Глава 2.
Километры времениЯ никогда не жаловался на проблемы с памятью. Даже на бреветах, где мозг работает по остаточному принципу, все происходящее записывалось куда-то там, чтобы потом, в спокойной обстановке, всплыть и стать отчетом.
В этот же раз все было как-то совсем не так. Возможно, событий было слишком много, а происходящее оказалось уж слишком монотонным. Как ни странно, одно не противоречит другому. В итоге, у меня нет единой картины ПБП. Есть отдельные всполохи, из которых предстоит собрать что-то. И я не поручусь не то, что за точность и хронологичность описываемых событий, а даже за их реальность. Так что не обессудьте, что получится, то получится.
На старт мы с Алексеем Попятовым приехали сильно заранее, к четырем, хотя наш старт был в 19:00. Хотели посмотреть на старт в 16:15 наших Антона, Саши, и Владимира Семенова (который, хоть и представлял на ПБП Урал-Марафон, как минимум наполовину наш, т.к. предварительную регистрацию и 3/4 квалификационных бреветов прошел в нашем клубе).
По дороге на старт
Т.к. старт был в новом месте, мой предыдущий опыт ничем не мог помочь, и разбираться во всем пришлось заново.
Разбивка на стартовые группы, с указанием на время старта буквой в стартовом номере, оказалась отличной идеей. Не создавалось толпы на входе в зону старта. Туда вел отдельный коридор, в который пропускали только тех, кому надо было стартовать в ближайшее время, остальные отсеивались, и отправлялись погулять до своего старта.
Схема велодрома
Коридор на старт
Контролеры на входе в стартовую зону
Зона для ожидающих
Так что, посмотрев на вход на территорию, пошли искать местечко в район стартового створа, чтобы поприветствовать наших.
Впрочем, в толпе мы их не нашли, и потом только на фотографиях, сделанных с монопода, удалось найти Антона.
Старт группы B, и Константин Анохов в майке СССР
Зацепил Антона (слева)
Наши велосипеды
Группа поддержки
Спонсор сербской команды - российская “Итера”. А россияне и без спонсоров обойдутся.
Потом решили подождать старта special velo. Как-то в этот раз не удалось полюбоваться на них во время регистрации. Впрочем, в этот раз всех затмили ребята на “эллиптических тренажерах”, как мы их обозвали. Думаю, вообще всех посетила мысль, что это они тренажерный зал обнесли. На маршруте мы их потом частенько встречали, и восторгались их мужеством - мы хоть сидеть могли (не все, и не всегда, но все же :)), а они все 1230 км стоя прогарцевали.
Естественно, мы были в российских майках ПБП. Не могу не поблагодарить Мишу Каменцева и его соратников, которые не поленились нарисовать эту форму, и взять на себя существенную часть организационных вопросов по ее заказу, и очень жаль, что не все россияне решили ей обзавестись. Не такие это большие деньги, в масштабах расходов на ПБП, а опознавать своих, и одновременно показывать, что нас много, с помощью всего лишь майки удобно и приятно. Клубные майки такого эффекта не дают, и мы одевали их в основном до и после старта.
Разумеется, к нам подошли другие россияне, познакомиться и пообщаться, а затем к нашей группе подошла женщина (имя я, к сожалению, забыл - надо уже записывать такие вещи, а то неудобно). Оказалось - русская, живет во Франции, и специально пришла к старту, чтобы поддержать соотечественников. И даже пирожков напекла, с чаем. Мы хоть сыты были, а впереди ждал оплаченный обед, не смогли отказаться от такого угощения. Честно говоря, не ожидал, но это очень приятно, когда далекие от велосипеда люди приходят просто для того, чтобы поприветствовать своих, пусть и бывших, соотечественников.
Потом увидел Педро Альвеша, португальского организатора бреветов. В 2012 году, после неудачного для себя
ВОЛ-2012, я ездил к ним
на 1000. Проехать ее не удалось из-за проблем со здоровьем после падения, но Португалия тогда мне очень понравилась, и я хочу вернуться туда еще раз. Не обязательно на бревет, но и на бревет тоже можно. Он меня тоже узнал, пообщались. Насчет 1000 в 2016 году у них еще определенности нет, но он все равно приглашал в Португалию, даже к себе в гости. И я, пожалуй, при первой же возможности воспользуюсь этим приглашением :)
С Педро и его женой Марией
А вот с обедом вышел самый эпический косяк организаторов.
Еще пока мы стояли возле стартового створа, прошел слух, что кормить не будут - еда кончилась. Это казалось таким бредом, что я, естественно, не поверил. Поэтому где-то в половину шестого поехали в сторону столовой.
