Внимание, бреветы вызывают зависимость.
Не начинайте веломарафонство.
Не начинайте веломарафонство.
Козельская тропа 400км.
Состав: я и Саша.
Еще в прошлом году была мысль прокатить в мае брянский бревет 400. Но по ряду причин не получилось. К лучшему, наверное, потому что в отчетах участниках было много слов про ужасный асфальт в районе Трубчевска, Погара, Стародуба. Опыта прохождения таких дистанций также не было. Жаль конечно, маршрут очень привлекательный места партизанские, непролазные, и юго-запад, запад Брянщины мне видится интереснее, чем прошедший бревет по югу Калужской северо-востоку Брянской областей. В 2016 право проведения 400ки получил Воронеж, вроде бы намного ближе, но маршрут проложили неудачный, поэтому снова нарисовался вариант с Брянском, да и еще с отличным асфальтом по слова организатора (не обманул).
Как обычно за неделю до мероприятия начал присматриваться к прогнозам погоды. Надежда на благоприятные погодные условия (сухо, +15…+20) таяла с каждым проходящим днем. В итоге паззл сложился привычно и буднично: +9…+14, и огромный циклон от Смоленска до Саратова, от Белгорода до Москвы, честно обещающий принятие водных процедур. Ну ладно, плавали уже не раз, знаем.
Благополучно и по графику добрались до Брянска, в 17 часов уже расквартировались у Сергея дома, немедля приступив к сборам. Привезли с собой вещей даже больше, чем необходимо, пришлось скрупулёзно оценивать, что и в каком количестве брать с собой.
Остановился на 2х парах запасных носков (оказалось мало); 1 запасной термухе-водолазке, 1 запасной тонкой джерси с длинным рукавом – с этим не ошибся; на всякий случай взял летние короткие перчатки (не пригодились). Сам же вышел на старт одетый в: джерси с длинным рукавом, куртку виндстоппер—мембрана, на шее бафф, на руках перчатки для межсезонья, на ногах тонкие компрессионые трико, сверху длинные штаны от велоформы. Вот такой месяц май. Поужинали, обсуждая обновленный прогноз погоды, неожиданно пообещавший (на314здил сцука) утренний старт в сухих условиях. Несколько разочарованно восприняли от Сергея информацию, что на старте кроме нас никого больше не будет. В общем наладить контакты с брянскими рандоннерами, кроме Сергея, не получилось. Ну что ж, теперь самим надо не сплоховать перед остальными. Не было ни секунды мыслей о неудачном исходе бревета. Легли спать в 20-30, я отрубился около 21-00.
Просыпаемся, точнее разлепляем глаза в 3 часа ровно. Где я? Что я тут делаю? А, да.. сегодня бревет 400, и мы в Брянске, хорошо. Выглядываю в окно. Там темно и сухо, йес! Разогрели с вечера сваренные макароны. Принимаю 500мг мельдония (А вы чего ждали? Сейчас даже бреветы без допинга не ездят.) и примерно столько же витамина С (у Саши он был припасен в виде капель, которые оказались с отвратительнейшим вкусом, как раз тогда-то я и проснулся, испив эту несусветную горечь). В 3-31 Звонит Женя, напутствует и обещает благоприятный прогноз на первые 2 часа нашего отъезда из Брянска. Гоу, гоу, выходим, едем! Открываем дверь на улицу… Уоттафак, мазафака, уоттафак! Хреначит уверенный такой дождь. :shoked: Исподтишка причем! Одеваясь в доме, мы не услышали, когда он начался, поэтому успели одеться с прицелом езды посуху. (Цензурной лексикой невозможно передать степень нашего разочарования, поэтому продолжаю повествование.). Теряем порядка 10 минут, распаковывая багаж, надевая бахилы на ботинки. До старта ехать недалеко, порядка 1км. Сергей вызвался нас проводить до места старта. Дождь продолжает идти, с возрастающей интенсивностью. 4-15, сквер имени П.Л.Проскурина, я и Саша на старте, сильный дождь, начало рассветать, обнуляю велокомп, охреневоз, старт, понеслась, поехали!
