неуместной бодростью. Мысленно, я уже признал, что был неправ, и больше - никогда, но в ночи, когда оставалось чуть больше сотни километров до финиша, это уже не имело смысла - нужно было доезжать. И для этого не требовалось даже “любой ценой”.
В Мортань-о-Перш в ночи найти еду вне шансов уже не было. Взял какой-то макаронный салат, привлекший внимание герметичностью упаковки, колу, и приступил к обдумыванию сложившейся ситуации.
Именно спать в последнюю ночь я изначально не планировал, рассчитывая обойтись “подручными средствами”, в смысле остановками и лавочками, при необходимости. Но без стимуляторов (не считать же таковым кофе с КП) шансов на это было мало, поэтому Шубин уехал один, а я остался. В спальню не пошел, завалился прямо на полу в столовой, и, неожиданно, даже немного поспал. А тут как раз и Кудрины догнали. И у них даже был Ред Булл! Чем и приманили, так что с КП уехали вместе.
Поначалу ночь казалась теплой, уж по крайней мере теплее предыдущих. Но чем больше мы в нее углублялись, тем хуже мне становилось. А тут еще Кудрины, возглавившие пробег, в процессе выяснения, кто из них большая няшка, пропустили поворот на неочевидной развилке. Когда мы наконец-то об этом догадались, и вернулись обратно на маршрут (накрутив 11 километров), я вспомнил это место - в 2015 году именно тут я утеплялся, и охрип кричать “Left!!!”, т.к. примерно половина всех участников пыталась уехать не в ту сторону. Только в 2015 году эту развилку украшало целое панно из стрелок, а сейчас их было от силы пара штук.
По дороге попили кофе в кафешке, у которой в 2015 году я эффектно упал, пытаясь слезть с велосипеда. В этот раз упали только велосипеды. Почему я не взял там какую-нибудь плюшку, ведь рядом была работающая булочная - неизвестно.
Последние километры до Дрё были самыми тяжелыми на этом ПБП. Хотя это обычное дело. В 2011 году на этом участке я заснул на лавочке, не успев включить будильник, и проснулся от холода. В 2015-м - засыпал на ходу, и проехал поворот возле самого КП, потому что решил, что так будет лучше. В этот раз мне было просто физически плохо. Я потихоньку замерзал, но сил на то, чтобы греться активным педалированием, уже не было, не помогали даже гели. На рассвете, когда почти встало солнце, и до тепла оставалось совсем немного, я почти созрел остановиться и завернуться в спасательное одеяло, дожидаясь потепления, но неимоверным усилием заставил себя ехать за Кудриными. Позже близость КП придала сил, и до Дрё я всё-таки доехал. Но радости не ощутил.
На КП мы решили не тратить много времени. Я надеялся на пирожные “Париж-Брест”, которые в 2015 году тут были, но в этот раз от них осталась только табличка на витрине - всё подъели приехавшие раньше. Съели что-то другое, и, забрав с собой Шубина, который остался спать в Дрё, чтобы приехать на финиш торжественно, при свете дня, отправились штурмовать последние километры.
Штурма у меня не вышло - еле успел выехать из города, чтобы отправиться искать кусты поуютнее. При этом, попросил Шубина подождать меня где-нибудь, но он, как частенько с ним бывает, услышал что-то свое. В придачу, на дороге через поля, где долгое время не попадались стрелочки, какому-то педанту из собравшейся группы показалось, что мы едем неправильно, т.к. трек совпадает с маршрутом 2015 года. Нафига ему в навигаторе был трек 2015 года - непонятно, но тупили мы долго, пока нас не догнала машина с организаторами, подтвердившими, что едем мы правильно, и треки действительно совпадают в этом месте. Потом еще останавливался переодеться в летнее (а это с каждым разом длилось всё дольше и дольше), предфинишной эйфории не случилось, и догнать Кудриных и Шубина “получилось” только уже после финиша. Улучшить время не удалось, итог получился даже немного хуже 2015 года, при том, что маршрут должен был быть короче, и обещал как минимум полчаса к результату только за счет этого. Зато медальку повесили сразу, а не почтой через полгода-год.
Пикник после финиша
Очередная медаль
А вот табличек-указателей в этот раз не досталось, хотя я не сильно и старался их добыть - с табличками (а точнее, с их отсутствием) связаны были скорее неприятные воспоминания. Причем свидетели потом показывали, что на финише были целые коробки неиспользованных табличек, и что мешало разместить их на маршруте, не заставляя тупить в поисках указателей по маршруту - непонятно.
После финиша я хотел остаться в Рамбуйе, и дождаться банкета. Но организм не очень тонко намекал, что это не очень хорошая идея. Так что немного посидел на травке с одноклубниками (Шубин припер ящик сидра, которым и отметили финиш), побродил по финишному лагерю, пообщался с питерцами, познакомился наконец-то со Светланой с Камчатки, которой когда-то пообещал приехать на бревет (и теперь вот изучаю повадки медведей), и отправился домой. Своим ходом, не доверяя организм электричке. Только телефон сел, поэтому дорогу я искал долго, и в конечном итоге до Морпа меня довезла канадка, упомянутая в самом начале отчета. Она доехала только до Бреста, поэтому была относительно бодра и весела, хотя помнила дорогу очень приблизительно. А в Морпа встретились Кудрины и Лютычи, которые возвращались с финиша электричкой, с ними до гостиницы и дошел. Потом были посиделки во Фланче, посиделки в гостинице, посиделки во дворе гостиницы (вино “на после финиша” было припасено еще до старта), и только хоровое покашливание из окон, выходящих на нашу компанию, заставило разойтись по номерам.
Компромат на себя лучше показывать самостоятельно. Тогда это не компромат, а свободный человек отдыхает в свободной стране. Легендарный “Житан”, кстати, французы испортили.
Ширится ганебная зрада. Зреет генотьба против боротьбы.