Одна из моих целей на 2020 -проехать 1000. Вариантов было несколько – Орёл, Ставрополь осенью или Горный след. Горный след отпадал, так как на июньские праздники был запланирован сплав по рекам Карелии, и под это специально брался отпуск. Но, коронавирус внёс свои коррективы. Сплав отменился, а отпуск отменить нельзя. Поэтому надо было пользоваться моментом и что-то делать. И старт 12 июня Горного Следа прекрасно подходил к моим дням отпуска. Созвонился с Денисом Богачёвым и 9 июня уже окончательно определился и купил билеты: туда до МинВод, оттуда – из Туапсе. Времени на сборы было мало, можно было тщательней подготовится, но рандоннёры не ищут лёгких путей… Так как старт и финиш в разных местах, пришлось с собой на велосипеде тянуть вещи, в которых ехал в поезде. Одеваюсь по минимуму – шорты, тапочки, футболка (погода же позволяет). В интернете наткнулся на информацию, что в МинВодах у приезжих поездом или самолётом берут подписку о самоизоляции на 2 недели с указанием адреса изоляции, а потом проверяют достаточно ли правильно ты изолируешься. Но ничего такого не было. С ЖД вокзала в МинВодах вышел свободно, никто не спросил, куда я направляюсь. Может им было в падлу в три часа ночи проводить процедуру анкетирования пассажиров, а может не выделили специального человека..
Собрал вел, перекусил, сфоткался и в 03:45 стартовал. Плюс 22 – офигенно.
Описывать весь маршрут нет смысла. Опишу то, что больше запомнилось.
Сразу надо сказать, что преклоняюсь перед теми, кто проезжал эту или подобные дистанции. Мне было трудно. Я совсем не спортсмен. Больше катаюсь от любопытства и желания попутешествовать. К всему этому, я ни разу не ездил по горам и поэтому не имел представления – как это. И тем не менее - выбрал тысячу горную. Ответ прост – потому что красиво.
По маршруту 5 гор – и все они разные.
Первый день.
Эльбрус. Вид от Минеральных Вод
1. Перевал Гумбаши – коварен тем, что градиент увеличивается постепенно и уже ближе к вершине меня убил. Последние 100 или 200 метров шёл пешком. Тут сказалось отсутствие воды. Она у меня закончилась километра за 3 до вершины – всё пересохло, силы таяли, солнце палило. И одна из ошибок – я поехал на 25 кассете, хотя была 32, но ни разу не опробованная. Решил «на переправе коней не менять». А, может быть, надо было поставить? На вершине кафешка и 5-6 машин. О! – думаю – перекушу. Фигушки – кафешка закрыта, похоже уже давно. Есть отдельное здание - туалет, открыт, даже вода есть –вкууусная… На двери туалета вывеска «20 рублей». На столе куча денег – металлические, бумажные, и никого из персонала. На подъёме плохой асфальт, а на спуске отличный, по крайней мере, первые километры, где крутить педали не надо.
Начало подъёма на перевал Гумбаши
Верхняя точка перевала Гумбаши
Вид с верхней точки перевала Гумбаши
Вид со смотровой площадки перевала Гумбаши
Вид со смотровой площадки перевала Гумбаши
Дорожники шутят
Река Кубань. Карачаевск
2. Домбай – градиент не крутой и почти везде в одной поре. Если бы не дождь после Карачаевска и шквальный встречный ветер с ливнем в Теберде был бы самым простым подъёмом. Первый дождь переждал на ходу, а от второго пришлось прятаться под двухметровым забором. Ливень шёл почти под 45 градусов, так что забор вполне справился. После дождей похолодало до 15 градусов. Тело просохло, а ноги постоянно мокрые. В самом Домбае пустынно, как будто все вымерли, кафешки закрыты, покушать негде.
Домбай
Домбайский хычин
Вообще, проблема с нормальной едой была на всём протяжении – кафешки закрыты, о супе или борще приходилось только мечтать. Зато ни в одном магазине не спрашивали маску (не то, что у нас в Белгородской области). Ночевал в гостинице в Зеленчукской, в которую приехал в 10 вечера. Все 3 гостиницы закрыты. В одну достучался и уговорил пустить. Пустили, но разрешили включать свет только в туалете и коридоре. Зато был бойлер с горячей водой, и было где посушить одежду. Поспал 4 часа и в 4 утра уже колесил по Зеленчукской в поисках ночного магазина.