Место старта расположено высоко на холме, первый километр спускаемся по крутому спуску вниз к реке, разрезая покрышками струящиеся потоки холодной воды. Ещё и асфальт плохой, разгоняться страшно, съезжаем на тормозах. Читая в апреле на форуме отчеты ростовского клуба, почерпнул новую линейку ёмких названий окружающих условий и состояний организма:
1. Недопдц
2. Полупдц
3. Пдц
4. Пдц+
5. Полный пдц
6. Уже пох
Так вот первые 5 километров прошли под знаком пдц-а+. Не вру!
Короче еду, весь промок, стараюсь духом не падать, вида не подаю. Саше немного сложнее и похуже. Предлагает остановиться и попробовать запаковать ноги в пакеты. Поздно пить боржоми, когда почки отказали, генацвале! Промокли насквозь, суше уже не станет. Но останавливаемся. «Главное духом не падать», ободряю Сашу.
Стало светло. Пока перепаковывались, остановилась машина, у нас попытались узнать, как добраться до жд вокзала. Вы что, с ума сошли, люди? Мы тут не местные, заняты важным делом (бревет едем, уже проехали >1%!), поэтому думать не желаем ни о чем и знать не знаем, где здесь жд вокзал.
Никогда до этого не ездил с пакетами, решил попробовать. Не, фигня полная, во всяком случае на мокрые ноги смысла надевать их точно нет. Едем дальше, город всё никак не кончается. Чувствую, что Саше морально совсем хреново. У него уже пятая стадия (полный пдц), а я уже на шестой (уже пох!). Поэтому продолжаю честно ему сообщать, что главное не расклеиваться, сейчас раскрутимся постепенно. Как только выехали из Брянска, потихонечку началось время хороших новостей. Ну например километре на 20м закончился дождь, мне не холодно. Велокомп показывает +9,6, но отчего-то мне тепло, нормально. Саша вроде тоже не мерзнет, но невесел, хмур. В пакетах в ногах уже плескается бассейн. Сраные пакеты, не хотел же их надевать, надо дотерпеть до Березовского. Это наш первый КП, всего в 34км от Брянска.
И ехали мы до него полтора часа. На 36км сделали очередную остановку. Саша решил вскрыть запас вещей, и побаловать себя парой сухих носков. Снял свой дождевик-скафандр. Я освободил ноги из полиэтиленового заточения, выжал воду из носков. Решил, что так рано начинать расходовать сухие носки слишком расточительно, да и ноги в мокрых у меня оставались теплыми, поэтому снова надел их же. Ух ты, они показались мне почти сухими. Но настроение в коллективе оставалось без изменений - подавленным.
Отметку 40км преодолели за 2 часа. Разумеется график движения, составленный мной на неделе, полетел к чертям, отставание около 40 минут. Маршрут был составлен так, что докрутив до Березовского, надо было развернуться в обратном направлении, проехать 17км и только тогда повернуть на М3 в сторону Калуги/Москвы, то есть нас все время преследовало ощущение топтания на месте, вроде и едем, а вроде от Брянска никуда и не уехали.
М3 встретила нас низким трафиком для федеральной трассы и катучим асфальтом с обочиной порядка 70-80см. Нормально. Половина фур из Беларуси. До первого населенного пункта (Малое Полпино, 57км) дорога шла исключительно вниз. А до второго КП Жиздра (114км) удивила отсутствием серьезных подъемов. Набор высоты шел или в виде длинных и пологих подъемов, или коротких, но невысоких. Нам только на руку, раскрутились, едем 29-33, наверстываем отставание. Трасса проходит сквозь лес, воздух влажный и свежий. Проезжаем немало крохотных лесных речек, поэтому спуски к ним небольшие, но позволяют разгоняться до 36-38 кмч, не затрачивая лишних сил, а после залетать обратно в короткие подъемы, также не теряя скорости. Отмечаю нехарактерную для Черноземья топонимику рек и населенных пунктов: Велья, Потья, Песочня, Овсорок, Ясенок. Вкупе с погодными условиями кажется, будто едем севернее на добрую тысячу километров. Где-нибудь по Карелии.
