Каждый год мы с друзьями-велосипедистами в апреле на недельку выбираемся в Крым. Отдохнуть от зимы, попить дико модных крымских вин, портвейнов, коньяков и прочих производных от винограда. Ну и покататься на велосипедиках по местным горкам (опционально).
Однако, в этом году нашим планам насчет Крыма не удалось сбыться. Альтернатива в виде Турции рассматривалась, но не прельстила. Поехать-то можно, только где там кататься на шоссейнике лично мне неизвестно, а “олл инклюзив” - это разврат.
Неожиданно вспомнилось, что у меня еще шенген имеется, и можно махнуть в Европу. Причем не очень принципиально, куда, лишь бы недорого и тепло. Рассматривался вариант сгонять в Бельгию, на неделю Арденских классических велогонок (Амстел Голд Рейс, Флеш Валонь и Льеж - Бастонь - Льеж), с заездом в Лилль к моему французскому другу Роже. Но Бельгия в апреле - это слишком холодно для палатки, и слишком дорого для гостиниц в любое время года. Относительно недорого можно было долететь до Женевы (что Аэрофлот, что Swiss - велодружественные, и возят велосипеды бесплатно в счет багажа), но там высокие Альпы, где в апреле делать нечего - снег и холодно.
И тут следите за мыслью. Российские велокоманды “Катюша” и “РусВело” базируются в Италии, рядом с Гардой - ездили, видели. И сотрудники летают туда не через крупные аэропорты Милана или Турина, а через Верону. Значит, они что-то знают! Полез смотреть, сколько стоит долететь до Вероны - и вот оно! S7, прямой рейс из Москвы, удобный (утром, но не рано, легко успеть с поезда; обратно днем, можно спокойно собраться, и вечером спокойно сразу уехать поездом домой), да еще и билеты “промо” в наличии - 11261 рубль! Халява практически, так дешево в Европу я еще ни разу не попадал.
Стал исследовать варианты поездки. С палаткой получался отличный маршрут через Болонью, Флоренцию, Пизу, Специю, Геную и Гарду. Но в апреле далеко не все кемпинги работают, а ночевать в кустах лично я не люблю и не хочу. Гостиницы - вообще ужас-ужас, цены конские. Особенно впечатлил хостел в Вероне, с ценником в 50 евро за койку в общем номере. “Открытий чудных” в Европе на много поколений туристов припасено. Я то думал, что 50 евро за одноместный номер в Ницце было дорого.
Спасение нашлось в airbnb. Стал смотреть варианты - да пожалуйста, комната на одного за 15 евро в прилегающих к Флоренции районах вполне реальна.
Но тут к моим планам присмотрелись друзья. Да, говорят, отличный вариант, погнали!
Так нас стало четверо. И все - Алексеи. Будем рвать шаблоны насчет русских Иванов.
Жилье на четверых найти несколько сложнее, но, как оказалось, вполне реально.
Сервис airbnb - это посредник между хозяевами, сдающими свое жилье, и нами, туристами. Вариантов много, на любой вкус и кошелек, все условия обсуждаются заранее, перед бронированием. Единственный недостаток - деньги снимаются с карты в момент бронирования (однако к хозяину квартиры попадают только через сутки после запланированного заселения, и если что не так - можно попытаться жаловаться и возвращать деньги), и условия проживания и отмены бронирования могут быть довольно жесткими.
В качестве базы был выбран север Тосканы. Просто потому, что там много вариантов жилья, и масса достопримечательностей. А мы все же не на всю голову спортсмены, и совместить катание с туризмом очень даже горазды. Кроме того, Тоскана - это еще и не последнее место в велоспорте. Достаточно вспомнить молодую, но уже популярную велогонку Strade Bianche, по “белым дорогам” Тосканы, а еще в прошлом году в Тоскане проходил Чемпионат мира по велоспорту, запомнившийся отвратительным погодными условиями, и обидным вторым местом Хоакима Родригеса из российской команды “Катюша”.
Флоренция отпала - дорого. В принципе, есть и недорогие варианты прямо рядом с ней. Например, за 40 евро/сутки можно было снять часть дома буквально в 7 км от города. Из которых пять - в холм, на высоту под 400 метров. И так каждый день - то еще удовольствие.
Так вырисовалась Пистоя - маленький городок у подножия гор. Много недорогого жилья, нет толп туристов, горы - рукой подать, и вокзал, с которого можно уехать почти в любую точку Тосканы.
Переговоры с хозяевами тоже довольно увлекательны. Нашим требованием были четыре отдельных кровати (далеки мы еще от европейских ценностей, хотя двое из четверых бороды уже отрастили :)), интернет с Wi-Fi, и возможность разместиться с велосипедами.
Я написал шести хозяевам, ответы получил от четырех, причем один ответ - на русском.
Один домик отсеялся сразу: да, 50 евро за ночь, но раз хотите отдельные кровати, то накиньте десяточку, гараж для велосипедов - еще десяточку. Итого уже 70. Я вежливо отказался, мотивировав слишком высокой для нас ценой, так еще и выговор получил, мол, найдите дешевле, желаю приятного отдыха. Цэ Италия, это присловье потом прочно вошло в мой лексикон.
Еще один отличный домик за скромные 330 евро за неделю (с уборкой, без сбора airbnb) мы просто упустили - пока согласовывал со всеми, его перехватили.
Изначально, я не очень хотел квартиру - с велосипедами не удобно, поэтому искал дом или часть дома. Но подкупил ответ от хозяйки квартиры в спальном районе Пистои, Федерики. Мой папа тоже велосипедист, приезжайте, будем рады! Четыре кровати - сделаем, интернет - проведем, велосипеды - хотите в гараж, хотите в квартиру, доплачивать не надо. Ну как тут не согласиться? В итоге, со всеми сборами (airbnb, и за уборку) вышло 4440 рублей на человека за неделю, за квартиру с двумя спальнями, гостинной, кухней со всем оборудованием, двумя ванными (в одной ванна, в другой душевая кабина), двумя балконами, гаражом и супермаркетом прямо в этом же доме. Халява же!
Вот так и получилось, что с 18 по 27 апреля курская делегация в составе четырех Алексеев высадилась на итальянскую землю, с целью вкушения местных благ и приобщения к итальянским ценностям. А название “Весенний Крым” для отчета так и осталось. Мало ли, из-за чего я еще куда не поеду, что ж - каждый раз название новое придумывать?
Поездка получилась не то, чтобы дешевой, но и не дорогой:
11261 р. - билеты
12450 р. - 250 евро наличными
810 р. - страховка (Альфа-Страхование, с расширением “велосипед”)
3080 р. - транспорт в аэропорт и обратно
4440 р. - жилье в Пистое
2250 р. - ночевки в Болонье и Вероне
Виза у меня была, а остальным участникам пришлось отдать еще около 5000 р. в воронежском визовом центре. И еще около сотни евро ушло на поезда, которые мы использовали для того, чтобы посмотреть побольше, и не катать одними и теми же дорогами. Грустную тему с сувенирами и дьюти-фри опустим, в расчете на умного читателя, который сэкономит на этом.
Итого у меня получилось 40000 р. И сувениры. Если учесть, что курс евро значительно вырос, а общие рублевые расходы на недельную поездку в Европу лично мне удалось даже сократить - это прогресс.
Описывать дорогу не буду - все продумано и отработано. Приятным сюрпризом оказался дешевый анапский поезд до Москвы - новые вагоны, с биотуалетами. Аналогичный фирменный “Соловей” стоит в полтора раза дороже. Разве что проводник пытался докопаться до велосипедов - мол, платить надо, но начальник поезда ему все объяснил. На всякий случай напоминаю, велосипеды в разобранном упакованном виде перевозятся в поездах бесплатно, в рамках нормы багажа. А за деньги - в неразобранном, но в багажном вагоне, которого нет.
