Карпаты и Западная Украина - 2010

Список форумов Походы и покатушки Рассказы путешественников

Описание: Отчеты о походах и пробегах

Сообщение #1 Bad_Admin » 18.04.2013, 08:24

Первоначально отчет был размещен на другом форуме, но затем был перенесен сюда.

По техническим причинам, отчет писался не в привычной, располагающей к созерцательной созидательной деятельности обстановке рабочего кабинета, а дома, где как-то не до творчества, когда еду надо добывать :). Так что все не то, и не так, как хотелось, но уж не обессудьте. Все фотографии в отчете доступны для просмотра в большем разрешении.

Это было, пожалуй, самое спонтанное путешествие. Я до последнего момента никаких поездок не планировал, намереваясь подсобирать денег и довести до ума байк. А потом буквально в течение двух дней передумал, нашел маршрут (понятно, что разработкой с нуля заниматься было некогда, использовал чужие отчеты), нашел способ купить билеты на украинский поезд (тут просто повезло), и даже достаточно быстро нашел компанию в лице Паши.
Почему именно Карпаты? Потому что а) это горы, б) это упрощенный вариант поездки в Европу: ближе ехать, проще добраться, дешевле и понятнее. Хотя последний пункт кому как :)
Узнав о моих планах, знакомые прежде всего интересовались, не страшно ли, ведь это же Западная Украина, со всеми ее героями УПА и прочими бендеровцами. Да, такое есть. Однако ж процент агрессивно настроенных “москалиногетьчиков” там, на самом деле, не больше, чем агрессивных националистов у нас. Т.е. если соблюдать элементарную осторожность, т.е. не светить без повода свое российское происхождение, проблем не будет.
Причем даже русский язык сам по себе проблем не создаст - в том же Трускавце нам рассказывали, что большинство отдыхающих там с востока Украины, а они в основном разговаривают на русском или на “суржике”. А с учетом того, что Карпаты населены множеством разных национальностей (мы проехали вдоль границы с Польшей, Словакией и Венгрией, причем венгры составляют 12% населения Закарпатской области, а еще есть деление на внутриукраинские этнографические области - Галиция, Гуцульщина и прочие, часть нашего маршрута проходила по Бойковщине), и у каждой из них свой диалект и свои представления об украинском языке (классический пример - мы видели “шкільний” и “школьний” автобусы), и даже друг друга они не сразу понимают, с русским там даже проще - его еще понимают, хотя уже не часто на нем говорят. Обычное дело, когда мы спрашивали по-русски, нам отвечали, но по-украински. Для меня в большинстве случаев проблемы не было - я достаточно часто бываю на Украине и в приграничных районах Курской области, основные слова украинского языка понимаю, поэтому беседовать получалось вполне сносно. А вот Паша жаловался, что он не понимает собеседников. Хотя в любом случае, через пару дней хотя бы смысл понимать начинают все. Можно специально позаниматься - посмотреть русские сериалы, которые там транслируются во множестве, с украинскими субтитрами. Помогает, проверено :).
Короче говоря, я сделал для себя вывод, что фактически Западная Украина ничем особым не отличается от прочей Украины - много политики, и не очень большое ее влияние на жизнь обычных людей. Тут достаточно вспомнить знаменитую акцию во Львове “Русский мат превращает тебя в москаля” - как матерились, так и матерятся. Русским матом с украинским акцентом - когда впервые слышишь, очень сложно не заржать в голос :). Но потом и к этому привыкаешь. И даже от Европы она не отличается - в туристических регионах говорят языке большинства туристов, но если ты знаешь хоть несколько слов на национальном языке, это сильно облегчит жизнь.
Вот это сочетание украинского, европейского, пусть даже в чем-то показушного (типа флагов Евросоюза, который можно было обнаружить даже на здании сельской школы :)), и местного регионального колорита дает ту самую смесь, за которой я в Карпаты и ехал. Впечатлений - более чем.
И если вам лень читать дальше, то первый вывод, сделанный по результатам поездки, будет еще во вступлении. А именно - в Карпаты я еще вернусь, потому что очень понравилось.
Реально напрягают в Карпатах две вещи - это климат и асфальт. Особенность климата - это влажность, систематически переходящая в сырость и даже мокрость. Зато, извините за тавтологию, настолько зеленой “зелени” я нигде больше не видел, а родников и даже источников с газированной сразу водой едва ли не больше, чем колодцев. Ну а асфальт - тут сразу понятно, мы же знали, куда едем. Причем второе часто следствие первого - асфальт во многих местах просто смывает потоками воды, которая во время дождей течет потоками прямо по дороге. Зато, впервые за много лет, я не думал о амовилке как о бесполезном куске металла. Хотя и хороший асфальт найти там можно, мы по нему даже ехали.
И немного о технической части. Ехали мы оба на байках, Паша на сликах IRC Metro II, я на легендарных полусликах Schwalbe Hurricane, которые в очередной раз показали себя как лучшая резина для туризма. Жаль, что ее уже не производят в фолдинговой версии. У Паши один прокол, у меня, понятно, ни одного. У меня дисковая механика, у Паши комбинация механики и гидравлики. Дисковой механике в тех условиях да, на вибрейках в условиях дождей и песка на разбитых горных дорогах колодки съедались бы влет. Тут и на дисках пришлось пару раз тросы подтягивать.
Главная засада с моей стороны была в том, что обычный багажник не подошел под дисковые тормоза, и пришлось покупать специальный багажник стремной конструкции, рассчитанный на 18 кг.
Изображение
Родной винт, крепящий эту стойку, погнулся еще на стадии тестирования, и был заменен на более прочный. Удивительно, но эта конструкция выдержала и рюкзак (не смотря на все усилия по облегчению, довольно тяжелый), и украинские дороги (но на разбитых участках приходилось сильно снижать скорость, чтобы было легче маневрировать среди ям). И хотя полного доверия эта конструкция не заслужила, использовать ее в шоссейных походах вполне можно.
Ну и респекты переключателю XT Shadow. Я его поставил в последний момент, причем уже после установки выяснилось, что на самом переклюке нет крутилки регулировки натяжения троса в расчете на ее наличие на манетке. Но на манетке Аливио ее тоже не было. Поэтому тонко отрегулировать натяжение троса не получилось, и я уже думал менять все взад, но переключатель поглючил-поглючил, а потом заработал без всякой настройки почти безпроблемно. Сигме тоже респекты, пашин китайский велокомп дождей не выдерживал и отрубался, мой 1606-й на такое мелочи не реагировал. В остальном, даже система Сантур с гнутыми и правленными молотком звездами ухитрилась не развалиться.

День 1-2, 30-31 августа.
Курск-Сумы
До Львова из Курска добраться сложно - прямых поездов нет. Либо поездом до Киева с пересадкой на поезд до Львова, либо каким-либо образом до Сум, а там сесть на прямой поезд Харьков-Львов-Трускавец. Мы выбрали второй способ, потому что эти поезда ежедневные, но до Сум надо было ехать своим ходом и ночью. Для двух Бешеных псов это не вопрос, хотя я никогда раньше не ездил на такое расстояние на байке и с багажом.
Стартовали в 10 вечера от Гиперлинии. Первая остановка - в Дьяконово, утеплились. Не лето, блин (за эту поездку я даже успел соскучиться по жаре :)).
Изображение

Потом перекус на суджанской трассе, а потом внеплановая остановка - прокол заднего у Паши.
Изображение

Пока он клеился, я конкретно замерз, но у Паши с собой было - выпили “за последний прокол”. Помогло, кстати - больше не кололись. До Суджи ехали, мечтая о кофе, но автомат на заправке не работал, пришлось заправляться колой. Холодать продолжает, но делать особо нечего - я на холод рассчитывал, но в Карпатах, а до них еще доехать надо.
Таможню прошли легко и непринужденно, таможенники и пограничники интересовались только нашим маршрутом, содержимое рюкзаков их вообще не волновало.
Началась Украина, асфальт кончился. Паша там уже ездил, и предупреждал, да и не только он, но знакомиться с такой дорогой ночью, наверное, все же не стоит, это слишком сильное впечатление :). Все ругательные конструкции я уже потратил на губкинско-старооскольские дороги, так что сумским дорожникам просто отправляется пламенный асфальтобетонный привет. Впечатляющий контраст со строениями таможни - у нас какие-то бараки, к которым ведет шикарный асфальт, у украинцев - кирпичные здания с пластиковыми окнами и какая-то в прошлом асфальтовая тропа сразу за ними. Скорость наша резко упала, сломать багажник не доехав до старта было бы обидно. К счастью, большая часть дороги до Сум все же проходит по Курской области, иначе можно было и на поезд не успеть.
Изображение
Светает

Почти не заблудившись, нашли вокзал, где договорились встретиться с МАВРом, который должен был заменить РК в деле получения олеговой передачи.
Изображение
Изображение

Различие менталитетов в сочетании с роуминговыми ценами на СМС встречу немного затруднило, но тем не менее все удалось.
Затем в практически принудительном порядке были напоены пивом (за что спасибо - мы потом Оболонь живое вперемешку со Львовским живым всю дорогу и пили, но, правда, поменьше чем у вас принято :)), и совершили небольшую экскурсию по городу, в рамках которой купили симки. Причем обменялись номерами телефонов мы с Пашей только в последний день, перед самым пашиным отъездом.
Изображение

Погрузись в поезд. Украинские поезда по нашим меркам более чем дешевы (проезд примерно в 2-3 раза дешевле нашего), но и состояние вагонов зачастую вполне соответствует цене. Так было и в этот раз - один работающий туалет на полный вагон, багажные полки на четырех шурупах, и незакрывающееся окно, заложенное одеялом. Бабушки с книжкой дурацких анекдотов в комплекте, так что отдохнуть после пробега особо не удалось. К слову, мы оба не поленились везти с собой велочехлы, и абсолютно никаких проблем с общественным транспортом не возникло.
Итого 175,7 км (от моего дома, включая покатушку по Сумам), 9.06 ходового времени, средняя 19,28.