День второй.
3. Обсерватория. В Нижнем Архызе начинается серпантин (протяженностью 17 км) к телескопу. К 5 утра был у Нижнего Архыза, на дворе 9 градусов, подыматься жарко. Почти весь подъём на последней передаче 34х25. С утра силы есть, заполз медленно, без проблем. Ни на подъёме, ни на спуске не встретил ни одной машины. Открывающиеся пейзажи прекрасны. Горы в тумане, в облаках. Супер!
Телескоп
Вид от телескопа. (на этом фото заканчиваются и начинаются дожди...)
Спускался аккуратно, утеплившись по максимуму. Асфальт старенький, но без ям. На серпантине местами потоками воды нанесло камни и песок. За остаток второго дня успел намокнуть в районе Преградного и покваситься под ливнем, который шёл не прекращаясь от Мостовского до Майкопа (80 км!). Хорошо, что было не очень холодно – 18 градусов. К 10 вечера успел обсохнуть (кроме ног) и доехать до Каменномосткого. Остановился после въезда в посёлок у первого здания справа, подающего признаки жизни, спросил ближайшую гостиницу. Хозяином этого дома оказался интересный увлеченный человек Игорь Огай – председатель Адыгейского отделения «Русского географического общества», который здесь организовал музей дольменов и разных исторических ископаемых. Мне Игорь сделал экскурсию по музею (и это в 10 вечера), его жена напоила чаем с клубникой, подарили магнит дольмена «Хаджох-4», и сопроводили на машине до гостиницы, с которой договорился Игорь. Гостиный двор довольно известный (не буду упоминать его название, так как, понимаете, всё это заселение было нелегально), и я был приятно удивлен, когда хозяин принёс мне электросушилки для обуви. Спасибо, всем этим добрым людям. За два дня проехал всего 625 км. Мало. Третий день будет самый напряжённый. Две вершины и 375 км.
Третий день.
4. Лаго-Наки. Опять 4 часа сна и в 4 утра я уже сухой и бодрый еду покорять четвёртую вершину. Одно неудобство – идёт дождь. В 06:40 уже был на вершине в точке разворота. Подъём длинноватый 25-26 км, не сильно сложный: достаточно крутой после моста через реку Белая и чуть поположе дальше. Асфальт местами новый, местами выветренный. Дорожная техника на обочине - ведут ремонт. Пока поднимался дождь начинался несколько раз, из людей никого не встретил. Даже в точке разворота стоят лотки с чаями, мёдом на прилавках в свободном доступе, а людей нет, как в каком-то кино… Собаки спят под прилавками, на меня посмотрели, потянулись и дальше спать. Вот оно счастье. Мне бы так! Сделал селфи, утеплился и вниз. Уже в 10 выехал из Майкопа в сторону Апшеронска.
5. Осталось подняться в Мезмай, а там уже проще. Сделал небольшой крюк с километра 2, заехал в Апшеронск перекусить. Почти родной город. Здесь в Леспромхозе на узкоколейке в конце 60-ых мои родители проходили преддипломную практику. Здесь же и расписались. Да и для меня места знакомые – в прошлом году по Пшехе сплавлялся и покатался на дизеле по узкоколейке. Выехал из Апшеронска и начался ливень с грозой. Температура 18. Поверх джерси ничего не одеваю. В принципе дождь не очень холодный. Подъёмы начались сразу после поворота в Ширванской Водокачке. Первых несколько километров после Водокачки асфальт новый, дальше новый местами. Подымаюсь и думаю «хорошо», чем больше подымаюсь, тем меньше остаётся. Ага! Только подъёмы начали чередоваться спусками. К Нижегородской я подъехал вымотанный этими качелями. А тут основное и началось – последние 15 км к Мезмаю. Ливень и грозы всё это время не прекращались. Температура уже 15. Но подъёмы не дают замерзнуть. Вижу знак - подъём 11% протяженностью 3 км. Дорога вверх выглядит устрашающей. Сидя крутить не могу – не выжимаю. Кручу только стоя. Медленно, с силой продавливая каждые пол оборота. Стараюсь подобрать темп, чтобы и дыхание не сбивалось и чтоб ноги не забились. Скорость 5-6 км в час. Тяжело, но кручу. Надежда на то, что через 3 километра станет легче. Такого