В московском метро на упакованные велосипеды традиционно не смотрят, даже как за багаж денег не берут. В аэроэкспрессе тоже, разве что в домодедовский аэроэкспресс зачем-то впихнули стойки для багажа, как в шереметьевском, как раз в те места, где удобно было размещаться с велосипедами. Но все равно никакой проблемы с перевозкой не возникает.
Правда, не у всех моих коллег был опыт перевозки велосипеда в самолете, поэтому накосячили по мелочи. Например, с одного велосипеда седло с подседельником не были сняты - в результате чехол не пролез в просвечивающий аппарат на входе в аэропорт, пришлось прямо там разбирать. К счастью, у нас было много времени.
Назвать бы S7 жадинами! А чо они всех регистрироваться у стоек самостоятельной регистрации заставляют?! Ладно бы если без багажа, но нам какой смысл - все равно же потом в очереди стоять, чтобы багажные бирки получить. Только две очереди выстаивать. И еще вина не наливают в полете. Но за 11261 рубль - фиг с вами, вискаря я сам в дьютике куплю. Кстати, дурное влияние соратников - я обычно в самолетах даже бесплатное вино не пью, а тут за свои брали, так еще и употреблять начали прямо в аэропорту. А главное - зачем??? 0,5 на троих (четвертый отказался) на вере в аэродинамику не отражаются, да и поспать в самолете все равно не удастся - уснешь, а соратники твой обед сожрут. Не понимаю.
Мой план заключался в том, чтобы по прилету собрать велы в аэропорту, доехать на них до вокзала, и поездом доехать до Болоньи, где предполагалась ночевка. А с вечера в Болонье еще успеть съездить к Мадонна-ди-сан-Люка - католическое святилище, лично мне интересное больше тем, что в подъем к ней финиширует велогонка с более чем столетней историей - Джиро дель Эмилия. А на обратном пути поесть чего-нибудь болонского, с употреблением за успешное начало поездки.
Но по плану не получилось. Сначала, в целях экономии времени, большинством голосов было решено ехать на вокзал на автобусе-шаттле, добираться в Болонью, и уже там собирать велы. По замыслу инициаторов, это сэкономило бы нам пару часов. Я справедливо усомнился, но мне, по многолетней традиции, никто не поверил.
В результате мы с приключениями запихали четыре велосипеда в автобус (та еще задачка), и таки успели на поезд пораньше. Поезд тоже с приключениями - машинист вышел зачем-то, а двери взяли и закрылись. Состав старый, где двери открываются централизованно, а закрываются по таймеру. Машинист бился в окна, и просил кого-нибудь что-то нажать изнутри - я видел, в чем дело, но не понимал, куда жать, а немногочисленные итальянцы в вагоне не сразу поняли, зачем открывать дверь каким-то хитрым способом непонятному мужику в гражданке. Це Италия :)
Кабину машиниста даже не закрывают
Потом мы собирали велы в толпе посреди вокзала Болоньи. Один из крупнейших вокзалов Италии по пассажиропотоку, самое место, ага. В процессе выяснилось, что погнут петух (держатель заднего переключателя) на одном из велов. В общем, пока то да се - 6 евро за пятнадцатиминутную поездку на автобусе привели к экономии аж целого получаса. Затем выяснилось, что я купил хреновые батарейки для навигатора, на которых он работает аж минут 20, и мы еле добрались до гостиницы. В гостинице из персонала оказалась одна бабушка, которая не говорила по-английски, и первый день стремительно скатился к феерическому бреду. Никуда мы не попали, ничего не увидели, проковырялись с велами и батарейками. Зато всю жизнь запомнили одно итальянское слово - мартелло, молоток, и обзавелись ветошью с логотипом отеля. Вот за что люблю маленькие семейные отели, так за отзывчивость. И через гугл-переводчик у бабушки молоток попросили (хотя он и не нужен), и ветоши она сама надавала, и дорогу к магазинам обрисовала.
По той же причине, старт поездки отметили соответственно - на троих, но бездуховно, кебабом и пивом. Одно утешение - лепешки были фантастически вкусные, идеально поджаренные и вкусно пахнущие травками. Понятия не имею, как называются, но только ради них стоило посещать Болонью.
Беспонтовый болонский ужин
Четвертый Алексей на этот вечер от нас отбился, отправившись в Имолу, к своему другу, и тоже развлекался как мог - сломал зажим подседельного штыря, и потом вечером пятницы искал замену. Как ни странно, нашел.
Для сравнения, при похожих временных рамках, я в одиночку успел объехать Ниццу с подъемом на Замковую гору, и основательно погулять по городу пешком. Потому что планы нужно выполнять, и на провокации не поддаваться!
А еще не надо сдаваться. Поэтому встали пораньше, позавтракали гостиничным завтраком, получили напутствия от хозяев гостиницы, и отправились-таки к Мадонна-ди-сан-Люка. На гору полезли только двое, третий Алексей, трезво оценив свои 107 кг в борьбе с двухкилометровым подъемом со средним градиентом 10,5%, и максимальным 16, остался внизу, сторожить рюкзаки.
Ну что я могу сказать… Во-первых, не вполне очевидно, как к святилищу может вести самая длинная в мире крытая галерея, длиной 3,5 км, и параллельно ей идти дорога длиной 2 км. Во-вторых, на велосипеде это гораздо легче, чем пешком! В принципе, подъем нельзя назвать прямо-таки нереально сложным, но в гонке этот подъем преодолевают пять раз, и перед этим разогреваются 150 км. Так-то любой сможет, а попробуй без разогрева! Я вот 16% преодолеть не смог, не продышался предварительно, и в какой-то момент просто перехватило дыхание, потом два часа прокашливался. Хорошее, бодрое начало дня!!!
Святилище Мадонна ди Сан Лука
Вид с холма
Галерея
На спуске тоже не расслаблялись - попытка снимать видео на телефон, и тормозить одной рукой, как ни странно, удалась. Никто не убился, и то хорошо.
Подъем к Мадонна ди Сан Лука
Затем была Болонья. Паста Болоньезе и Болонский процесс - это все, что я имею сказать по поводу этого города. А, еще башни, две штуки, одна кривая, другая обрезанная. И я, хочу заметить без ложной скромности, еще и наиболее подготовленный по культурной части из всех участников!!!
Но, как ни странно, что-то посмотрели, и что-то даже увидели.
Затем был поезд в направлении Prato, до станции Grizzana Morandi. Нормальные люди ехали бы до Prato, и оттуда одну остановку до Пистои, но нормальных я в свои поездки стараюсь не брать, с ними скучно. Поэтому мы проехали полпути поездом, вышли, и, не смотря на начинающийся дождь, оставшиеся 70 км должны были преодолеть своим ходом. Через горы, естественно - за ними и ехали.
Размещение велосипедов в веловагоне
Быстро стало понятно, что доедем мы не все. К горам тоже надо готовиться, и самого упитанного из Алексеев пришлось отправить обратно, на поезд, готовить плацдарм к нашему прибытию. Дело было в субботу перед Пасхой, так что нам надо было обязательно успеть приехать хотя бы за час до закрытия продуктового магазина, иначе потом пришлось бы два дня объедать окрестные кафе, что не входило в бюджет.
Оставшиеся продолжили ввинчиваться в серпантин к неизвестному перевалу на высоту более 900 метров, сквозь дождь, облака, и +7 градусов жары. Здравствуй, теплая и солнечная страна Италия!
Панорама в горах
Ферма
Но хуже подъема в такую погоду может быть только спуск. А мы, как только что было сказано, ехали в теплую и солнечную страну. Я то, в силу природной недоверчивости, теплыми вещами не пренебрегаю даже в июле, а вот кое-кому из коллег пришлось демонстрировать русскую холодостойкость, спускаясь в тумане и дожде в практически летней экипировке.