День 3, 1 сентября.
Львов-Самбор
Поезд прибывает во Львов рано утром, скорее даже ночью - в начале четвертого. Высовываться на улицу особо не хотелось, поэтому решили ждать рассвета, собирая велы и перекладывая рюкзаки. И, разумеется, в процессе привлекали внимание вокзальной общественности, даже не смотря на то, что спрятались в закутке у неработающей ночью кассы. К нам подходили сначала таксисты, вежливо интересуясь куда-откуда и дальнейшими планами, когда понимали, что в их услугах не нуждаются - отходили. Ну и дальше я абсолютно не удивился, когда к нам подошел и экс-спортсмен Ярослав. Традиционный разговор о велосипедах перетек в рассказ о планах. Прямо на вокзале купили карту, а Ярослав предложил устроить нам небольшую экскурсию по Львову.
Мы, конечно, хотели посмотреть город, но, честно говоря, мы бы ни за что ни смогли сделать это в таком объеме. “Небольшая” двухчасовая экскурсия по центру 700-тысячного города. Мы прошли 7,5 км - причем именно прошли, потому что ехать получалось плохо. И сложно сказать, в чем причина - куча красот вокруг, или же суровая брусчатка, которой покрыт весь центр города вперемешку с трамвайными путями.
Изображение
Площадь перед вокзалом
Изображение
Первое впечатление от Львова - брусчатка.

Спасало только то, что было раннее утро - мы гуляли с 6 до 8 утра, поэтому народу и транспорта было еще не очень много.
Рассказывать о красоте и специфике Львова бесполезно - это надо видеть. Мое первое впечатление - Питер, но потом оказалось, что ничего общего у них, в общем-то, и нет. Центральная часть Львова - это старый европейский город, с брусчаткой, костелами, ратушей, узкие улочки, трамваи. Мне настолько понравилось, что я даже не пытался ехать - просто шел с велосипедом, чтобы свободно смотреть во все стороны и пытаться фотографировать. К качеству и художественной ценности фоток претензии не принимаются - мало того, что не имею художественного вкуса и не умею фотографировать, так еще и у меня не было времени на освоение нового аппарата. В общем, о Львове - в фотографиях с комментариями.
Изображение
С нашим проводником
Изображение
Утренний город
Изображение
Театр
Изображение
Улицы города
Изображение
Оригинальное оформление
Изображение
Понятия не имею, что это :)
Изображение
Хорошее название для ресторана :)
Изображение Изображение
Изображение
Площадь
Изображение
Велопарковка перед административным (?) зданием
Изображение
Грузовой велосипед?
Изображение
В это фотографии опознали аж Мальту :)
Изображение
Изображение
Львов - один из городов, где будет проходить Евро-2012, так что все основательно ремонтируется. Даже брусчатка.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Галерея искусств
Изображение
Суровый львовский трамвай. Дальше не идет
Изображение
Не менее радикально решен вопрос с трамвайными остановками
Изображение
Трамвайные пути часто идут не по центру, а по правому краю проезжей части. В сочетании с такой брусчаткой, на велосипеде там ездить очень страшно :)
Изображение
Контрасты
Изображение
В старом здании - оригинальный музей

Ну и оно самое - националисты :)
Изображение
Хорошо устроились - центр города, посуда и пиво. Чего им еще надо?
Изображение
Изображение
Изображение
Памятник Бандере
А еще, во Львове мне сказали самый лучший комплимент. Паша с Ярославом были впереди, я шел пешком с фотоаппаратом в одной и велосипедом в другой руке, в это время нам навстречу шла группа пеших туристов. И один из них, глядя на меня, сказал прекрасное: “Что ж ты, с такими ногами, да пешком ходишь!” И хотя я смущенно принялся объяснять, что фотографировал, в душе было очень приятно :).
Город заслуживает явно больше, чем 2 часа, но надо было ехать. Вернувшись к вокзалу, попрощались с Ярославом, спросили дорогу у таксистов, и стали выбираться из города. Окраины Львова - обычный советский город, ничего особенного, и мы даже ухитрились почти не заблудиться, разыскивая нужную дорогу.
Искали место, где можно поесть, но первое придорожное кафе открывалось в 10, поехали дальше. Подъехали к следующему - оно открывается в 11. Почувствовав неладное, остановились у обычного магазина, где добыли сникерсы и сок.
Перекусив, поехали дальше. Дорога, честно говоря, не интересная - равнина с незначительными спусками и подъемами, в меру разбитая и с ощутимым трафиком, так что можно было стартовать и сразу из Самбора, куда легко добраться на электричках.
Изображение
Изображение
Разве что вдоль дороги множество религиозных символов - распятия, статуи, и множество церквей и костелов. Причем кроме больших, есть еще куча стоящих прямо у дороги даже не знаю чего. Сначала я думал, что это строится в деревнях, где большой церкви нет. Но оказалось, что одно другому не мешает - на фото видно.
Изображение
В общем, непонятно. Я и так не большой специалист в религиозных вопросах, а пребывание на западе Украины, где только православная церковь представлена в нескольких модификациях, не читая всех видов католиков, и кучи разных сект, в общем-то, пониманию не способствует. Впрочем, эта тема мне в принципе не очень интереса, и единственный практический вывод из этой религиозной феерии - в воскресенье некоторые магазины могут не работать :)
Слово за слово, нашли наконец-то работающее кафе, в какой-то деревне. Тем не менее, борщ и вареники со сметаной там были, причем в достойных, истинно украинских масштабах. Мы даже сразу не заметили, что по миске со сметаной дали каждому. Попутно состоялась первая встреча с настоящим украинцем - дедушкой, который проводил внучку в первый класс, и был по этому поводу рад с самого утра. Вот тут всерьез стало понятно, что мы в другой стране - с ужасом понял, что мало что понимаю, хотя он старался вспоминать русские слова. С трудом разобравшись, отказались от приглашения на 50 грамм, и просто взяли пива.
Для полного счастья не хватало только тепла и солнца. И тут мы обломались - только вышли из кафе, начался дождь. А мы к нему оказались не готовы - у Паши вообще не оказалось нормальной водозащитной одежды, хотя я его предупреждал, у меня была и куртка, и штаны, и бахилы, но рюкзак и вещи мокли, и закрыть их толком не получилось - взятые мешки оказались малы. Проблема заключалась еще и в том, что на дорогах по всему нашему маршруту практически отсутствуют привычные остановки - т.е. они есть, но очень редко, и обычно в селах, а не на каждом съезде с трассы, как у нас. Переждать дождь было негде, да и сколько пережидать - непонятно. Ну и самое необъяснимое - я взял переднее, не быстросъемное крыло, которое надо было снимать для поезда, но почему-то не взял заднее, которое снимать не надо. Паша же не взял переднее крыло, так что водой для питья был обеспечен даже против воли. Это особенно радовало в местности, населенной преимущественно коровами :).
Энтузиазм резко скукожился, и я подумал, что плановую ночевку в гостинице можно и перенести на пораньше. Оказалось, что и Паша так думает. Первый город на нашем маршруте, где можно было найти гостиницу (тогда я еще не знал, что там грибы сложнее найти, чем гостиницу. Это при том, что грибов там очень-очень много) - Самбор. Тоже старинный и красивый город, брусчатка - все как положено. Только дождь сильно испортил впечатление - мы заехали в центр, нашли гостиницу (самую дорогую на нашем маршруте - целых 250 гривен, 1000 рублей за двухместный номер), и, не смотря на то, что дождь кончился и выглянуло солнце, решили все же в ней остаться. Оказались правы - дождь вскоре снова пошел. К слову, никаких проблем не возникло - и велосипеды поставили в закрытом дворе, правда крыша оказалась маловата, и обогреватель для сушки вещей дали. При заселении еще и поинтересовались, нам номер с окнами по двор или на площадь. Разумеется, мы хотели на площадь с ратушей, но на ратуше оказались часы, которые зачем-то бьют каждые 15 минут. Это испугало, а зря - часы прекрасно слышно и во дворе гостиницы :).
Развесили вещи проверенным способом, на резинках, обувь сушили на обогревателе. У меня, оказалось, спальник, даже будучи завернутым в пакет, промок - в палатке было бы весело.
Изображение
Ужинать решили в номере - у Паши было пюре и тушенка, которую он считал съедобной. В комнате чайника не было, поэтому поставили свою горелку - в туалете, на ковролине в комнате неудобно, котелок шатается :).
Изображение
Изображение
Тушенка в очередной раз доказала, что по такому рецепту приготовить пригодное в пищу живому человеку невозможно, т.е. как и положено тушенке оказалась редкостной гадостью. Так что в дальнейшем мы брали рыбные консервы - в их изготовлении до сих пор применяют рыбу. Пюре или лапша быстрого приготовления со скумбрией, и чай/кофе - так мы обычно завтракали и ужинали. Быстро, просто и питательно. Еще в магазин за пивом сходили, причем Паша шокировал общественность своими шортами - тепла ждал, наивный :). И даже в душе помылись - моральное разложение началось.
От примерного плана на день мы отстали примерно на 20 км. Но с удовольствием - мантра “мы отдыхаем”, повторяемая трижды в день, сильно помогала пофигистски относиться к планам и графикам. Жаль только Самбор не посмотрели толком - сначала под дождем, а потом в шортах и мокрой обуви это было бы непросто, а жаль, ведь этот город упоминается в “Похождениях бравого солдата Швейка” Ярослава Гашека. На имени Швейка раскручивается почему-то только Прага и Чешски Будейовицы, но и Самбор, и Мукачево, и Ужок - все “швейковские” места. Когда мы проезжали поворот на Сокаль, я чуть было туда не свернул, а потом жалел, что нам туда не надо. “Быстро сварить обед и наступать на Сокаль” - это же прекрасное название для отчета :). Фанаты этой книги должны толпами ехать туда, рисуя маршрут маршевого батальона Швейка на карте и разыскивая Фельдштейн, под которым Швейк попал в плен к своим. Надеюсь, когда-нибудь найдутся энтузиасты, и разовьют эту тему и в Карпатах.
Проехали всего 74 км, со средней скоростью 18,77 км/ч - быстрее у нас редко получалось. Мы же отдыхаем :)