Первым делом приговорил 2 банана, чтобы облегчить рюкзак (увы, без него не получилось поехать). Изредка выезжая на открытые пространства пытаюсь мониторить обстановку на небе. Там паршиво. Всё затянуто, везде тучи. Несколько раз попадаем под непродолжительный дождь, но уже без особых эмоций, хоть и неприятно.
Доехали до Жиздры, точнее до перекрестка на Жиздру (КП 2), фотографируемся, пост ДПС, Саша спрашивает у ментов, можно ли примоститься рядом с их зданием на ступеньках, те вроде бы не против, спасибо. Даже воспользовался их туалетов, внутри которого позабавила надпись «Если не хочешь писать, то и не надо». Действительно мудро сказано. Но я хотел, поэтому пописал.
114км пройдено, мы вроде бы живы, едем бодро, настроение улучшилось, однажды даже увидели кусочек чистого синего неба над головой! Саша шутит, что вернется в Липецк и продаст к чертям велосипед. Едем дальше.
После Жиздры наконец-то начались подъемы покруче и посерьезнее. Мы едем по западной окраине центральной части Средне-Русской возвышенности. Заезжая на 149км в один из очередных подъемов открываю запас гелей. Снова достаточно интенсивно влило. Отставание от графика продолжает сокращаться, и на третий КП (развязка Сухиничи 164км) мы приезжаем всего с двенадцатиминутным отставанием, хо-хо! Но тут пришлось немного задержаться (по плану была остановка на 10 минут). Начала звенеть цепь – смазали. Съел 160гр. балыка Дубки, хоть какое-то разнообразие после мюслей и бананов, нажористый кусок мяса. Отметили ухоженный вид остановок на М3. Лавочки, чистота, аккуратность, везде бесплатные и незасранные туалеты. Три недели назад ехали по М6, управляющая компания та же – Росавтодор – а впечатление удручающее. Полная противоположность.
Теперь осталось проехать 18км и повернуть с М3 на Кудринскую-Козельск. Леса закончились, а посадки не начались, поэтому ехали по открытым пространствам. Ветер, будучи до этого попутным, или прятавшийся, дующий над лесом, стал мешать, примерно в это же время наша средняя ходовая скорость достигла своего максимума (29,04км/ч), начав постепенно снижаться. После 170км начали появляться первые признаки усталости. По крайней мере у меня. До этого вел больше я, теперь стал больше Саша. Несмотря на холод, вода расходуется интенсивно. Мы снова просохли после дождя, остановились, чтобы Саша, ругаясь на свой антидождевой скафандр, снова снял его. Ушли с М3, начался мордвинд. Едем 21-23. Кудринская порадовала нас указателем на «Мошонки». Даже не смогли мимо проехать, остановились сфотографироваться. Покупаем первый раз воду (1,5л). За 190км ушло 1,15л (дальше счет выпитой жидкости потерял).
Дальше был план доехать до Козельска, транзитом на КП4 (Оптина пустынь, 232км), обратно в Козельск и забуриться в кафе. Очень (очинь!) хотелось сожрать уже какой-нибудь теплой человеческой еды вместо углеводного комбикорма. Но ехать еще добрых 40км. Они вместили в себя 2 коротких (минут по 5) но сильных дождя, красивейшие виды на Козельские просторы (216-220км), ради которых мы упорно поднимались на холмы (этот участок очень напомнил курскую дорогу Обоянь-Суджа). Встречный ветер ослаб до приемлемой силы. На середине участка чуть было не схватил бонк, его ни с чем не перепутаешь, испугавшись сожрал гель, закусив батончиком, вроде снова поехалось.