Нам повезло - на дороге встретилось кафе, которое даже работало. В нем было полно народу, и работала “буржуйка”. С электроникой, но заправляется специальными дровами (мелким брусочками прессованного чего-то), и горит живым огнем. На выходе получается горячий воздух, но вот куда идет дым и угарный газ - непонятно.
“Буржуйка”
Ехали, фактически, в облаке
Еще один момент из серии “Цэ Италия” - в кафе за время, пока мы в нем пробыли, побывало человек 20. И ни один человек не говорил по-английски! Даже на минимальном уровне, молодая девушка за стойкой числа по-английски не знала, молодая компания рубилась вроде как в карты - по нулям. Вот как они так ухитряются, а? И в который раз уже замечаю, в европейской сельской местности молодежь не знает английского. Казалось бы, школу не так давно закончили, и наверняка же его учили - но без толку. Ладно там физика-химия, но оградить себя от английского можно только целенаправленно. Я вот его никогда не учил толком, но худо-бедно нахватался, хватает и на одиночные велопоездки по Европе. В общем, не понятно.
Развесили мокрую одежду у печки, переоделись в сухое (у кого было - догадайтесь, у кого было? :)), и стали греться. Сначала кофе. Не помогло. Тогда граппой. Я еще пытался вспомнить, как называется кофе с граппой (коретто), но не смог, поэтому пришлось пить в чистом виде. И это была лучшая граппа, которую мне доводилось пить. Легко пьется, шикарное, мягкое послевкусие. До сих пор жалеем, что не сфотографировали бутылку, хотя лично я уверен, что для получения именно тех вкусовых ощущений, надо сначала подняться на 900 метров в дождь и +7, потом померзнуть на спуске, а потом уже накатить.
Кофе и граппа
На вторые 50 грамм смотрело уже все кафе. Ну а что, три часа дня, дождь, туман и холодно, соточку граппы, и на велосипед. Руссо туристо, нормале!
А дальше все как у нас. Есть же туристское поверье, что после 150 грамм исчезают комары, а после 300 прекращается дождь. Оно и в Италии работает, просто страна меньше, и население менее выносливое - дождь прекратился уже после соточки. С тем и поехали дальше.
Спуск продолжился до Lago di Suviana, после чего магическое действие граппы не закончилось - обнаружился указатель на Пистою, который предлагал значительно меньшее расстояние, чем было по моим расчетам. Туда и поехали. Оказалось, что эта дорога нам еще и набор высоты уменьшила, вместо множества холмов был один длинный тягун в пару процентов, с попутным ветром - вообще ни о чем. Так что граппа и велосипед - это очень хорошо и правильно.
Lago di Suviana - это озеро, образованное плотиной
Вид с плотины Lago di Suviana
К самой Пистое магия кончилась, и нас, основательно замерзших на почти 20 км спуске, уже на подъезде к городу развернул полицейский - дорога закрыта, т.к. на ней разлито что-то скользкое, езжайте в обход. Пришлось немного возвращаться в подъем - заодно и погрелись.
Вид на Пистою с гор
Свой дом нашли без проблем, там уже ждал Леша, который успел не только договориться с хозяйкой насчет заселиться раньше, но и в ДТП попасть - классическое, водитель “не заметил” велосипедиста при повороте. К счастью, без последствий для Алексея и велосипеда. А вот машина поцарапалась, но с места ДТП скрылась. Це Италия, чо. Законопослушные европейцы, древняя культура взаимоуважения - читали, знаем.
Гостиная
Кухня и Попятов
Вид с балкона
Балкон
Кабинет, превращенный в спальню
Просто спальня
Сходили в магазин, закупились необходимым, повоевали с интернетом, нашли сушилку для вещей и даже обогреватель для сушки обуви. В общем, все было бы хорошо, если бы не эти, соратнечки.
Купленный салат, собственного магазинного приготовления, оказался столь же непригодным в пищу, как и то, что готовят в магазинах Курска. Пельмени, которые равиоли - вы не поверите, но такая же хрень, как и у нас, пусть даже и с прошутто (це Италия, а к теме схожести ее с Россией я еще буду возвращаться). Ну т.е. это с моей, холостяцкой точки зрения. Я себе такой еды не позволяю, здоровье дороже. А мои женатые товарищи ничего, жрали и нахваливали, поливая равиоли с ветчиной соусом из морепродуктов. Уронили, короче, ценности семейного уклада в моих глазах. Я как-то иначе себе это все представлял. На правах полкового ветеринара и представителя флотской интеллигенции одновременно, сказал им много разных слов и покинул стол как положено культурному человеку - с легким чувством голода.
Насчет завтрака было принято мое предложение - вареное яйцо, хлопья с молоком или соком, бутерброд с сыром и/или ветчиной, и чай. Проверенное меню, я с таким завтраком на Стельвио (2750 м) поднимался. А кофе можно и по дороге попить. И, не считая того, что нам только один раз удалось сварить яйца так, чтобы их можно было нормально чистить, а багет, купленный вечером, утром в пищу не особо пригоден, все прошло успешно.
На первый тосканский день было запланировано знакомство с Апеннинами. Формально мы их еще днем ранее пересекли, но с багажом и частично поездом - не считается.
Поэтому полезли еще раз, уже налегке. Но сильно легче не стало, вылезло солнце, вчерашний дождь начал интенсивно испаряться, и дышалось тяжело. Тем более, что с места полезли в 20 км подъема, который осилили не все. Даже я, вроде как, наиболее опытный “горняк” в нашей компании, традиционно пролетел с выбором передач. Для Крыма в апреле передней маленькой звезды на 34, и большой звезды на 26 сзади хватало, а вот в Тоскане обладатели кассет с большой звездой на 30 имели преимущество. Горки ощутимо круче, и куски в 20 и более процентов встречаются гораздо чаще.
Рассказывать о тамошнем катании особо нечего. Меня сложно удивить высотой в 900 метров, самая красота начинается гораздо выше, поэтому моя цель была скорее культурологическая - посмотреть, как живут итальянцы в Апеннинах.
Дорога в горах
Самый странный знак
За перевалом
Эти места, особенно когда перебрались через перевал (под 900 метров, но безымянный), и начали спуск к Багни ди Лука, оказались довольно странными на мой, более привычный к французскому укладу, взгляд. Городки и деревушки оказались довольно оживленными - в середине дня народ не прячется неизвестно где, а массово сидит в кафешках. Правда, как положено в Италии, днем в кафе не кормят, максимум - получили бутерброды и кофе, а кухня не работает.
Пейзажи тоже удивляли скорее присутствием человека - ну вот как они туда попадают???
Добыча камня, как я понял
При этом - тишина. И эхо, где-то ехала машина специальных служб с включенной сиреной, но мы так и не поняли, впереди или сзади она была, потому что звук доносился отовсюду.
И зелень. Не знаю, как там летом, когда жара, но весной - как в тропиках, везде журчит, мох и папоротники.
Окрестности Багни-ди-Лукка
Взяв второй перевал дня, неожиданно для себя оказались на родине Пиноккио, в городке Коллоди (Collodi). Точнее, на родине его автора. Там даже целый Пиноккио Парк имеется, и вся местная сувенирка о нем. Однако нам, воспитанным на Буратино, Пиноккио почти ни о чем не говорит, так что просто проехали мимо.
Единственный перевал с табличкой за всю поездку
Родина Пиноккио
И опять о схожести России и Италии. Горная дорога, серпантин. На прямом участке прямо перед нами на встречку, т.е. в нас вылетает обгоняющая машина. Обычное дело, дома ни одна покатушка без этого не обходится. Но в Италии все это происходит на фантастических для России скоростях - аж 40-50 км/ч. У нас-то 80, если в городе, и до бесконечности, если на трассе. Кроме того, у нас обгоняемый еще и газу прибавит - мол, не сдается гордый “Варяг” просто так, а велосипедисты пусть выкручиваются как хотят. А в Италии обгоняемая машина чуть ли не в ноль оттормозилась, чтобы все успели разъехаться. Или вот прямо перед нами резко останавливается автодом - у баков, мусор выбросить. Мы, вынужденно, тоже - бывает. Только итальянская тетенька, увидев нас, очень извинялась за неудобства. Так что характеры у нас похожи, а вот с манерой поведения отличаемся.