Но слухи оказались правдой. На входе нас развернули - обеда перед стартом не будет, потому что еда, действительно, кончилась.
Отвратительно - это я очень мягко характеризую мастерство организаторов. 120 лет опыта, старейшее веломероприятие в мире, европейская культура, цивилизация, порядок, организованность, вот это вот все организаторы виртуозно спустили даже не знаю, куда. Оплачивались обеды перед стартом заранее, при регистрации, поэтому организаторы точно знали, сколько людей будет есть. За предыдущие годы они уже имели возможность оценить количество необходимых продуктов. В общем, все все знали, и тупо облажались. Но и этим они не ограничились.
Вернуть деньги они не предложили. Не имея желания дарить 13 евро этим деятелям, я пытался выяснить их судьбу, и каждая попытка давала все более смешной результат. Никто ничего толком не знал. Предлагали расплатиться этим талоном за еду на КП, но этого я даже не пытался сделать, т.к. у меня не было шансов объяснить что это, и почему, на французском. На финише я попытался найти англоговорящих организаторов, это наполовину удалось. Человек по-английски говорит, но его слова никак не вязались с реальностью. Сначала сказали, что можно поменять талон на сувенирную продукцию. Когда я попытался поменять талон на хб-майку (13 евро на 10, между прочим), торговцы сувениркой оказались не в курсе. Апофеозом стало предложение получить по этому талону еду после финиша. Ту самую пасту, которую всем остальным раздавали бесплатно. Аплодирую стоя, обеими невидимыми руками рынка.
Вернувшись домой, написал им письмо по электронной почте. Деньги вернули на счет Paypal, так что финансовых претензий больше нет, но и связываться с едой от организаторов я больше не буду.
Но поесть надо было. К счастью, рядом с местом старта оказалось несколько кафе (по мосту через железную дорогу, вниз, и оказываетесь на круглой площади с кафешками по периметру). Я бы изначально не парился с едой от организаторов, если бы знал о них. Правда, желающих поесть там было немало, и даже в кафе еда заканчивалась (пасты, например, уже не было), но нам приготовили курицу с макаронами, причем довольно быстро (я специально попросил). Так что голодать не пришлось.
Ждем ужин
Поужинав, двинулись на старт. И опять, как и четыре года назад, за всеми этими “бытовыми” хлопотами я не чувствовал волнения или страха.
Мне опять не оставили выбора - если четыре года назад мероприятие распиарили на весь город еще до старта, то в этот раз меня “подставили” круче. Мою запись в фейсбуке про ПБП репостнула Галина Кузьмина из “Русвело”, а у нее в друзьях половина мирового пелотона, и уж точно все российские велопрофессионалы. Т.е. вместо равнодушного к велоспорту Курска мне предстояло не облажаться перед всем “велосипедным миром” :).
О планах.
ПБП-2015 я сознательно собирался ехать не спеша. Побольше смотреть по сторонам, фотографировать. В общем, вести себя, как турист. Но план у меня, разумеется, был. Если физические возможности позволяют ехать на 70 часов, а времени есть 90, можно позволить себе роскошь ехать “как придется”. Я же рассчитывал часов на 85-90, и в таком случае наличие плана обязательно. Всегда кажется, что время еще есть, и всегда это ощущение обманчиво. Более того, чем дальше по дистанции, тем сложнее становится считать и определять свое положение во времени и пространстве.
Поэтому я заранее рассчитал, исходя из примерной скорости движения, время прибытия и убытия на КП, подобрал КП для сна, и примерно определил время, которое я могу на него потратить.
Разумеется, выполнить план не удалось. Это тоже ожидалось. Зато в любой момент времени я четко знал, на сколько отстаю от графика, и сколько у меня остается времени в запасе. Хотя понервничать все равно пришлось, но все из-за дурацких околоспортивных амбиций. Как только отставание стабилизировалось, и стало понятно, что 90 часов я укладываюсь, но плановые 85 часов не светят, наступил дзен и умиротворение. Да такие, что последний этап получился третьим по средней скорости.
В предстартовом “отстойнике” участники так же делились на группы, поэтому стартовать не в свое время не получилось бы. Но все равно, в прошлый раз старт был как-то веселее. Топла зрителей, болельщиков. А тут стартовая арка была в стороне, из публики - ожидающие своего старта.
Для сравнения - стартовый створ 2011 и 2015 годов:
В “отстойнике” перед стартом
Последние минуты нормальной жизни :)
Впрочем, после стартовой отмашки маршрут выходил на широкую дорогу, и основная масса зрителей ожидала там. В этом плане на ПБП ничего не изменилось, и это хорошо. Особенно приятно было услышать крик “Россия, вперед” и российский флаг на обочине. Это здорово, спасибо вам. У меня есть опыт стояния на обочине Тур де Франс, и теперь я могу представить, что чувствуют гонщики, когда видят родной флаг и приветствия на родном языке. Когда в следующей раз окажусь на большой велогонке, обязуюсь кричать в два раза громче, а большой российский флаг уже заказал.