День 4, 2 сентября

Самбор - Старый Самбор - Турка - Ужоцкий перевал - Ужок - Кострина
Когда мы проснулись, шел дождь. Пока мы завтракали, шел дождь. И было похоже, что кончаться он не собирается.
Изображение
Утро в номере
Поэтому пришлось ехать невзирая на природу. Но уже подготовившись - вещи в рюкзаках упаковали в пакеты. Себя же экипировали чем было - у меня были мембранные велоштаны Vaude, гортексовая однослойная куртка из сэконда, чехол на заплечный рюкзак и бахилы. Поэтому мне осталось только дополнительно одеть мусорные пакеты под бахилы, и сделать полиэтиленовые “напульсники”, т.к. длины рукавов не велосипедной куртки не хватало. С Пашей было сложнее, т.к. ничего водонепроницаемого он не взял. Из полиэтиленового дождевика, купленного в магахзине по-соседству, мешков для мусора и скотча он создал на себе то, что мы назвали “полиэтиленовыми доспехами”. Процесс и результат можно видеть на фото.
Изображение
Изображение
Своим видом нам даже удалось удивить администратора гостиницы. Когда мы заселялись, я, уже уходя, услышал ее ответ на чей-то вопрос про нас - мол, у нас разные селятся, и такие тоже. Но, наверное, наш полиэтиленовый рыцарь оказался оригинальным изобретением, ранее невиданным - видимо, наши туристы в гостиницах не селятся :).
К сожалению, фотоаппарат в этот день пришлось убрать из нарамной сумки подальше в рюкзак, и фотографировать получалось далеко не все, что хотелось. А жаль - нас ждали горы.
Пару раз остановившись для корректировки пашиного костюма, мы приехали в Старый Самбор. Город ничем не запомнился, кроме довольно приличного супермаркета “Рукавичка”, в котором чуть не потерялся Паша. Ничем иным его пятнадцатиминутный поход, за время которого я мерз на крыльце, объяснить не могу. Прямо даже Буча вспомнил, у него тоже поход по магазину можно включать в километраж похода :). А т.к. горячего йогурта еще не придумали, теплее после посещения магазина мной не стало.
Изображение
Поэтому пришлось греться вкручиванием, ну а с этим у нас проблем нет - горы начались прямо за городом, и первый 7% искать не пришлось.
Изображение
Изображение
Между прочим, река на фото - Днестр. Тот самый, который потом пересекает Молдавию и впадает в Черное море. Рек в Карпатах вообще невероятное множество, мы практически всегда ехали вдоль какой-нибудь реки, пересекали разные реки и ручьи десятками, так что при жаре было бы где остывать. Вот только в Карпатах при жаре собственно температура воздуха не самая большая проблема - при такой влажности, на жаре дышать станет просто нечем.
Нам же “повезло” - дождь, то усиливавшийся, то ослабевавший, но не прекращавшийся, обеспечил 100% влажность, но и всего лишь 15 градусов, так что воздух был пригоден.
А еще за Старым Самбором стремительно исчезал трафик. Дорога извивалась, туман стекал с гор, мозг привычно отфильтровывал шелест покрышек, а дождь так сливался с местностью, что в какие-то моменты я ловил себя на том, что еду в полной тишине - хотя это явно было не так. Такой спецэффект у меня впервые :)
Турка, следующий крупный населенный пункт, и последний перед перевалом, где была надежда нормально поесть, находится в долине, поэтому фактически первый перевал мы взяли по дороге к ней.
Изображение
Стремительно спуск, и выяснение, что собственно Турка находится сильно в стороне от трассы. В том же, что нам рекомендовали как кафе, могли приготовить только ролтон. Есть ролтон в кафе я счел пижонством, поэтому обошлись местной, офигенно вкусной выпечкой, и соком. На одной булочке с шоколадообразным наполнителем и я проехал весь подъем на перевал, и дальше, до самой ночевки.
Изображение
Изображение
Горы в дымке
А подъем на перевал начался, фактически, сразу от города. Причем это очень издевательский подъем - сначала медленно и печально вверх, потом резко и быстро вниз, а потом заново набираешь сброшенную высоту. И так несколько раз. Трафик кончился совсем, впрочем, вместе с дорожным покрытием - местами казалось, что это не ямы в асфальте, а наоборот :)
Упал я, правда, на хорошем участке - даже не ушибся. До этого я последний раз падал на шоссе, когда только осваивал контакты, т.е. больше двух лет назад :smu:sche_nie:. Падение было глупым, и в свое оправдание, могу только сказать, что рулить в гору на скорости 7 км/ч, смотря при этом назад, можно только в безветренную погоду :)
К слову, красоты окрестностей Ужоцкого перевала довольно своеобразные. Это не привычные по Крыму, а тем более Кавказу горы со скалами и лесами - местность эта давно обжита, поэтому луга там занимают большую часть площади, не смотря на то, что по высоте (889 м) Ужоцкий перевал должен еще находиться в лесной зоне, и с другой стороны так и есть. А со стороны Львова - луга, села в низинах, скрытых от ветра, и обзор практически во все стороны до горизонта. Еще и дождь кончился, вылезло солнце, так что последние километры к перевалу были довольно жаркими. Паша не выдержал, и снял сначала дождевик, а потом и “бахилы”. Я на приманку не повелся.
Изображение
Оцените контраст с предыдущей фотографией