Ну а от Пескьи до Пистои практически равнина, по хорошему асфальту, да с попутным ветром - мигом долетели.
Пескья
Вечером, не смотря на оставшиеся со вчера равиоли, решили прогуляться до местных общепитов. Народ потребовал пиццы.
Лично я считаю, что пицца - далеко не лучшее достижение итальянской кухни. За предыдущие поездки мне так и не удалось попробовать хоть что-нибудь вдохновляющее. Не удалось и на этот раз - пицца “тосканелла” оказалась теплым коржом, размокшим то ли от сыра, то ли от соуса, на который выложена холодная ветчина, и все это безобразие замаскировано зеленью. Зато молодое вино оказалось очень даже приятным. Порадовал только ценник - пиццы по 7 евро, и вино по 8 евро за
Тосканское безобразие
После ужина попытались еще прогуляться в центр города, и куда-то даже дошли, но время было уже позднее, поэтому вернулись домой, догоняться красненьким.
На следующий день, выходной итальянский понедельник, погоду опять обещали испортить дождями. В Пизе, куда планировался выезд, пугали аж 7 мм осадков, что неприятно даже для хорошо экипированного велосипедиста. Да и дорога предполагалась не прямая, а через Пизанские горы, с подъемом на 800 метров. Поэтому отказаться от такого “удовольствия” не смог только я, а остальные решили ехать в Пизу поездами.
На деле, все оказалось не так плохо. В Монтекантини Терме попил кофе, и, взбодрившись, легко докатил до начала подъема на Monte Serra.
Ферма у дороги
Toscana auto stile
Непонятное сооружение
Панорама полей
Мне - к вон тем антеннам на вершине
Водяная мельница
А вот подъем оказался тяжелым. Конечно, весной и форма не та, и передачи не горные, но в моем личном рейтинге этот подъем в лидерах по сложности. Средний градиент 7,8%, но это именно средний. Есть километровый участок с 10,2%, а максимальный там даже на асфальте написан. В 22% я еще никогда не ездил, и сейчас бы не заехал, но дорога была абсолютно пустой, и это позволило затащиться, выписывая синусоиду на всю ширину полотна. И даже все-таки начавшийся дождь задачу не усложнил - наоборот, с водяным охлаждением эффективность только повысилась.
Экология!
Итальянское устойчивое выражение, примерный смысл которого: “Хотели велосипед? Крутите педали!”
Страшилка для велосипедистов
Вид с вершины в сторону Пизы
И т.к. это была последняя более-менее высокая гора в наших покатушках, хотелось бы подытожить. Апеннины - так себе. Подъемы, конечно, крутые и интересные, но вот с точки зрения пейзажей - очень средненько. Но оно и понятно, меня после Col du Galibier, Stelvio и Mont Ventoux лесистые перевалы по 900 метров ничем не могут впечатлить. Но тот же Прованс, в паре часов езды от Лазурного берега, тоже не может похвастаться чем-то выдающимся по высоте, однако пейзажи там гораздо интереснее. На такой же высоте там уже нет лесов, и обзор значительно шире. Так что ехать в Тоскану ради горных видов можно, но не нужно. Тосканские холмы, которым мы уделили недостаточно внимания, гораздо живописнее.
Традиционно померз на спуске, но в долине быстро согрелся, и помчался на встречу с парнями, которые как раз приехали в Пизу на электричке. Место встречи мы не оговаривали заранее, но в Пизе оно как-то очевидно. Так что поехал сразу к башне.
И первым впечатлением оказалась толпа на Пьяцца деи Мираколи, “Площади Чудес”. Народу столько, что на Пизанскую башню я даже не сразу посмотрел, а первым делом просчитал возможности приблизиться к ней с велосипедом.
К счастью, все оказалось не настолько плохо. Просто подходы к площади оккупировали продавцы “Ролексов” и прочей чуши, и между ними оставались лишь узкие проходы. А по самой площади на велосипеде хоть и не покатаешься, но перемещаться вполне можно.
Описывать главные достопримечательности Пизы не имеет ни малейшего смысла, все их и так знают. На мой циничный вкус, самое интересное здесь - наблюдать за публикой, и фотографировать, как фотографируются другие. Ну и поржать со всего этого, чего уж там. В общем, чудовищно, невероятно банальное место. Обязательно надо посетить! :)
Панорама Площади Чудес
Пизанская башня и фотографирующиеся с ней
Подняться на башню стоит 18 евро. Хорошо, что я с велосипедом, поэтому у меня была уважительная причина этого не делать. А вот коллеги лоханулись. Мало того, что первым делом в Пизе они отправились жрать (из-за чего мы и не встретились - мне надо было еще успеть доехать до Лукки, посмотреть ее и вернуться домой), так они еще и на Пизанскую башню не поднялись. Тыщу рублей на приобщение к всемирному наследию пожалели! Тьфу, быдлота! Жаль меня не было, я б всех заставил скинуться на билет хотя бы Юрьеву (107 кг). Не культура, так спорт - пешком на 294 ступеньки, ему полезно.
Еще банальных фоток.
Самолет влетает в Пизанскую башню
Ракурс
Расценочки
На дорогу съел кусок пиццы за два евро (по вкусу очень напоминала то, что продавалось под названием “пицца” на Центральном рынке г. Курска в начале 2000-х годов), и отправился в Лукку.
Трафик на дороге жуткий. Страшно представить, что в этой местности делается в сезон, если уже в апреле здесь столько людей и машин. А для полного счастья, между Пизой и Луккой еще и тоннель с километр проковыряли. Хорошо хоть широкий и освещенный, но было страшновато. И не объехать никак. Впрочем, за эту поездку тоннелей на нашем пути (внезапно!) оказалось столько, что под конец я как-то даже привык.
Лукка встретила велодорожкой, в центре которой по всей длине были заботливо натыканы столбики. Для разделения встречных потоков, понятно, только это как-то слишком радикально, мне кажется. Прямо “разделяй и властвуй” какой-то.
Впрочем, Лукка мне очень понравилась. Самая главная достопримечательность города (с моей, двухколесной точки зрения) - это “зона отдыха”. В Лукке не стали сильно разрушать старую крепостную стену, а вместе с остатками рва и вала превратили все это в парковую зону, кольцом охватывающую центр города. Можно кататься на велосипедах, валяться на травке, лазить по остаткам башен, и все это не покидая центра. Был выходной день (понедельник после Пасхи), народные гуляния продолжались, поэтому пришлось лавировать в толпе, но, тем не менее, я не без удовольствия сделал полный круг по этой своеобразной велодорожке.
Крепостная стена и парк в Лукке
А потом просто бесцельно погулял по городу, как люблю. Разве что дождь пошел, и пришлось ретироваться на вокзал, чтобы доехать домой электричкой.
Лукка
Поезд был с веловагоном, но мне в него попасть не удалось. Пришлось ехать так
Поезд ехал 130 км/ч
Магазин румынских товаров “Молдова”
Но не без добычи - в рюкзаке приютились бутылочка луккийского вина и тосканское сало, на которое я возлагал определенные надежды. Тут и коллеги отписались, что, мол, не жди, будем поздно - определенно вырисовывался приятный вечер с вином, тосканским салом и итальянскими макаронами из твердых сортов пшеницы.