Безапелляционно, хоть и с претензией к методу проложения маршрута (крюк перед Козельском) повернули на козельскую окружную, чтобы с противоположного конца въехать в райцентр, пересечь транзитом насквозь и доехать до монастырского комплекса. На 232км мы затратили ровно 10 часов. Ну, не так всё и плохо, учитывая, как всё начиналось утром. Церкви нам неинтересны, поэтому быстро фотографируем себя на фоне куполов, туристов и делаем ноги обратно в город (снова начали сгущаться тучи, а мы только просохли, в очередной раз), в кафе, вкусно жрать!
На подъезде к Козельску меня грызло изнутри чувство, что нас с велосипедами ни в одно (из двух) кафе не пустят, и козельца подтвердят делом, что не просто так живут в городе с таким названием, проще говоря, окажутся полными козлами. Первое кафе встретило нас закрытыми дверями с объявлением, что именно сегодня оно не работает. Йес! Поехали искать второе кафе, на меня напал (обычно несвойственный) пространственный кретинизм, накрутили лишние 1,5км, пришлось спрашивать у местных жителей навигацию. Так, вроде бы нашли. Перед входом в заведением думаю, что должен иметь вид человека, которому хочется помочь. На вид обычное кафе, ни одного посетителя. Интересуюсь у девушки-официантки про наличие горячей еды, излагаю ситуацию, кто мы есть и прочее (400км, веломарафон, спорцмэны, очень хотим у вас пожрать и потратить деньги), при словах «аккуратно поставить велосипеды в помещение» встречаю попытку неуверенного сопротивления, но добавляя «я вам даже пол протру в том месте после» клиентоориентированность персонала побеждает. Ура! Саша, заходи!
Заказали на двоих 3 солянки, 1 окрошку, 1 пиццу (это была ошибка), 2 чашки чая, 1 безалкогольное пиво 0,5. Пока готовили заказ, а Саша отошел в туалет, случился инцидент, который все-таки подтвердил мои опасения про жителей-козлов в этом городе. Подошла какая-то быдлятина в кожаной куртке и в ультимативной форме потребовала вынести велосипеды из кафе. А, это оказывается хозяин заведения. Я вообще охреневаю от такого поворота. Пытаюсь переубедить его, разъясняя ситуацию (официант разрешил, мы уберем все после себя и так далее). Нет, ни в какую. Я царь – ты говно. Убирай велосипеды, требует, еще и девочке-официантке досталось за клиентоориентированность видимо. Сука. Бесит. Козел. Начинаю злиться и сам повышать голос. Возвращается Саша, успокаивает меня (спасибо), трезвым взглядом примечает стол, сидя за которым просматривается коридор (кафе на первом этаже общего здания), куда можно переставить велосипеды, перемещаемся, переносим велосипеды. После этого хотелось только быстрее все сожрать и свалить. Пицца была говно за такие деньги (300, красная цена ей 150), чай в пакетиках, солянки мало, ну а окрошку испортить сложно. В туалете надел первые сухие носки (кайфово), расплатились и свалили. Желаю этому заведению убытков и скорейшего закрытия (с таким хозяином). Называется «Фантазия», объезжайте подальше, видимо заточено под православных туристов, которых в этом Козельске полчища.
Успели позвонить Жене, он нас обрадовал, сказал, что дальше мы поедем уже без дождя. Ха-ха.
На выезде закупаемся в Пятерочке (вода, мюсли, паштет), и берем курс на КП5 (блин, как же их дохрена) Хвастовичи 325км.