Изображение
Горнолыжный спуск с подъемником в окрестностях Ужоцкого перевала

Занятно, что буквально рядом с автомобильной дорогой идет железная, однако ее не видно. Если б я не видел карту, то периодически слышный колесный перестук тоже отнес бы к специфическим карпатским глюкам.
На самом перевале находится пост пограничников - мы въезжали в погранзону, дорога после перевала идет в нескольких километрах от границы с Польшей. На посту просто проверили документы, и все.
Погода, разумеется, обманула - на спуске с перевала начался дождь. Но уже не такой, как утром - сильный, но короткий, его хватило только на наш спуск. Нам сказали, что спуска там 5 км - серпантина может быть, но на самом деле дорога шла по большей части вниз до самого Ужгорода.
Сразу после спуска началось село Ужок. Мы впервые увидели настоящее карпатское село. Т.к. мы находились в узком ущелье-долине, в которой помещались река Уж (я затрудняюсь ответить, сколько раз мы перебирались с одного ее берега на другой, но почему она так называется, сразу понял), железная дорога (которая периодически оказывалась над головой :)), автомобильная дорога, так что на дома оставалось не очень много места. Видимо, этим объясняется и длина таких сел (они плавно переходят одно в другое, в один дом вдоль дороги, и тянутся на многие километры), и удивительно маленькие домики, и микроскопические участки при них - по нашим меркам, разумеется. Стоило выехать в более широкое место, и участки, и дома росли прямо на глазах :). Тем не менее, там невозможно представить такие безлюдные пространства, как у нас Дьяконово-Суджа, например. Чем и как живут люди в таких медвежьих углах (а мы потом окажемся и в более глухих местах) я, честно говоря, не представляю, но живут же, и школы есть чуть ли не в каждом селе, и детские сады. Удивительно.
Мы же двигались до первой гостиницы, потому что посушиться хотелось. Я пытался разведать у интернета их расположение. Интернет не радовал, но на посту нам сказали пару мест, где они есть. Первая гостиница в Волосянке оказалась слишком близко - у нас еще было время, поэтому поехали до следующей, в Кострине. А вот Кострина оказалась немного дальше, чем расcчитывали, да и дорога к ней местами даже шла вверх. Тем не менее, доехали, нашли интересное бревенчатое здание мотеля, где за 200 гривен и остановились. Там находится еще два места - но одна база отдыха работает только зимой, а вторая, чуть дальше - это целый комплекс, где тебе и лыжи, и велосипеды, и лошади, и всякое такое прочее, за 400 гривен за номер - дороговато, да и не нужно.
Паша сгонял в магазин за пивом, сыром и сосисками на гарнир, я договорился насчет ужина.
К отбивной нам подали интересный вариант картошки. Думаю, ведущие холостяцкий образ жизни оценят. Картошка тщательно моется, режется толстыми кружками (не чистя!), сверху - кусочек сала, специи по вкусу, и в духовку. Быстро, просто, очень вкусно, и посуду мыть не надо :)
Изображение
Отполировали это дело пивом (Львовское живое, на мой вкус, хуже Оболони, но пить можно), и, развесив вещи сушиться на мебель и обогреватель, отправились спать.
В это день мы проехали почти 120 км, наверстали упущенное за предыдущий день, и даже чуть больше.

День 5, 3 сентября

Кострина - Вел. Березный - Перечин - Ужгород - Ракошино
Утром любовались на туман, заливший долину. Из тумана торчали только горы, так что как-то сложно было надеяться на солнечный день.
Изображение
Приготовив поесть проверенным методом, стали собираться. Паша даже цепь смазал, я же решил, что денек можно покататься и так.
Изображение
Двор гостиницы
Расчет на дождь, которого ждали судя по хмурому утру, не оправдался - через 20 км пришлось останавливаться и переодеваться, потому что в мембране стало откровенно жарко. Там вообще угадать сложно - туманно, сыро и холодно было каждое утро, но потом могло и солнце вылезти, и дождь пойти, фиг угадаешь.
Дорога наша шла по территории Ужоцкого национального парка. Национальный парк от обычного леса отличается, по идее, размеченными маршрутами, наличием какого-либо сервиса и удобств. В принципе, так оно и есть - указатели на какие-то маршруты мы видели, щиты с описанием местности и достопримечательностями стоят, гостиниц и баз отдыха достаточно, и даже вдоль дороги организованы специальные полянки для отдыха - беседка, кострище, и вроде как место для палатки. Но эти места расположены рядом с трассой, так что ночевать там было бы как-то неуютно. Зато обычно с них открывается какой-нибудь приятный вид, на реку или горы. Путешествуя на машине - самое оно.
Изображение
Гостиница-турбаза с услугами
Изображение
А еще мы ехали вдоль границы, и почти каждый поворот направо вел к какому-нибудь погранпереходу. В селах вдоль дороги растут яблони, перекусить есть чем.
Изображение
Изображение
А с учетом, что дорога почти постоянно идет с легким уклоном по ходу движения, вообще ничего не мешало получать удовольствие от езды по очень приятной дороге. Особенно впечатляют стены из деревьев - дорога идет вниз, перед глазами плавно встает гора, плотно заросшая лесом. Все выше и выше, вот уже за козырьком шлема не видно ее вершины, а дорога, все такая же прямая, продолжает идти куда-то вниз. И уже ожидаешь туннеля, или вообще тупика, как вдруг дорога резко берет в сторону, и неожиданно выскакивает в следующую, широкую и просторную долину.
Изображение
Изображение
Родников вдоль дороги много, и все они обычно красиво оформлены
А потом горы вдруг кончились. Мы подъезжали к Ужгороду, на подъездах к которому находится Невицкий замок. Он находится на высоком холме, да и представляет собой, по сути, развалины, поэтому подниматься к нему по грунтовкам мы не захотели - замков впереди еще много.
Изображение
Еще несколько километров - и мы в Ужгороде.
К сожалению, такого проводника, как по Львову, у нас не было, поэтому перемещались самостоятельно, и, вероятно, что-нибудь пропустили.
Центр Ужгорода превращен в пешеходную зону, где все дома - это магазины разного рода, кафе-рестораны-пиццерии-кофейни и всякое такое прочее. Ну и брусчатка, как полагается. Только, в отличие от Львова, улицы выложены мелким камнем, поэтому не так сильно трясет.
Изображение
Изображение
Стоило только остановиться, чтобы сориентироваться, к нам сразу подошел мужчина, и на русском языке поинтересовался, не замок ли мы ищем, и, получив утвердительный ответ, объяснил как к нему проехать.
Замок, как и положено, находится на высоком холме. Но так как этот холм находится в центре города, это не очень заметно. Брусчатка на подходах, правда, стала гораздо менее декоративной - трясло изрядно, да еще и подъем вполне ощутимый.
Изображение
Перед замком купили сувениров - магниты (мне заказывали), и я пошел к охранникам, узнавать насчет хранения велосипедов. Охранники оказались веселые - сначала поинтересовались, нам велосипеды поставить чтобы сперли или чтобы нет. Потом спросили, не боимся ли разговаривать на русском, на что я ответил, что могу и на суржике :). Сами, при этом, разговаривали по-русски вполне приемлемо. В общем, велосипеды поставили прямо у стены замка, и, заплатив десять гривен за вход, пошли гулять по территории.
Замок, честно признаться, не впечатлил, да и ехал лично я туда только ради дегустационного зала, где планировалось попробовать местные вина. С дегустацией обломались, там готовился банкет (банкет в дегустационном зале, это сильно - я оценил чью-то фантазию :)), поэтому, видимо, и настроения не было.
Так что обойдусь фотографиями.
Изображение
Изображение
Изображение
Это доказательство, что уже в средневековье у украинцев была беспроводная связь?
Изображение
Изображение
После замка, я зашел в веломагазин “Кант”, который, в целом, может предложить неплохой ассортимент велозапчастей и прочего, но на 90% продукция бренда Келлис, так что купить ничего не захотелось.
Пока Паша менял деньги, нас опять нашел тот же мужчина. Поговорили. Оказывается, он представитель ужгородского велоклуба, они продвигают идею веломаршрутов по городу, но, как обычно для Украины, выборы, и пока не до того.
Он же рассказал как выбраться из города в сторону Мукачево.
Выбираясь, увидели занятное зрелище. Индейцы в центре Ужгорода, на набережной реки Уж. Я не знаю, что это было.
Изображение
Изображение
Река Уж в районе Ужгорода

В целом, город понравился. Симпатично, и, в общем-то, не зря они претендуют на звание самого европейского города Украины. По крайней мере, стараются - в меру возможностей и способностей. Уж дороги в Ужгородской области значительно лучше, чем во Львовской :)
Мы же оказались на трассе Киев-Чоп. Это был тот самый, обещанный мной европейский асфальт, которого так ждал Паша. От 2 до 4 полос, прекрасный асфальт, незначительный рельеф. Трафика много, но есть обочина, ехать по ней легко, и машины не мешают.
Изображение
Заодно оценили суровый закарпатский футбол. Я еще при подготовке маршрута знал про это поле, и видел его на фотографиях, но все равно повеселило :)
Изображение
Изображение
Там же, в придорожном кафе, и пообедали - традиционным борщом и варениками, с пивом :).
Погода была на удивление приличная - утренние туманы в горах сменились на солнце и тепло на равнине, поэтому ночевать решили в палатке. Оставалось только найти место для ночевки и купить продукты. Магазинов прямо на трассе мы сразу не нашли, поэтому пришлось свернуть в сторону примерно на километр. Пока Паша ходил по магазину, я традиционно пообщался с аборигенами. Местные удивились, почему я понимаю украинский :)
На ночевку остановились за селом Ракошино, на холме - леса с дороги были видны, но на практике оказались очень далеко, так что встали в поле. Дома были видны, но нас из них, по идее, не могли видеть. Тем не менее, перестраховались, и поступили подсказанным stargazer’ом “европейским” способом - сначала поужинали, потом, а как начало темнеть, поставили палатку.
За день проехали 97 км.