Ну что могу сказать. Сало у тосканцев, безусловно, удалось. Прославленное Джоном Шемякиным, тосканское сало, выдержанное в мраморе, не только высокодуховно (см. описание http://gilliland.livejournal.com/388152.html), но и обладает невероятно нежным и тонким вкусом. Да, вроде бы обычное сало, но какое-то оно изящное, воздушное какое-то. Прямо даже не “цэ Италия”, а уважительно-протяжное “Италия!” Тосканское сало, и стейк в окрестностях Гарды, т.е. вообще не канонические продукты - мои самые яркие кулинарные впечатления от Италии. И с этим теперь придется как-то жить.
И даже вернувшиеся коллеги, допившие вино и перешедшие на граппу, не испортили, а даже как-то наоборот, углубили приятное ощущение от хорошего дня.
Следующий день, вторник, после трех дней горных катаний, планировался как день отдыха. Естественно, не без велосипеда. А просто по равнинной трассе командной разделки прошлогоднего чемпионата мира докатиться до Флоренции, с осмотром тамошних достопримечательностей. Так и поступили.
Впрочем, по дороге во Флоренцию была еще одна точка, которую мне обязательно надо было посетить. Городок Кваратта интересовал меня как место обитания видного “бандеровца”, украинского велогонщика команды “Трек” Ярослава Поповича. Я бы туда в любом случае заехал, но наша твиттер-переписка, в результате которой в Италии появился свой бандеровец, просто обязывала меня посетить Кваратту с определенными целями. Ну когда еще будет возможность потроллить всемирно известного велогонщика???
Впрочем, Ярослав сам тот еще тролль, так что получилось весело :)
"Я уже с вилами сижу у ворот и жду" :)
На въезде во Флоренцию пообедали. Наконец-то паста!
Плана осмотра Флоренции у нас, традиционно, не было. Да и нет шансов хоть как-то внятно осмотреть такой город за один день. Поэтому просто отметились у основных достопримечательностей, и сувениров прикупили.
Сказать про Флоренцию просто “красивый город” - это даже как-то оскорбительно. Но делать какие-то серьезные выводы, на основании нескольких часов пребывания, смешно и глупо. Сюда нужно приезжать, и желательно - подготовленным.
Набережная реки Арно
Мосты Флоренции, и самый знаменитый - Понте Веккьо
На мосту Понте Веккьо
Площадь Синьории
Давид. Это копия, оригинал в Академии изящных искусств
Флорентийский транспорт
Флорентийские сувениры
Вывоз мусора. Снаружи только только маленький мусоросборник, а сам бак - под землей.
Попытка впихнуть невпихуемое в кадр
Туристы с велами
Вообще, мне кажется, что города и местности делятся по половой принадлежности.
Например, Лиссабон или Барселона - унисекс. Поехать туда чисто мужской или чисто женской компанией абсолютно естественно, есть развлечения на любой вкус.
Есть мужские города. Я в таких не был, но первая ассоциация - Грозный. Очевидно же, что женщинам без мужчин там особо нечего делать.
А если самые сложные города. Они не то, чтобы не женские, но точно - не мужские. Париж тот же - вот что там делать мужской компанией not gay, и не творческой интеллигенции (хотя… ладно, опустим :))? Отметиться у достопримечательностей, и свалить. Максимум - с Эйфелевой башни плюнуть. Чо, два часа стоять в Лувр, штоле??? За ради чего??? А вот девчонкам и без парней там будет интересно. Даже если недостаточно романтично - можно по магазинам догнаться, всякие там Галери Лафайет и прочие Елисейские поля в помощь.
Но наиболее остро женская сущность городов ощущается в Италии. Вот Флоренция - в мужской компании “неуютность” ощущается чуть ли не материально. Красиво, но непонятно, что я тут делаю, да еще и с этими???
Даже с девушкой здесь было бы сложно. Потому что показать собственную необразованность в той же Флоренции - как нечего делать! Микеланджело там, всякие Тицианы и прочие да Винчи - что тут можно сказать обычному рабоче-крестьянину со школьной программой, усугубленной физматом, кроме глубокомысленного “...эээ…”? Даже в Париже проще - там как-то больше архитектура и история, можно пару киношек попсовых посмотреть, а потом выпендриваться хотя бы за счет традиционных женских проблем с навигацией, вворачивая что-нибудь из “Кода да Винчи”, “Полночи в Париже”, или вообще “Трех мушкетеров”.
Так что, на встречу с Италией “культурной” надо приходить подготовленным. Или хотя бы в Милан - барышни там сами все найдут, все посмотрят, сами себя порадуют, а нас еще и благодарить будут.
А может и джинсы какие с распродажи перепадут.
Назад доехали с двумя остановками. Первой - у винного магазина, где набрали разливного разного (мы тщательно продегустировали ассортимент, но потом не смогли разобрать, что написал продавец на этикетках). Второй - у “желатерии”, мороженого поесть. Для Италии вообще нормальное дело, когда толпа дядек стоит в очереди, чтобы поесть мороженного, негоже отбиваться от стаи. Тем более, что мороженное вкусное.
Вечером доедали сало, запивая вином. Кстати, нашли шикарный телеканал - Radio Capital, можно в интернете смотреть http://www.capital.it/capital/tivu/live. Там крутят старые клипы, рок-соул, и прочей непопсовой направленности. Вплоть до видеоклипов Pink Floyd, что вечером, под вино, очень хорошо и правильно.
На этом халява, можно сказать, закончилась. Все следующие возможные маршруты уже в обязательном порядке включали в себя заброску-выброску с использованием поездов. Начать вторую часть поездки мы решили с самой логистически-сложной задачи - покинуть Тоскану, и переместиться в Лигурию, в Cinque Terre, “Пять земель”. Национальный парк на берегу моря, с красивыми городками на скалах, соответствующими видами, ну и рельефом.
А чтобы туда попасть, нужно было встать в пять утра, и в шесть уже ехать поездом, три часа с пересадкой, до Ла Специи. И обратно возвращаться тоже поездом, только уже из Виареджо. Юрьев благоразумно отказался сразу, решив еще раз катнуть по ровному в сторону Флоренции, поэтому отправились втроем.
Билеты на поезд мы предусмотрительно купили с вечера, оставалось только их провалидировать. Поспать в поезде особо не вышло - проплывающие за окном пейзажи радовали жутким туманом, кусты вдоль железной дороги не всегда можно было рассмотреть.
Самый туман на телефон снять не получилось
В Виареджо открылась еще одна итальянская странность - далеко не все варианты пересадок предлагаются системой автоматически. Т.е. если задать поезд из Пистои в Ла Специю, то система предложит вариант с пересадкой продолжительностью больше часа. А на вокзале в Виареджо обнаружились два поезда, те же регионале, только значительно раньше. И даже с веловагонами. Так что систему можно и перепроверить - только очень внимательно, второй раз такой финт не прошел как раз из-за нашей невнимательности.
На самый ранний поезд мы, пока разобрались, опоздали, но уехали на втором, и сколько-то времени сэкономили. Правда, нас сначала попытались выгнать из первого вагона, который по-соседству с велосипедным - якобы, зарезервирован для детей, о чем даже на стеклах висели бумажки какие-то - естественно, на итальянском. Но никаких детей так и не появилось, так что доехали, не упуская велосипедов из вида.
Позавтракали в Ла Специи традиционным итальянским завтраком - бутербродом с кофе, и выдвинулись в сторону Чинкве Терре.
Ла Специя, около вокзала
И немедленно заблудились. Навигатор путался в показаниях, и путал меня. Поэтому мы сначала сделали круг по кварталу, а потом полезли в горку, которая закончилась тупиком и лестницей. Точно такая же ситуация уже была у меня в Барселоне. Не знаю, почему, но Гармин считает, что по лестницам на велосипеде ездить можно, и упорно выводит меня к ним. Ну и ладно, зато по дороге открывались виды на порт Ла Специи, получилось даже панорамку изобразить.