Выезжаем на шикарную пустую дорогу, местами даже светит солнце. Саша предлагаем поднять темп, едем 30, периодами даже больше. Но запала хватает километров на 20, все-таки в ногах уже 260км. Тут еще и горки, да какие! Ложишься на руль и разгоняешься до 60. А потом ползешь наверх 11кмч. Глушь непролазная. Леса до горизонта, снова едем по мостам через лесные речушки, некоторые названия повторяются, мы пересекали их на М3. Деревни сплошь негазофицированные, национальное достояние сюда еще не добралось, у каждого жилого дома аккуратно лежат дровишки. Кстати на дворе 21 век, а от столицы государства всего 200км по прямой. Ой! Саше вот нравится, говорит, что хотел бы тут домик иметь. Добавляю, что конечно хорошо иметь такой домик в деревне, когда квартира в городе.
Чем дальше уезжаем от Козельска, тем хуже становится обстановка на небе. Мне становится понятно, снова придется мокнуть. На очередные пару литров вылитые на себя через несколько километров даже не обращаем особого внимания. Но снова делаем вынужденную остановку, чтобы Саша снял свой скафандр. На трассе пусто, но при этом умудряются напрягать проносящиеся со стороны Козельска микроавтобусы (догадался, что туристические, доставляющие туристов к монастырю), обгоняют опасно.
Минули Дудоровский. Ух, что началось… Небесные хляби (с) разразились поистине с ужасающей силой. Начался такой ливень, что было реально больно от капель, хлестающих по лицу. Интенсивность оцениваю как 30-35мм за час точно. Может быть из-за свежести впечатлений, но даже на Треугольнике-2014 в самые дождливые минуты так не полоскало. Стена дождя была такая плотная, что через 100 метров видимость начинала ухудшаться. При этом абсолютный штиль, безветрие, грозы нет, только грохот от падающей воды и птицы поют вокруг. А мы едем по очень красивому рельефному участку сквозь лес. (Кто ездил от Заматинской переправы в сторону Задонска, поймет, очень похожее место, только вместо сосен лес лиственный, и длиной отрезок километров 6, а не 1,5.) Никто уже не злится. Сначала было трешово, потом я словил дзен (6я стадия «уже пох). Мыслей в голове не осталось. Сейчас я уже рад, что довелось испытать подобное, ибо круто. И так мы проехали 9км. С 301 по 310 км. Ливень окончился также внезапно, как и начался, или мы просто выехали из него. К слову, это был последний дождь на бревете.
Солнце начало клониться к закату, выехать на М3 засветло не получалось, увы. Добрались до Хвастовичей. Тут впервые встретили собак, которые пытались посоревноваться с нами в скорости, но какие-то вялые местные собаки, сразу видно, что некому их тренировать, короче говоря, такая дорога пропадает, эх. Последний КП5, до финиша 75км (из Усмани до вокзала, всего-то), но закладывать три часа на них было бы слишком смело.
Успел до закрытия купить в магазинчике айран, и заточил вместе с ним 150гр паштета. Отлично зашло. Переоделись: Саша в новый комплект формы, я в последнюю пару сухих носков и пододел еще одним слоем джерси, наверное зря, потому что ниже +10 температура так до самого финиша и не упала, мы позвонили Жене, он сообщил прогноз (самый верный из всех). Разговорились с местным мужичком у магазина, он из Хвастовичей в Брянск на скутере гоняет, говорит, за час десять доезжает, нам бы так сейчас. Обрадовал новостью, что до М3 не будет рельефа (у меня уже вылетела к концу дня информация о профиле маршрута). Вроде без дела не стояли (еще и свет повесили на рамы, закинулись еще дозой 500мг мельдония), а времени ушло много. Как только выехали, почувствовал холод на шее, блин, где бафф? Остановились, начал искать, уж думал забыл, а он внизу под первой джерси на мне. Башка уже не варит. Минус 4 минуты натикали. Тронулись вновь, нет, ну точно башка не варит, начали доноситься ужасные звуки от цепи и трансмиссии в целом. Ужас, я так ехать физически не могу. А Саша (еретик!) говорит, забей, едем дальше, быстрее! К счастью скоро потребовалась очередная вынужденная остановка, на которой я все-таки измазал (именно так) маслом наши цепи, и им стало хорошо, мне спокойно, ушам тихо.