трудного подъёма ещё не было на всём маршруте. Наконец-то 3 километра одолеваю и вижу новый знак - подъём 9% протяженностью 3 км. Ничуть ему не обрадовался. Кручу следующие 3 километра. Для меня ничего не поменялось – так же тяжело, кручу стоя, скорость 5-6 км в час, ливень лупит, молнии сверкают, гром гремит. Заканчиваются следующие 3 км, заканчиваются и знаки процента уклона, но ничего опять не меняется – тот же градиент продолжается, та же погода. Только чем выше, тем сильней пронизывает холодным ветром. Полная неопределённость – совершенно не понимаю сколько ещё мне упираться в таком режиме. Замерзаю, на 10-м километре решаю одеть жилетку. Останавливаюсь и пробую идти пешком. Скорость 4 км в час. Подумал – и чё это я усираюсь, когда можно почти с такой же скоростью идти пешком. Метров 200 прошёл и опять залез на вел. И вот, наконец, вижу знак спуска, протяженностью 3 км. Это меня не радует - на спуске я околею, утепляться бесполезно под ливнем, а потом эти 3 км надо будет всё равно преодолевать в подъём. Делать нечего спускаюсь. Спуск очень крутой. Такой же крутизны, как и подъёмы до этого. Асфальт внезапно заканчивается. Еле успеваю оттормозиться. Трек ведет дальше ещё километра 1,5-2. Меня бьёт крупная дрожь, зуб на зуб не попадают. Пошел вниз пешком. Мечта – где-нибудь часик отлежаться в тепле. Захожу в первый попавшийся двор гостиницы и спрашиваю можно ли остановится на часок-второй, чтобы обсохнуть и отдохнуть. Молодой паренёк (Роман) управляющий говорит, что номера дорогие – 2 т.р., а за 500 р. можно в помещении кухни – всё равно никого из туристов нет. Я с радостью соглашаюсь. Роман притаскивает полотенце, плед и даёт в распоряжение электрический конвектор, чтоб посушить одежду и поит чаем. Вытираюсь, одеваюсь в сухое, сушу мокрое, пью чай, беседую с Романом. Дождь, кажется, заканчивается. Жизнь приобретает смысл. Итого: 50 км под ливнем за 4 часа. За полтора часа одежда высохла, обувь и не собирался сушить – бесполезно. Надо выезжать, иначе есть риск не уложится в лимит. Мне осталось 12 часов времени и 190 км до финиша. В обычной ситуации это куча времени. Но в моём положении кажется этого мало – надо спешить. Перед выездом селфи.
Прощаюсь с Романом, пытаюсь ехать\идти (50 на 50) первые 3 километра подъёма. Весь мокрый теперь уже от пота и через 45 минут на вершине. Утепляюсь и понесся вниз. Местами скорость за 80. Не ел уже 5 часов (не считая чая), а в Нижегородской все магазины закрыты. Кручу голодный назад 50 км. Опять качели, спуски-подъёмы, тающие силы. И только спустя 8 часов я опять в Апшеронске и наконец-то могу перекусить. Темнеет. Почти всю оставшееся расстояние ночью на автопилоте и в 5:35 финиш в Джубге. Пока ехал по М4 заметил интересный эффект. Навязчивые мысли, что сзади меня должен догнать знакомый рандоннёр, а я его непременно должен дождаться. Непроизвольно сбавляю скорость. Это прям какой-то сон. Гоню эти мысли прочь. Набираю скорость. А потом опять все эти шизофренические мысли. И так несколько раз по кругу – пока не рассвело. С рассветом голова посвежела, спуск к морю придал сил. Всё завершилось, мечта сбылась. Несмотря на погоду всё сложилось отлично. масса впечатлений - целая жизнь.
Ихтияндр
1000 км по горам Кавказа за почти 74 часа. Страва насчитала 13 510 метров набора высоты.
Я тут не описывал красоты маршрута. В двух словах это не сделать. Кто проезжал, тот знает, а кто только собирается, поверьте это стоит и потраченных сил и времени. Будет, что вспомнить потом и рассказать близким – это точно.
Спасибо всем, кто поддерживал: Денису Богачёву – за слова поддержки на дистанции и интересный маршрут, Вове Михайличу – за запасной фонарик (кстати пригодился), белые чулки и мазь Castelli, жене – за понимание, одноклубникам – за поддержку и возможность с ними катать бреветы.
https://www.strava.com/activities/3616709735