Порт Ла Специи
Каменоломни
На дороге к Чинкве Терре
В Чинкве Терре со стороны Ла Специи можно попасть только через длинный, более километра, узкий и темный тоннель - как я рассмотрел его на гугл стрит. Меня это очень беспокоило, ведь обычно в тоннелях на велосипедах ездить запрещено, а в таком это было бы даже правильным. Тоннель действительно длинный и узкий, с очень плохим освещением. Но запрещающих знаков для велосипедистов нет, и при наличии переднего света, заднего красного фонаря (а еще лучше - светоотражающего жилета и не в сезон) и налегке, без баулов, проехать вполне можно. Но что тут творится летом - я боюсь даже представить. Впрочем, как показала практика, с другой стороны в Чинкве Терре тоже сложно попасть не через тоннель, да и внутри дорога пару раз зарывается под скалы. Так что свет и отвага - обязательные компоненты велопокатушек по Чинкве Терре.
Начало тоннеля
Успешно преодолев тоннель, остановились на фотосессию. Именно здесь в 2009 году россиянин Денис Меньшов выиграл гонку с раздельным стартом, захватил розовую майку лидера Джиро, и удержал ее до финиша всей многодневки, отмечавшей в тот год свой столетний юбилей.
Посещать каждую из пяти деревень на велосипеде - откровенно говоря, здоровья не хватит. Поэтому мы хотели ограничиться первой - Риомаджоре, потом пройти по “Дороге любви” в Манаролу, и оттуда вернуться на трассу.
Риомаджоре
Но, к сожалению, Via dell'Amore оказалась закрытой из-за обвалов. Причем, похоже, уже давно. Поэтому пришлось ограничиться лишь Риомаджоре.
Дорога любви закрыта
К остальным деревням попасть тоже не просто - верхняя дорога тоже оказалась закрытой, и тоже из-за обвалов. На велосипедах это не проблема, да и местные на “джипах” проскакивают. Да и вроде как существует еще одна дорога, идущая ниже, но на северном выезде стоял рукописный плакат на английском с сообщением, что, мол, все дороги перекрыты. Хотя с юга стоял указатель на объезд ремонтных участков. Но нам и не важно - перекрыть дорогу велосипедисту крайне сложно, даже обвал нам не преграда. Поэтому просто пролезли в ворота, да и поехали. Разве что пообедать оказалось проблематичным - на верхней дороге вообще ничего нет, а у нас и вода стала заканчиваться.
Одна из деревень Чинкве Терре
Ремонт дороги
К счастью, вскоре после того, как мы покинули Чинкве Терре, встретился ресторанчик. Общение с официантом (и, похоже, он же повар), безусловно, удалось. Спросили про пасту - он строго ответил, что у них нет пасты, у них только спагетти. Ну, мискузи, вот такие мы некультурные, пасту от спагетти не отличаем. Потом мы зачем-то долго выясняли, с чем спагетти, и меня до сих пор не покидает ощущение, что дядька нас внимательно выслушал, все объяснил, и когда понял, что мы ничего не понимаем, принес то, что счел нужным на свой вкус. По крайней мере, вместо трех порций чего-то, он принес нам одну посудину, с горой спагетти на всех. С чем - понятия не имею, но в составе были кедровые орешки. Очень вкусная штука.
А после обеда думается особенно тяжело, поэтому не удивительно, что я пропустил нужный поворот. И мы, вместо того, чтобы проехать по древней римской Виа Аурелия, оказались на ее современном варианте, состоящем почти целиком из тоннелей. Штуки три, наверное, проехали, самый длинный - 2,5 км. Но очень широкие и светлые, с обочиной и зонами безопасности. Мне даже показалось, что мы на автобан выперлись, но вроде никто не сигналил и не возмущался. Зато как-то очень быстро оказались в окрестностях Ла Специи, которую решили объехать, и в результате задолбались ее объезжать, петляя по окрестным холмам. Вместо того, чтобы приятно прокатиться по набережной. С другой стороны, эти тоннели срезали нам примерно треть запланированного набора высоты, и нужно же было чем-то это компенсировать!
От Ла Специи до Виареджо - столообразная равнина, чем пользуются десятки, если не сотни велосипедистов, которые к вечеру выползли на “закатку”. Естественно, мы этим незамедлительно воспользовались, сев на колесо паре итальянцев, которые шли идеально ровные 30 км/ч. Причем мужики отреагировали абсолютно спокойно - увидев меня сзади, просто стали показывать неровности и повороты, как будто я вместе с ними всегда езжу. Жаль они свернули рано.
Но до моря они нас довезли. Купаться не стали, просто побродили по пляжу, который после зимы представлял, честно говоря, жалкое зрелище. Интересно, что тут зимой творится, если столько мусора нанесло. Но подготовка к сезону велась довольно активно, так что летом окрестности Виареджо, наверное, вполне приятны для пляжного отдыха.
Лигурийское море и пляж
Поехали дальше. Следующая компания, из двух молодых парней, пассажиров везти не захотела - один из них стал демонстративно плеваться, посматривая в нашу сторону. Ну ок, пришлось обгонять.
И как-то так хорошо поехалось, как и бывает в таких ситуациях. Видишь спину велосипедиста впереди, догоняешь, отдыхаешь у него на колесе пару минут, пока он не заметил, и обгоняешь дальше. И так пока не догнали группу итальянских “дедов” человек в 7-8. Эти без претензий, даже пообщаться пытались, но поняли только, что мы из России. И решили показать класс! 30 плавно перешли в 35, а потом и в 45, а уж какая культура “вождения”! Велодорожка идет параллельно - пофиг. При этом ухитрялись на ходу здороваться со знакомыми, едущими по велодорожке. Двухполосная дорога, мы едем в два-три ряда на всю полосу - пофиг. Светофор - притормаживали, чтобы пропустить пешеходов, и дальше на красный. Машины - пофиг, хотя те и сами не совались на перекресток.
Это даже не “цэ Италия”, группы велосипедистов ведут себя одинаково, что в Италии, что в России. Толпа, коллективное бесстрашное. Но в Италии публика реагирует совершенно иначе, спокойно. Видно же, что у людей тренировка, зачем их лишний раз тормозить? А вот если бы я в России катал на велосипеде так, как в Италии, то меня бы здесь давно убили. Причем не случайно сбили на дороге, а с особой жестокостью, группой лиц и по предварительному сговору.
“Приморское шоссе”
Где-то на 45 км/ч группа все-таки порвалась, но мы уже в Виареджо приехали. Попрощались с дедами, и отправились на вокзал, а там на поезд, и домой.
А дома нас ждал веселый и довольный Леха. Он нашел в нашем супермаркете распродажу вина в бутылках, по 1 (одному!) евро, и затарился. И нам три взял, и сам к нашему приезду две уже выпил, что не помешало ему найти в себе силы отправиться с нами в пиццерию, усуглять еще и домашним.
С пиццами в этот раз повезло чуть больше. Я взял пиццу с тунцом, и это было правильно - с тунцом все вкусно, даже пицца в Италии. Пиццы что-то там про дьябло оказались тоже пристойными, но дьявольски острыми. Ну а круче всех оказалась какая-то морская пицца, самая дорогая в меню. Она оказалась с мидиями, а мидии на пицце были прямо в раковинах. О как!
Вечер продолжился прогулкой по городу, мороженым, спритц-аперолем, который обязательно надо попробовать в Италии, и который не может не понравится, кофе, так еще и дома у нас было. Раз куплено, значит надо пить!
И мороженку!