День 6, 4 сентября.
Ракошино-Мукачево-Берегово-Вилок-Виноградов-Хуст
Ночью лично мне однозначно стало понятно, что однослойные палатки - УГ по определению и сути. Конденсат в палатке образовался минут через 15 после того, как мы в нее залезли, с вечера сразу стало жарко. Ночью пошел дождь, конденсат остыл, стало холодно - просыпался от боли в застуженных коленях. Утром тапки, которые всю ночь простояли у стенки палатки, оказались сырыми, а чтобы ускорить сушку палатки, горелку пришлось зажигать внутри. В общем, однослойки фтопку, и больше ночевать в палатке мне не хотелось. Паша как-то не сильно возражал, поэтому все бивуачное снаряжение мы сложили и упаковали подальше. Больше оно нам и не понадобилось.
Изображение
Из палатки
Сегодняшний день предполагал тотальную равнину. Тем не менее, на равнине этой понатыканы довольно высокие и крутые холмы, одном из которых и находится Мукачевский замок. Его видно задолго до подъезда к самому городу.
Изображение
Вот этот замок мне понравился. Он выглядел именно так, как я себе и представлял средневековые замки (хотя некоторые друзья, посмотрев фотографии, нашли в нем сходство с турецкими отелями :)). Крутой подъем к воротам, да еще и с брусчаткой, так что сзади пришлось ставить самую большую звезду, деревянный мост, по которому легко разъезжались два автомобиля.
Прямо у въезда к нам подошла женщина, подрабатывающая экскурсиями по замку. От полноценной экскурсии мы отказались, т.к. не располагали достаточным количеством времени, но некоторую информацию нам выдали бесплатно. Замок Паланок, или Мукачевский замок, в свое время, играл важную роль в истории Венгрии (какую именно - википедия в помощь). Так что венгры это место очень ценят, регулярно посещают и вообще всячески поддерживают. Более того, именно в этот день там должно было состояться какое-то мероприятие (суть которого мы так и не поняли), поэтому весь замок был наполнен персонажами в средневековых костюмах, и должен был приехать посол Венгрии. Видимо, именно поэтому с нас не взяли денег за вход в замок :), и даже указали весьма укромный уголок, куда можно было поставить велосипеды.
В общем, смотрите фотографии. В замке куча разных помещений и переходов, мы все не смогли облазить, тем более, что многие еще реставрируются и закрыты. Тем не менее,впечатление осталось самое благоприятное.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Венгры еще не знали, что они украинцы, но электричество у них в замке уже было :)
Изображение
После замка поехали в сам город Мукачево, который удивил брусчаткой, начинающейся от самой окраины, застроенной, при этом, вполне себе современными домами.
Центр города, по традиции, пешеходный, так что было где погулять. Это был третий подобный город на нашем маршруте, поэтому особенности архитектуры уже не удивляли. В этот раз мы удивлялись лимузинам. Казалось бы, райцентр не самого промышленно развитого и богатого региона Украины. Тем не менее, свадебных лимузинов в этот день (как раз суббота) мы видели много и разных, Курск даже рядом не валялся. Качество их, конечно, оставляет желать (во второй половине дня мимо нас с тракторным грохотом проехал один такой - как уважительно сказал местный мужик у магазина, “на одном цилиндре пошел!”), но все же.
Изображение
Изображение
В кафе перекусили хотдогами с чаем, и покатили в Берегово.
Глядя на карту, не вполне понятно, зачем делать такую петлю, удаляясь от гор. Причин, на самом деле, много, и можно выбрать под себя.
Например, Берегово (ударение на первый слог) - центр виноделия Закарпатья, на склонах холмов в окрестностях расположены виноградники, а вдоль дорог торгуют не только обязательными грибами и яблоками, но еще и помидорами, грушами и виноградом, а также домашним вином.
Другая причина - эта местность вдоль границы с Венгрией населена преимущественно венграми. Дорожные знаки и названия сел, и даже названия улиц и магазинов написаны на двух языках - украинском и венгерском. Разговаривают же местные так, что понять их мало кто может - нам везло на русскоговорящих, но понять случайно услышанный разговор шансов не было вообще, так что местность интересна сама по себе, как украинская Венгрия, с древней историей.
Изображение
С вином же у нас отношения не сложились (за всю поездку так и не удалось попробовать), музеи и венгерская история нас не сильно интересовала, так что ехали мы по третьей причине.
В Берегово находятся термальные источники “кремниево-азото-углекисло-хлоридно-натриевых вод высокой минерализации”. Аналоги есть только на Камчатке и Сахалине, а также в Исландии и Новой Зеландии, так что мы, можно сказать, сильно сократили маршрут :).
Слыша “термальные источники”, представляешь себе горы, запах сероводорода, и вообще дикую природу. А вот фиг - термальные источники Берегово вызывают удивление прежде всего своим оформлением, без подсказок местных, ни за что бы не догадались. Нас направили в нечто, напоминающее спортшколу - судя по мемориальным доскам на стене, где говорилось о заслуженных тренерах Украины, работавших в ней. Внутри здания - бар, и вообще обстановка, напоминающая общественную баню. Посещение стоит 20 гривен, по идее, за час - но фактически за временем никто не следит. Нас без проблем пустили с велосипедами, причем открыли отдельный вход, потому что велосипеды с рюкзаками не проходили в дверь. Раздевалка, обязательный душ до и после.
Сам же источник - это обычный плавательный бассейн, 25 м, с дорожками и тумбами. Есть даже загадочная конструкция, видимо, для прыжков на лыжах в воду.
Изображение
Сам бассейн наполнен водой зеленовато-болотного цвета, температура которой заявлена в 36 градусов (нам показалось - больше), и соленой. Глубину померять не удалось - донырнуть до дна нереально, вода выталкивает. Однако, лично я, как положено хорошему человеку, в ней тону, хотя и неглубоко :).
Солнечный день, хотя не жаркий, горячая и полезная вода (лечит сердечно-сосудистую систему, варикоз, артриты, остеохондрозы, последствия трамв мышц и сухожилий, расслабляет - я больше всего боялся, что ехать после этого мы не сможем. Кстати, все мозоли, натертые за время поездки, после купания чудесным образом “рассосались” :)
Расслабиться в немалой степени помогало кеговое пиво и хот-доги.
Изображение
В целом - настоятельно рекомендую. В Берегово можно было даже задержаться на денек, чтобы все же заняться и винным туризмом :)
Но у нас такое не планировалось, поэтому выдвинулись дальше. Следующим контрольным пунктом должен был стать поселок Вилок, где мы должны были повернуть на Виноградов. Однако, все оказалось несколько сложнее.
Во-первых, Вилок, который даже не райцентр, оказался неожиданно большим. В нем есть и веломагазин (правда, ассортимент в основном “сельхозназначения”), и даже ночной клуб.
Изображение
Изображение
Во-вторых, хоть я и знал, что Вилок - это погранпереход на границе с Венгрией, но я никак не ожидал вылететь прямо на пограничный пост и шлагбаум на дороге практически в центре поселка. Видимо, это обстоятельство, в сочетании с отсутствием указателей, и привело к тому, что мы пропустили нужный поворот налево. Причем дорога, по которой мы ехали, сама по себе повернула налево, так что я как-то и не усомнился в правильности направления. Меня даже невыговариваемые названия населенных пунктов по дороге не сначала не смущали: мы проехали Пийтерфолво, Тисобикень, пока я не догадался посмотреть в карту. Там и выяснилось, что едем мы, в общем-то, правильно - в Виноградов, только не той дорогой. Более длинной, естественно. Причем стоило столько достать карту, рядом немедленно остановился автомобиль и нам предложили помощь. Помочь нам было уже нечем - дополнительные 20 км до Хуста смотрели на меня прямо из карты. А уже вечерело. Решили ехать докуда доедем до темноты. Остановились у магазина, пообщались с продавцов, который рассказал о дороге, а также о том, что к велосипедистам они привычные - венгры ездят часто, и вкрутили. Дорога разбитостью езде на колесе не способствовала, так что валили 25-30 поодиночке. Остановились на перекус уже в Виноградове, как раз на том перекрестке, где должны были выехать, если бы ехали правильной дорогой. Солнце еще светило, так что решили ехать до Хуста, и там уже заночевать в гостинице.
Хуст - это уже горы, так что дорога к нему перестала быть тотальной равниной, стала повеселее. По дороге остановились у мемориала Красное поле, очередном памятнике борьбы всех со всеми.
Изображение
В Хуст приехали уже в сумерках. Вечером субботы гулять по улицам города как-то не хотелось, поэтому нашли по указателям первую гостиницу. Однако, там запросили аж 350 гривен за номер, но, правда, с завтраком. Вот только нафиг нам завтрак не нужен при наличии газовой горелки, поэтому поехали искать дальше. У нас была наводка на базу отдыха в Хусте, но она ориентирована на зимний отдых, и не было известно, работает ли она летом. Поэтому обратились к всезнающим таксистам, которые и направили в обычную районную гостиницу, где за 160 гривен нам дали двухкомнатный номер в стиле соцреализма :), который нас вполне устроил. Готовить ужин после марш-броска было лень, да и не обедали мы толком, поэтому пошли поужинать в кафе напротив.
Карпатские/западноукраинские кафе - отдельная тема. Во-первых, время работы и оригинальная трактовка понятия “работа до последнего клиента”. Мы с этим еще в Самборе столкнулись, когда пива не хватило - бар по вывеске работает до 23, на деле - если часов в девять вечера посетителей нет, то можно и закрываться :). Во-вторых, меню. Оно есть, но “зачем оно вам, мы и так скажем, что у нас есть”. Сейчас оставим в стороне вопрос о соответствии называемых цен меню, потому что они все равно устраивали. Проблема заключалась в том, что понять из произносимого на украинском с региональным акцентом, что же конкретно тебе предлагают съесть, невозможно совершенно. Поэтому заказ выглядел так: нам скороговоркой произносят штук пять названий блюд, из которых я уловил только название первого произнесенного, а Паша второго и цены :). Я еще сдуру попытался выяснить ингредиенты “мяса по-закарпатски”, но сломался на слове цыбуля. Да, я в курсе, что это лук. Но это, знаете ли, не то слово, которое “сидит на языке”, мне надо подумать, чтобы вспомнить :). Симпатичная девушка-официантка еще и поиздевалась, назвав состав обоих интересующих нас блюд, и я опять не понял, где закончилось одно, и началось другое. Так что сделали умные лица, и заказали “не глядя”. Еще пиво взяли, с ним, мол, все пойдет. И пошло, и даже вкусно. А кафе закрылось сразу как мы ушли, не смотря на работу до 23 :).
Сходили еще в магазин, на удивление круглосуточный, за припасами на утро, и спать.
Проехали 127 км.