Начало смеркаться, дальше участок мне напомнил (почти 1 в 1) Курскую область от Суджи до Любимовки, и дальше на Глушково. Только у нас покороче. До М3 нам всего 32 километра, и пролетели они быстро. Рельефа и правда не было. По сути меня уже тащил Саша, удалось лишь раз выйти первым и покрутить километра 3. Несколько малонаселенных сел с однородными названиями (Бояновичи, Нехочи, Пеневичи). Встречный ветер еле заметен. Густые сумерки незаметно растворяются в темноте. В нас несколько раз больно врезаются какие-то крупные насекомые, наверное саранча. Не взирая на усталость, удавалось получать удовольствие от проезжаемых мест и окружающей обстановки. Сзади, словно в окне между расступившихся штор-облаков, зажглась желтая Луна. Не приглядывался, но показалась полнолунной. То есть при ясной погоде вполне можно было рассчитывать и на её свет. Мечты-мечты. Саша считал километры до М3, наверное для него этот участок стал одним из самых занудных.
Выехали из спокойного мира на шумную федералку. Время одиннадцатый час. Трафик возрос, меня это напрягало. Фуры хоть и объезжали при возможности нас по встречной полосе (задний свет у нас хороший), но я всё равно очковал. Еще не хотелось проколоться в этом месте. Озвучивал вслух размен десятикилометровых отсечек до финиша: меньше 40км, меньше 30км, меньше 20км. Начал действовать мельдоний (или плацебо?, спрашивал я себя): резко возросла внимательность, акцентрированность на все детали, спать все еще не хотелось, стало ехаться легче. В Малое Полпино на заправке Лукойл принимаем правильное решение не останавливаться на кофе, крутим дальше, и уже показывается вышка, которую мы заприметили при проезде утром, она расположена на посту ДПС, рядом с развязкой на Брянск. Но вышка высоко, и очень далеко. 7километров до нее мы ехали. А дальше усталость навалилась и оказалась сильнее допинга, силы воли.. Слишком много было взято у организма сил взаймы за день. Как только повернули на Брянск силы стали таять как мороженое на солнце. Достойную скорость позволяла поддерживать только дорога, которая до Брянска шла только под маленький уклон, в черте города уклон закончился, а скорость упала до 20кмч. Незнакомые светофоры, перекрестки, дерьмовый асфальт. Сил нет уже вообще (наверное дал слабину, зная, что до финиша уже однозначное количество километров). Последний подъем от Десны до площади Партизан. И вот финишная черта. Всё.
Общее время 19 часов 25 минут 35 секунд. Средний пульс 129, максимальный 160, сожжено калорий дохрена, больше 10000ккал. Стоим пару минут в каком неверии, что всё закончилось, и мы осилили.
Нет, еще не всё, еще 1 километр на закуску до дома Сергея. Проехали и его.
Дальше все стандартно: ели, пили чай, общались с Сергеем, приняли душ, легли спать уже ближе к двум часам.
Рад, что не посрамили липецкое рандоннерство на брянско-калужской земле!
Никогда не стоит сомневаться в собственных силах.
https://www.endomondo.com/users/6859463/workouts/732063346
Спасибы:
Саше за отличную командную работу;
Сергею за прием у себя дома и маршрут;
Жене Icebreaker за поддержку, метеонавигацию и фармацевтику;
Саше Мерсеру за очередной раз предоставленную подседельную сумку;
Погоде за то что дала испытать себя на прочность и яркость впечатлений;
Калужским дорожникам за хорошие, чистые, ровные дороги;
Спасибо всем!