Вино по 1 евро, кстати, оказалось вполне себе нормальным. Естественно, ничего выдающегося - обычное столовое вино, под которое можно прекрасно поужинать, и наутро с бутылки вообще ничего не будет. Да и с вечера одной напиться проблематично (не про нас, понятно). Вот лично я такое вино и люблю. Т.е., конечно, в следующий раз в Италии 20 евро на бутылочку Барбареско я не пожалею (из чисто спортивного интереса), но на одну бутылку за 20 евро должны приходиться 20 бутылок по 1 евро. Тогда средняя цена бутылки выйдет меньше двух евро, и на это я согласен.
Закрывали вечер ароматнейшие тосканские сигары из прокисшего табака, на балконе под аккомпанемент музыки из телефона, и на этом опустим завесу жалости над концом этой сцены.
Утро, как ни странно, было. И в нашей обязательной программе оставался последний эпизод - Сиена. Самое место для похмельной покатушки, ага.
Так что, в связи с нездоровым состоянием коллектива, да и общей усталостью от пьянства велосипедных нагрузок, был выбран наиболее дурацкий маршрут. Точнее, моего контроля хватило только на первые 30 км. Поэтому мы смогли-таки проехать про трассе прошлогодней групповой гонки с подъемом Сан Баронто, и посещением родного города Леонардо да Винчи - Винчи (Леонардо был незаконнорожденным, поэтому “да Винчи” - это не фамилия, а просто “из Винчи”).
“...назначить св. Баронто покровителем велосипедистов Тосканы и окрестностей” Дата, подпись. Смешно, но это примерный смысл надписи на табличке
Родной город Леонардо да Винчи
Но потом “контролер сдох”, и я положился на навигатор, поставив ему задачу довести нас по кратчайшему маршруту. И он не подвел, сволочь. Километров пять мы, безусловно, сэкономили, зато 1600 м набора по живописнейшим холмам исполнили по полной программе. Холмы - это то, ради чего в Тоскану стоило ехать, не тратя время на бессмысленные (исключительно с моей точки зрения!) горы. Укататься там можно вусмерть, подъемов в более 10% навалом, а при желании можно и 30% найти. И высоты по 600 метров не редкость. Все это сопровождается замечательными пейзажами.
Тосканская классика
И ведь я это заранее знал, и заслуживающий доверия источник в Италии (привет, Галина!) рекомендовал именно юг, как наиболее красивую часть Тосканы. И в следующий раз, если потянет в Тоскану, то надо таки следовать советам знающих людей. Тем более, что программу по достопримечательностям севера мы почти выполнили, за исключением Чертальдо - родины Бокаччо, и Сан-Джиминьяно - одного из самых живописных городов Тосканы. И именно по дороге в Сиену мы могли проехать через эти города, но навигатор заботливо провел нас в обход. Как говорится, “надо меньше пить”. Правда, узнал я об этом только на следующий день, а так мы просто пересекли долину Кьянти по довольно безлюдной местности, полюбовавшись на виноградники зоны Кьянти Классико, и виллы с традиционными аллеями кипарисов - одним из символов Тосканы. Из достопримечательностей - ну разве что Самбука.
По 50 и не гудеть
Но качество дорог далеко не всегда можно было оправдать пейзажами. Такой убитости я не встречал со времен бревета Вологда-Онега-Ладога. Асфальта, разбитого до состояния Париж-Рубэ было столько, что у меня руки сводить стало.
Вообще, с асфальтом в Тоскане весьма средненько. В городах - латки на латках (расскажите уже итальянцам, что дороги надо не латать, а ремонтировать целиком - у нас это каждому обывателю известно!), и дырки в латках. За городом - многокилометровые куски из сплошных трещин, так, что дорога действительно больше похожа на брусчатку. Причем не ямы, просто трещины, которые на машине, может быть, и не очень заметны, но на велосипеде ехать просто ужасно. А в крайней стадии “разложения” внутри этих “брусчаток” таки образуются ямы. Вот только рассмотреть их крайне сложно, и влететь можно по полной программе. В окрестностях у нас хорошими были только те дороги, которые использовались на прошлогоднем чемпионате. Их сразу можно было отличить - до сих пор черные, свежие и идеально гладкие. Специально, наверное, положили :). Да и в целом хочу сказать, что итальянские дороги, пожалуй, худшие из всех, что я ездил в Европе.
Финальный подъем перед Сиенной утомил даже не сколько продолжительностью, сколько подлостью. Ну вот уже, все, спуск - а фиг там, за ним опять подъем. Коротенький, но когда так много раз подряд, нервы не выдерживают.
И при всем этом, это был самый быстрый день! По крайней мере, среднюю выше 20 км/ч удержать получилось. Как - загадка.
В Сиене первым делом купили обратные билеты на поезд, и отправились в город, имея всего пару часов на все. Это, мягко говоря, ни о чем. Совсем. Все-таки, моя обычная схема, когда в такие крупные города приезжаешь вечером, с ночевкой, гораздо более удобна. Схема с радиальными выездами тоже имеет право на существование, но она оставляет крайне мало времени на познавательную часть поездки.
Но город очень понравился. Пожалуй, самое впечатляющее место из всей поездки. Крепостные стены, узкие улочки, и вдруг - огромные площади с внушительного вида зданиями. Мы успели пробежать лишь по основным указателям, да и я успел лишь немного заблудиться в старом городе (мы разделились по интересам), но даже так удалось найти места, где не было вообще никого. И во всем этом реально живут люди, я видел белье на веревках под окнами. Там даже машины ухитряются ездить! Сиену надо обязательно посетить, имея побольше времени в запасе, и попозже, когда все это начинает подсвечиваться - предвижу сказочную красоту. Одна беда - народу очень много, на меня даже полицейский (или кто там у них в Италии) свистнул, что, мол, нельзя тут ездить, пешком ходи.
Фотографии Сиены без комментариев. Я все равно не знаю, что это
На полноценный ужин времени не оставалось, поэтому купил что-то пиццеподобное, и по вкусу уже безоговорочно - пицца с центрального рынка г. Курска начала 2000-х годов. Вот уж не знал, что у нас по настоящим итальянским рецептам готовили!
На вокзале случилась забавная встреча. Иду по платформе в сторону туалета, вдруг слышу крик - “Русский!” Я ж во все той же веломайке с Russia. Оборачиваюсь - мужик, машет мне, и кричит на весь вокзал. Подхожу, а он на чистом русском интересуется, мол, ты русский? Ну да, отвечаю. Как он обрадовался! Оказалось, итальянец. Он специально учил русский язык, внимание - после падения Берлинской стены, ожидая наплыва русских девушек!!! Вот это мотиватор, это я понимаю! 25 лет прошло, а он до сих пор что-то помнит. Более того, стал звонить сыну в Нью-Йорк по скайпу, показывать ему меня, крича, что у него теперь есть знакомый в России, который знает Путина! Это он сам придумал, естественно. В общем, вел себя настолько бодро, что я бы усомнился во всяком. Ну не привык я к таким итальянцам, доводилось в основном с “северными” общаться, а там немцы, порядок, и разговоры в порядке очереди. Но мужик оказался еще и машинистом поезда, и ехал с нами, чтобы потом отвезти этот же поезд обратно в Сиену из Флоренции. Жаль, что не по пути в Сиену, а то, чувствую, можно было бы и в кабине машиниста прокатиться. Он меня даже в станционный туалет не пустил, отвел в служебный, для работников станции.
Тут уже и мои коллеги из поезда махать стали, отправляемся скоро. И так за разговором я забыл провалидировать билеты! В Италии билет на поезд надо не просто купить, но и провалидировать в автомате, только после этого билет начинает действовать. Вспомнил об этом только когда поезд уже поехал. Но мой новый итальянский знакомый сказал, в каком он вагоне будет, так что пошел туда. Не проблема, говорит, кондуктор пристанет - иди с ним ко мне, я договорюсь. Цэ Италия, тем более, что кондуктор так и не подошел.