День 7, 5 сентября

Хуст-Иза-Нанково-Драгово-Колочава-Синевир (поселок)
Утром - надо же! - опять шел дождь. Опять долгие сборы, упаковка Паши и вещей в полиэтиленовую обертку, серое небо. Так что даже возвращение в горы как-то не очень радовало, хотя маршрут дня предполагал интересные места и достойные пейзажи.
Хуст осматривать не стали, даже замок не посмотрели, а, немного поблудив по городу, выехали на трассу в Изу. Главную достопримечательность Хуста - долину нарциссов - в сентябре смотреть нет смысла, туда надо ехать в начале мая. Иза славится своим традиционным промыслом - плетеными изделиями, но, из-за дождя, придорожные торговцы товары не выставили, и посмотреть на них не удалось. Из Изы свернули на сильно второстепенную дорогу, с практически полным отсутствием трафика, и первыми признаками рельефа. Катилось как-то не очень весело, останавливаться и остывать тоже не хотелось, поэтому монастырь в Нанково смотреть тоже не стали. А потом асфальт резко кончился, и начался грейдерный подъем на перевал, с камнями и глиной. Дождь и грейдер - это жостко. Я сразу поставил самую маленькую звезду спереди, и медленно поплыл против течения ручьев. У Паши маленькой звезды нет, так что он ехал быстрее :).
Изображение
К счастью, подъем был короткий, около 2 км. И еще столько же спуска по такому же покрытию, резко перешедшему в асфальт. Воскресенье, утро, дождь - магазины закрыты, народ в церквях - еле нашли открытый магазин, выполненный в “кольском” стиле - ни названия, ни вывески. Как его Паша заметил, вообще не понимаю.
Местность все больше превращалось в ущелье, дома вытягивались в одну линию, и вот мы уже на узкой полосе разбитого в хлам асфальта, а кроме дороги места хватает только на горную речку. Река, однако, стоит отдельного упоминания. Даже двух. Во-первых - это третья “неприличная” река, в комплект к рекам Убля и Вабля - Теребля :). Мы ее неоднократно пересекали с одного берега на другой, но таблички ни разу не было. Жаль, конечно. Во-вторых, дорога забирала вверх, пока перед нами не открылась 45-метровая плотина водохранилища Теребля-Рикской ГЭС.
Изображение
Я как-то раньше не видел ГЭС, все как-то больше АЭС, однако, не увидел ее и сейчас. Дело в том, что эта ГЭС находится как-бы одновременно на двух реках - основное водохранилище на реке Теребля, из которого вода по подгорному тоннелю длиной 3700 метров поступает на другую сторону горного хребта, где находится собственно здание ГЭС, а потом сбрасывается в реку Рика. Так получается большой перепад высот, и большая мощность.
Обычно вода в водохранилище зеленая, но сейчас, из-за дождей и глины, ими нанесенной, цвет поменялся на желтый. Говорят, что в период затяжных дождей вода переливается через плотину, но, видимо, дожди были недостаточно затяжными.
И еще 10 км мы ехали вдоль этого водохранилища. А потом неизвестно сколько, но очень долго ехали по селам. Колочава-Негровец-Синевир, это на самом деле одна длинная полоса домов вдоль реки. Фиг поймешь, где заканчивается одно, и начинается другое, и то, что мы приехали в Синевир, выяснилось лишь когда он практически кончился. К счастью, кончился он колыбой.
Что такое колыба? А фиг знает, в современном понимании - это небольшое кафе или ресторанчик. В старом - это временное жилье лесорубов. В нашем случае колыба оказалась еще и мотелем, где мы и остановились, за 150 гривен.
Изображение
Изображение
Колыба прямо над рекой Теребля
Изображение
Схема парка
Велосипеды нам разрешили поставить в “старой колыбе” - видимо, это первоначальное кафе, в центре зала которого расположен каменный “мангал”, на котором и сейчас жарят шашлык.
Паша сгонял в магазин, и наконец-то привез ужгородский коньяк. Так что быстро поужинали в кафе, и пошли к себе в номер - дегустировать. Так бутылку и удегустировали. Без закуски, но “за хорошую погоду” :)
Изображение
Оригинальная система дверного замка :)
Я лично как-то в походах не очень приветствую алкоголь в больших дозах. 30-50 грамм чистого алкоголя еще ладно, это так, мышцы расслабить и чтобы спалось лучше. А вот больше, это уже не то. Тоже можно, но это уже нужно располагать следующим днем, так сказать, для всей полноты ощущений. А когда на следующий день надо куда-то ехать, это как-то смазывает процесс восприятия. Так что, можно сказать, пили тупо и бездуховно, а это неправильно. Ну или не надо было пиво перед коньяком пить :)
Проехали всего 70 км, со средней 15,9 км/ч. Можно было и дальше ехать, но я сомневался в адекватности цен на жилье ближе к озеру, поэтому решили не рисковать, остановиться здесь, а утром, оставив вещи, налегке прокатиться на озеро Синевир.