Поезд оказался старым и дизельным, что не помешало ему гнать 120 км/ч. Во Флоренции пересели на поезд в Пистою (тут я уже билеты провалидировал), и поздно вечером были уже дома. Вечер прошел по традиционной программе, запасы вина успели обновиться.
На последний день в Пистое, пятницу 25 апреля, когда в Италии отмечается День Освобождения от фашизма (выходной), сил катать уже не оставалось. Это существенный недостаток коротких выездов, больше четырех-пяти дней непрерывного катания сложно выдерживать, нужен отдых. А отдыхать некогда, хочется везде успеть. Так что отправили одного Алексея в Имолу, а сами занялись бытовыми вопросами.
Тяготы и лишения
Решили постирать форму, раз уж машинка стиральная была. Нашлось жидкое стиральное средство, кое-как победили стиралку (итальянские стиральные машины не включаются, если поставить деликатную стирку и отжим на максимальных оборотах одновременно). Так полдня и прошло, но просидеть дома весь день уж слишком расточительно.
Поэтому поехали покататься. В Монтекантини, смотреть на тамошние Термы. Дорога туда уже неоднократно езжена, поэтому, для разнообразия, решили подняться к Serravalle Pistoiese. Это знатный такой холмик с поселением наверху. Его башни виднелись с дороги между Пистоей и Монтекантини, а ночью с нашего балкона видны были его огни.
Подъем к Serravalle Pistoiese - 20%. Ну, кто бы сомневался. Зато сверху открывается замечательный вид на Пистою и окрестности.
А еще там есть башня, на которую можно залезть абсолютно бесплатно, чем мы не преминули воспользоваться.
Спуск в 20% гораздо страшнее подъема, в очередной раз убедился. Но выбора не было, пришлось спускаться и катить дальше. А в Монтекантини шло празднование. Народ гуляет, торговля, оркестр - по полной программе. Перекусили сыром с медом и джемом - очень вкусно, кстати. И отправились искать Термы, с чем и облажались. Празднество с толку сбило, я потом уже выяснил, по треку, что до центра Монтекантини Терме мы даже не доехали, а на холм Монтекантини Альто лезть поленились.
Народные гуляния в Италии
Сыр с джемом - это вкусно!
Холм Монтекантини Альто
С тем и вернулись в Пистою. Зато наконец-то (в последний день) добрались до ее центра. Крайне приятный городок. Там даже концерт какой-то намечался, но нам надо было укладывать вещи, поэтому не остались.
Пистоя
С утра сдали квартиру хозяйке, которая даже не стала ничего проверять. Потом еще и отзыв оставили положительный, что совсем странно - четыре мужика в квартире, мы не могли не накосячить где-нибудь. Один только стол отмывали весь вечер. Но вот такие они доверчивые.
Нам надо было вернуться в Верону поездами. Уже не доверяя автоматической прокладке маршрутов, я вручную проверил варианты, и нашел маршрут с пересадками в Прато и Болонье, которым мы оказывались в Вероне в районе 14 часов, вместо 16 автоматического варианта.
Но увы. Первая же электричка, до Прато, мало того, что опоздала на пять минут, так еще и остановилась не на центральном вокзале, а на какой-то платформе. Тут то ли я не обратил внимания, то ли правда косяк железнодорожников, теперь не выяснить. Но между платформой и вокзалом всего 1 км, у нас было бы 10 минут, и мы без проблем успели на велосипедах, если бы не опоздание. А за 5 минут - увы, мы приехали на вокзал как раз с отправлением нашего поезда. И все, график сбился, так что в Вероне мы оказались по первоначальному плану - в четыре часа дня.
В поезде
Во время пересадки в Болонье набрел на субботний рынок рядом с вокзалом. Дольче и Габбана по 10 евро, халява же!!!
А еще надо было доехать до гостиницы, в 13 км от вокзала. Там долго объяснялись с персоналом, который в упор не понимал, чего нам надо, пока не увидел распечатку с букинга, но и потом долго о чем-то совещался. Так что в Верону мы попали поздно, и т.к. весь день ничего не ели, то первым делом остановились поесть. Незамысловато, в кебабной. Кстати, замечу, что только турки в кебабных свободно объяснялись на английском, и даже по-русски могли поприветствовать, в отличие от традиционно-итальянских заведений.
А с Вероной мне в очередной раз не повезло. Я уже второй раз в нее еду. В первый раз вообще не доехал, поменял на Брешию и “Русвело”. Теперь вот добрался, но только мы успели объехать вокруг знаменитой Арены и двинуться в сторону “шекспировских” мест, как пошел дождь.
Арена ди Верона и призрак велосипедиста
Еще одного Алексея, променявшего культуру на шоппинг, к тому времени мы уже потеряли, поэтому вдвоем сначала пытались переждать дождь в арке. Но вскоре стало понятно, что кончится он не скоро, а ехать под дождем и в темноте совсем не хотелось. Поэтому пришлось расстаться с Вероной досрочно, и максимально быстро свалить обратно в гостиницу. Естественно, по дороге промокли целиком, влил такой ливень, что дорога превратилась в реку. Еще и без сувениров остались - из-за выходной пятницы все покупки отложились до Вероны, а в Вероне вот так вышло.
Дождливая Верона
В гостинице развесили вещи везде, где смогли дотянуться. К счастью, вешалок было более чем достаточно, так что к утру вещи и обувь даже высохли.
Завершение поездки отметили в ресторане при гостинице. Оказался самым дешевым из всех итальянских, где мне доводилось бывать. Т.е. пиццы по 5 евро и вино по 6 евро за литр. Напоследок я наконец-то вспомнил, как называется кофе с граппой, так что попробовали. Честно говоря, граппу без кофе пить как-то приятнее. А парни еще и водки выпили - ментоловой, в профилактических целях. Вечер, короче, удался :)
Кофе с граппой, вино и ментоловая водка
С утра сфотографировались на фоне гостиницы (и даже попали в новости гостиницы на фейсбуке), и своим ходом отправились в аэропорт. Там упаковали велосипеды, и благополучно сдали их в багаж. Правда, пришлось объясняться, что это должно быть бесплатным.
Упаковываемся в аэропорту Вероны
Даже сувениров ухитрились купить. В аэропорту Вероны куча разных магазинчиков. Чуть не обломались с дьюти-фри. Оказалось, что зона дьюти-фри там между досмотром и паспортным контролем. Пройдя же паспортный контроль, оказываешься в “зале ожидания”, где есть только один бар, и нет никаких магазинов. Впрочем, если подойти обратно к стойкам паспортного контроля, и сказать, дословно: “эээ… дьюти-фри… италиен сувенир… плиз…” - то выпускают обратно! Даже не смотря на то, что паспорта уже проштамованы. И обратно пускают без очереди. Так что без вкусного и полезного алкоголя мы не остались. Це Италия, напоследок :)
Вот такое небо провожало нас из Италии
Домой добрались успешно и без приключений.
Что сказать в качестве итога. Все опять удалось, всем понравилось.
Тоскана стоит того, чтобы туда ездить на велосипеде, там есть и где покататься, и на что посмотреть. И оптимальное время - весна, когда в высоких горах еще лежит снег. Разве что с погодой может быть все, что угодно, но это уж как повезет. Первоначальное впечатление о Тоскане как об очень дорогом месте, на месте не то, чтобы развеялось, но и не подтвердилось. Места, как говорится, нужно знать, поужинать на 10 евро оказалось вполне реальным.
Нам удалось посмотреть далеко не все. Неразведанными остались термы, коих в Тоскане множество, и есть даже бесплатные. Практически не увидели побережье, и крайне мало покатались по классическим тосканским холмам. Есть повод вернуться, теперь уже на юг, чтобы с морем и холмами, и до Ареццо с термами добраться. И в очередной раз говорю себе, что готовиться надо тщательнее - крайне обидно узнавать о том, что не увидел, потому что просто проехал мимо.