День 8, 6 сентября
Синевир - радиалка на оз. Синевир - Межгорье - Соймы - Пылыпец - радиалка на водопад Шипот - Воловец
Утро было традиционно пасмурным, еще и дождь пытался идти - уже привычное состояние. Завтракать не стали, и, договорившись насчет хранения рюкзаков, поехали смотреть на озеро.
Дорога со вчерашнего дня не изменилась - легкий подъем, убитый асфальт, ущелье и горные коровы. И так 15 км.
Изображение
По дороге есть музей лесосплава, хотя лесосплав по Теребле прекратился после постройки плотины. Опять же, не посетили - рано.
Озеро и окрестности превращены в национальный парк, посещение которого, по идее, платное. Но, видимо, мы были там настолько рано, что деньги с нас взять было некому, так что прошли бесплатно.
К самому озеру ведет узкая асфальтированная дорожка, вдоль множество родников, и вроде бы, даже минеральных источников (забыл :(). И совершенно зверский градиент, такое ощущение, что все 968 метров высоты набираются на этой дорожке, длиной меньше километра. 22-32, и я еле залез! По асфальту, на “пустом” велосипеде, 5 км/ч, пыхтел как чайник. Как лез Паша - не знаю, что-то мне подсказывает, что с трудом он забирался.
Но результат стоил трудов. Красота!
Изображение
Изображение
Изображение
Форельки
Изображение
Информационный стенд
Обычно на озере много туристов, но то ли мы были рано, то ли не сезон, но кроме двоих сотрудников парка и их лошади, мы никого не встретили. Объехали озеро по грунтово-гравийной тропинке, вдоль которой натыканы разные информационные плакаты про окрестные достопримечательности, и поехали назад, к гостинице. Вообще-то, с озера ведет еще одна дорога. Горная, на глиняной основе, после дождя там было бы захватывающе :). Но я предпочитаю дозировать впечатления, так что грязи оставил на какой-нибудь будущий “потом” - решили остаться на асфальте (если, конечно, полоски черного между желтыми лужами можно назвать асфальтом).
Однако, дневка в этом районе признана нецелесообразной - нефиг там делать. Лучше бы в Берегово остались на лишний денек. Поэтому решили проехать маршрут без отдыха, на день быстрее, чтобы потом провести день в Трускавце.
Изображение
Единственная табличка с названием реки, которую удалось найти.
Нас ждал очередной перевал - Межгорский. В самом его начале пришлось останавливаться и раздеваться, солнце попыталось вылезти. Как обычно, подъем великолепен, спуск отвратителен своим асфальтом. Трясло так, что рюкзак, жестко зафиксированный на багажнике от движения в обе стороны, ухитрился сползти вперед, и стал цепляться за ноги. В пути предавался размышлениям о двухподвесе - украинские дороги и Контадора фанатом кантрийных байков сделают.
Изображение
В Межгорье перед нами стояла конкретная задача. Даже две - поменять денег и поесть. Причем без первого сложно было реализовать второе. Поэтому первым делом поехали в банк, который, однако, тоже работал по привычной схеме - на табличке перерыв с 12 до 13, но дверь заперта. Охранник сказал, что перерыв у них, на самом деле, с 13 до 14, а табличка это так, висит просто.
Пришлось искать, что можно поесть за оставшиеся гривны. Только сначала найти, где. Пара кафешек в окрестностях показались какими-то подозрительными, но я вспомнил, что мы проехали заведение “домашні страви”. Туда и направились. Там нас не ждали, но, вызвав хозяйку, покормить смогли. Выбора, правда, не было, и пришлось брать распространенное блюдо “грибная юшка”. Дело в том, что слово “юшка” мне знакомо по классике литературы (в рамках школьной программы). Проще говоря - в значении “кровь”, точнее - кровь из носа. Сами понимаете, связать это знание с кулинарией, да еще и на базе грибов, так, чтобы не вызвать неприятных последствий, сложно :ze_le_ny:. И пива после коньяка не хотелось, так что пришлось брать только по причине отсутствия альтернативы.
Все оказалось не так страшно. Юшкой оказался грибной бульон, в который, для нажористости, добавляют муку. Кстати, очень вкусно. А также мясо с картошкой, салат, вариант домашнего сыра и карпатский чай (при изготовлении которого собственно чай не пострадал - только местные травы и ягоды), 42 гривны - прекрасно.
Поели, а тут и банк открылся. Только пока деньги меняли, дождь начал капать. Оделись, поехали - дождь кончился, ну надо же.
Местность вокруг - зимний горнолыжный курорт, так что всяких мотелей, баз отдыха и прочего навалом. И даже вот такое есть.
Изображение
Опять же, села у дороги, школьники, дети кричащие что-то вслед. Там везде дети приветствуют проезжающих велосипедистов, только я не мог понять, что же они кричат - то ли “хелло”, то ли “хай”. Ладно, думаю, мы ж вроде как тоже иностранцы. А этой местности дети кричали “ахой” - “привет” по-чешски. Что в нас выдавало чехов - этот вопрос меня мучает до сих пор. Мы ж даже пиво только украинское пили!
Мы планировали ночевать в Воловце, т.е. впереди был еще один, обещанный в анонсе, перевал. По дороге к которому находится Пылыпец (причем по-украински название пишется Пилипець, и очень сложно заставить себя называть это место правильно :)) - летом он примечателен водопадом Шипот, а зимой это еще и самый длинный горнолыжный склон на Украине, 4000 м, так что все в округе забито пустыми по случаю несезона кафешками, мотелями и будками проката снаряжения.
Водопад в стороне от трассы. Спросили у местного мужика, далеко ли. Не, говорит, близко. Спросили, крутой ли к нему подъем. Не, говорит, ровно. Я еще задумался, как может водопад по ровному получиться.
Здоровые, я вам скажу, там жители! Потому что мы, пока долезли, задолбались основательно - и километров 5, и подъем, лужи, еще и грейдер под конец. Но оно того стоило.
Изображение
Дорога к водопаду
В Карпатах правильно решен вопрос взымания денег с туристов. В Крыму за 20 гривен вам позволят посмотреть на водопад, и все. В Карпатах, за 2 гривны - площадка для отдыха, место под шашлык, родники, урны, и даже место для установки палаток! В самом водопаде - хоть купайся (вода - градусов 8-10). Причем из него даже пить можно - Паша пил, жив и здоров. Ну и водопад сам по себе красивый.
Изображение
Изображение
А еще у егеря купили смесь карпатского чая - прекрасный сувенир, и вообще очень вкусный напиток.
Посмотрели, погуляли, и поехали на третий перевал за день - Воловецкий. Ничего в нем особенного нет, кроме обилия мотелей. Только один скроется из виду - появляется следующий. Все, разумеется, пустые, но все равно непонятно, где даже зимой взять столько туристов. А если туристов на самом деле столько - как они все на склоне помещаются? В общем, горные лыжи остаются для меня загадкой.
По дороге к Воловцу наткнулись на загадочное место. Оформлено оно как туристический информационный центр, т.е. имеет знак с буквой i. В европах в таких местах можно получить консультации по гостиницам, достопримечательностям, и даже получить бесплатные карты местности. В Карпатах тоже пытаются соответствовать, но пока не получается - в Ужке, и еще где-то, на въезде мы видели таблички о том, что где-то здесь находится информационный центр, но где - хз, т.к. собственно здания с буквой i мы так и не увидели. Тут все было правильно - и здание, и знак, вот только оформление подозрительное :)
Изображение
Изображение
Изображение
Интересно, но как-то непонятно. Да и вообще, вечерело, поэтому проехали мимо. Да и как-то даже интереснее не знать подробностей - можно самому додумать :)
В Воловце гостиницу нашли сразу - недалеко от въезда, новый отель. Думали, что дорогой, но на всякий случай спросили цену. Оказалось, всего 150 гривен, правда в номере воняло хлоркой, пришлось проветриваться.
Ужин на горелке, пиво из бара, в бокалах :). Нам там даже тарелки дали, потому что мы не миски брали, а одноразовые тарелки, которые кончились.
Проехали 102 км.

День 9, 7 сентября
Воловец-Н. Ворота-Сколе-В. Синьовидне-Стебник-Трускавец
Изначально, маршрут этого дня выглядел иначе. Предполагалось, что мы из Воловца поедем на Сколе, но более короткой и, предположительно, интересной дорогой через Славское. Но получилось, что не получилось - и вроде свернули куда надо, но оказались почему-то опять на трассе Киев-Чоп. Эта дорога длиннее, и значительно менее интересна. В качестве компенсации, получили хороший накатистый асфальт.
А в сочетании с профилем трассы, получилось, что половину дня мы плавно ползли вверх (и даже взяли какой-то перевал, название не помню), а вторую половину дня также плавно катились вниз - даже когда дорога выглядела ровной, легко подкручивая педали можно было держать скорость под 30.
Изображение
По дороге пообедали в кафе традиционным борщом с варениками, вот только борщ (да и само заведение) мне не понравился - непонятной степени свежести. Организму он как-то тоже не понравился, так что ехалось мне, честно говоря, фигово.
А когда пришлось свернуть с трассы на Стебник-Трускавец, стало совсем плохо. Нет, не мне - покрытию. Асфальтом это сложно назвать. Ямы в ямах, лошади спотыкались, а мы легко обгоняли даже легковушки - им по “хребтам” между ямами пробираться было сложнее. А за 10 км до Трускавца еще и дождь пошел - который мы переждали в дубовой роще без каких-либо последствий. Последствия проявились дальше - ямы заполнились водой, и превратились в невнятное месиво из кусков асфальта, воды, грязи, и копошашихся во всем этом автомобилей.
Оцените: дорога к городу-курорту Трускавец со стороны трассы Киев-Чоп.
Изображение
В общем, Карпаты попрощались с нами коротко, но эмоционально. Мы с ними тоже.
По ходу езды выяснилось, что Паша хочет уехать на день раньше, раз уж мы прошли маршрут быстрее запланированного. Смысла в этом я лично не видел, но отговаривать не стал. Пришлось только корректировать планы с ночевкой - за вторую ночевку мне бы пришлось платить одному, а значит, выбор места ночевки определялся уже не удобством, а ценой.
Впрочем, жилье в Трускавце, как и предполагалось, не проблема. Всяких мотелей-гостиниц-вилл - не счесть, это не считая санаториев. Цены, правда, сначала не порадовали - в ближайшей к вокзалу вилле 250 гривен двухместный номер, 150 одноместный. Но нам подсказали, что в самом вокзале есть номера, а когда Паша пошел узнавать, что и как, то нашел квартирного агента, который и предложил нам жилье за смешные 80 гривен, правда, путем долгих розысков хозяина. Жилье оказалось номерами на втором этаже станции техобслуживания (сразу вспомнился донецкий “пробег”, когда мы ночевали в похожем месте), с весьма очевидным контингентом обслуживания - в двухместном номере был только один комплект постельного белья :). Но горячая вода присутствовала, телевизор худо-бедно показывал, и за 320 рублей вполне адекватное жилье. Только велосипеды пришлось на ночь поставить в помещение СТО с условием забрать рано утром, до прихода работников. Паша с утра собирался на вокзал менять билет (и это ему удалось без проблем, с небольшой доплатой), поэтому для нас это было не критично.
Я сходил в магазин за ужином, перекусили, да и спать.
Проехали 129 км.

День 10, 8 сентября.
По Трускавцу и окрестностям
Паша с утра успешно свалил на поезд, я остался один.
Планов на день особых не было - разве что хотел обязательно посмотреть велошколу “Медик”, что в Дрогобыче. Людям, интересующимся велоспортом, оно известно как место, где начинал свой велопуть известный украинский велогонщик Ярослав Попович. Ныне он катается в Radioshack, один из ведущих “лейтенантов” Лэнса Армстронга, ну и вообще очень интересный и позитивный человек, судя по его общению с болельщиками в интернете и интервью. В целом, я лично уже давно не считаю любых гонщиков из бывших республик СССР “своими”, но есть два приятных исключения - Александр Винокуров, за личный вклад в развитие велоспорта в Казахстане, и Ярослав Попович - фиг знает, за что. Допустим, за то, что назвал свою собаку Водкой :)
Дрогобыч очень недалеко от Трускавца, так что прокатиться не проблема. Причем дорога изрисована вот такими надписями на разных языках, и всякими картинками на тему Евро-2012. Симпатично, настроение сразу улучшается :)
Изображение
Вот сориентироваться в городе, зная только название велошколы, сложнее. Но в Дрогобыче велошколу, видимо, знают все - по мере поиска я спрашивал дорогу у пяти человек, и все при словах “велошкола “Медик” начинали улыбаться и показывали дорогу. С одним мужчиной даже разговорились, как раз про Поповича, Армстронга и велоспорт.
Честно говоря, без опроса населения - фиг бы нашел.
Сама велошкола - это одноэтажное здание барачного типа в глубине дворов. Пока мне пальцем в вывеску не тыкнули - не замечал.
Изображение
Изображение
Занятия в ней начинались в второй половине дня, поэтому кроме механика, там никого не было. Тем не менее, узнав о том, откуда я и с какой целью приехал, мне устроили небольшую экскурсию по школе.
В принципе - ничего особенного. Склад велосипедов, стенды, кубки-медали. Я, правда, не знаю, как должна выглядеть велошкола, но почему-то представлял еще и зал с рядами велостанков, где зимой крутят педали будущие спортсмены мирового уровня :).
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Примечательно, что на стотысячный город в школе занимается 70 детей. ИМХО, в Курске велоспортом занимается куда меньше народу. Причем школа готовит именно шоссейников, чего у нас вообще нет. Это при том, что дороги у нас несравнимо лучше. “Вся их Париж-Рубэ у нас в одну колдобину поместится”, как сказал мой собеседник.
Школе помогают и ее выпускники. В Харькове есть какой-то веломагазин, хозяин которого занимался в “Медике”, и до сих пор помогает ей недорогими велосипедами. Даже из Тюмени им деньги шлют. Ну и не последнюю роль играет близость к Европе - многие дети катают на вполне себе приличных карбоновых велосипедах (относительно дешевых, объявлениями о продаже которых завалены все украинские велофорумы). Периодически ребят вывозят во Львов, где есть велотрек, так что даже зимой у них есть возможность тренироваться. Правда, трек - это абсолютно другая дисциплина, и шоссейнику на треке, конечно, особо не раскатиться.
В общем, не смотря ни на что, велоспорт в Дрогобыче вполне жив и худо-бедно здравствует. Это радует, потому что иногда создается впечатление, что на смену Поповичу, Винокурову, Меньшову, Иванову приходить просто некому, а шоссейный велоспорт с распадом СССР умер, ну или забился в леса и поля, подальше от асфальта.
Покатавшись немного по городу, вернулся обратно в Трускавец.
Изображение
Трускавец на фоне старинных городов Львовщины и Закарпатья - подросток, ему и 200 лет нет. Так что ни архитектурой особой, ни историческими местами он похвастаться не может. Поэтому просто бесцельно покатался по холмам (сам город не в горах, но рельеф весьма приличный), а потом, на спуске, задумавшись о том, куда мне ехать - домой, или еще сгонять в Борислав, пропустил момент поворота и улетел на тротуар :)
Изображение
Изображение
Изображение
Это и предопределило выбор - поехал домой, сходил в магазин, купил сувениров, и весь вечер занимался переупаковкой рюкзака из расчета на дополнительные 2 литра объема :).
Накатал всего 33 км.

Итого, в рамках похода, было пройдено 752 км по Львовской и Закарпатской областям Украины (+175 км до Сум), ну и проведено весьма поверхностное, но все же знакомство с Украинскими Карпатами. Как говорил в самом начале, мне все очень понравилось, вернусь туда обязательно, осталась куча мест, где стоит побывать.

На обратном пути с вагоном повезло - новенький, с мягкими сиденьями и новыми матрасами и подушками - прицепной на Дебальцево, сразу видно богатых шахтеров :)
В поезде по соседству ехала женщина, от которой я и узнал состав грибной юшки и еще кучи разных блюд, а также пользу разных вод, а также трав. В общем, жаль, что по дороге туда она нам не попалась, сувениры обратно я бы другие вез, более полезные.
В Сумах встречал PK, который передал свои сувениры Олегу, а заодно и помог в транспортировке меня и велосипеда с ж/д вокзала на автовокзал. Причем в телефонном разговоре на вопрос, далеко ли ехать между ними, он ответил, что в Сумах далеко не бывает :). Но между поездом и автобусом было 25 минут, включая сборку велосипеда, поэтому добирались на такси. “Волга” - великолепный автомобиль, на заднее сиденье влез длинобазный байк со снятым только передним колесом, и PK - кто видел Женю, тот оценит :).
В автобусе, по отработанной Пашей схеме, сразу подошел к водителю, который сначала покочевряжился, мол, велосипед возьму, если в багажник влезет, но когда узнал, что в кассе я еще не был, сразу сказал бросить вел и рюкзак в конец салона, на спальные места водителей. Причем перед отправлением зашла контроллер, проверять билеты - я объяснил, что сразу с поезда, и в кассе не был - вопросов не возникло :).
Поездка обошлась в 50 гривен. Таможенники обеих стран интересовались лишь, чей велосипед, даже чехол не открывали, хотя вещи заставили доставать, и прогнали их через “сканер”. Причем у стоявшего передо мной мужчины в чемодане обнаружили 2-литровую пластиковую бутылку. Спросили - лимонад? Нет, говорит, “Он”. Достали и понюхали - точно, он :). А у меня спросили, почему велорюкзак без велосипеда. Потом поинтересовались, что в бутылках, и проверять не стали :). В общем, вопросы погранцов надо всегда воспринимать всерьез, а из Сум с велосипедом на автобусе вернуться вполне реально, на будущее.
В общем сложности я потратил 8000 рублей, вместе с проездом на поезде туда-обратно, автобусе от Сум и такси по Сумам. Причем порядка 1000 рублей привез обратно в виде сувениров. Паша сувениров не вез, и потратил еще меньше. Нереальная халява :)
Карпаты - настоятельно рекомендую.
Домой привез путеводитель с автомобильными маршрутами, так что на его базе буду рисовать новые маршруты.
Ширится ганебная зрада. Зреет генотьба против боротьбы.
Bad_Admin
Randonneur
Аватара
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago, Forward 1100 кастом

Вернуться в Рассказы путешественников

Кто сейчас на сайте (по активности за 5 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 1 гость