“Россия, вперед!”
Первые километров 20 маршрут идет по населенке, и достаточно ровный. Я же ожидал появления знаменитых холмов ПБП, которыми вполне обоснованно пугают всех, в том числе и меня четыре года назад. Увы - “удовольствие” от встречи с ними доступно только новичкам. Холмы ПБП-2015 совсем не то же самое, что холмы ПБП-2011. Во-первых, я знал, что предстоит. Все знают, на самом деле, все читали отчеты и слушали рассказы. Но рассказы и отчеты не передают реальности, и среднестатистический участник ПБП из России просто не имеет возможности представить себе все это, пока не попробует. Я же, во-вторых, зная, что предстоит, сознательно готовился, специально ездил тренироваться в горы. Это не совсем верно, т.к. горы и холмы - разные вещи, но, тем не менее, имея “в ногах” более 15000 метров набора высоты за две недели до старта ПБП, холмы не напрягали меня совсем. БОльшую проблему представляли равнина и спуски - эти элементы я еду откровенно плохо. Ну и хрен с ними - равнины и спуски для толстых :)
Аллея платанов
Закат
Еще я не могу понять другую особенность ПБП-2015. Четыре года назад первую ночь я практически не ехал самостоятельно, все время находились группы, в которых можно было отсидеться. В этот раз групп толком не было. Наша стартовая группа, N, и так-то не гнала со старта, а ближе к закату просто встала. Километров 23-25 в час, куда это годится? Со старта убиваться не надо, понятно, но все-таки создавать запас времени стоит. Пришлось бросать группу, и уходить вперед. Прихватив за собой кусок группы. И дальше практически до самого финиша ПБП мы с Попятовым ехали или вдвоем, или даже во главе группы. Очень редко удавалось найти подходящую компанию, в которой удавалось недолго отсидеться. Хотя, еще один плюс идеи с разбивкой на стартовые группы - можно было определить свое положение и состояние относительно других групп. Мы стали догонять хвосты сначала группы М, а потом и L, и это радовало - все-таки, ехали мы не совсем уж плохо.
Опасаясь не удержать в руках камеру, я установил ее на руль, поэтому фотки “на ходу” будут иметь специфический ракурс :)
Честно говоря, мне показалось, что уровень “профессионализма” участников ПБП был ниже, чем четыре года назад. Судя по разговорам с участниками, много новичков, людей с опытом катания бреветов от силы в пару лет. Много азиатов, менталитет которых вообще не очень совместим с правилами групповой езды (это, кстати, совсем не мое наблюдение, и не является оскорблением, это просто особенность азиатского, в частности, китайского поведения). Как следствие, сложилось впечатление, что народ в основной массе в группе ездить просто не умеет. Возможно, следствием этого стало и огромное количество разного рода дорожных инцидентов. Слава богу, нас не задело, но такого количества падений я не припомню. И сами наблюдали, и коллеги рассказывали. Это все напрягало, и заставляло сбавлять прыть, тем более, что опыт падений на ровном месте у меня есть.
Все это, в сочетании с накопленным недосыпом, привело к тому, что к первому не-КП Мортань-о-Перш я приехал уже основательно задолбавшимся. Холодно, хочется спать, есть и кофе, и “ну ладно эти все - я то что тут делаю???”. Хитрые организаторы, памятуя о том, что в прошлый раз многие участники не заезжали на КП, оставаясь в кафешках на площади, в этот раз проложили маршрут в обход центра. Поэтому мы остались без хорошего кофе, пришлось пить бурду, предлагаемую на КП.
На КП Мортань-о-Перш
Парковка
Очередь за едой
Украшения зала
Взяв поесть, я был неприятно удивлен ценами. Не уверен,т.к. чеков не имею (их и не было), но сложилось впечатление, что они выросли. Если раньше обед на КП обходился в 10-12 евро, то сейчас в 12-15. Причем если четыре года назад я не думал о ценах вообще, и брал то, что хочется, то сейчас я осознанно экономил. Цены совершенно неадекватны еще и потому, что в этот раз я имел возможность сравнивать цены с французским общепитом, а качество с прошлым разом, и могу сказать, что за еду такого качества отдавать такие деньги откровенно жалко. Переваренные макароны с красной жижей, которые организаторы называют “пастой болоньезе” - это, извините, гадость, хотя и съедобная. Резиновая курица на всех КП, но на некоторых ее готовили настолько плохо, что я просто не мог ее прожевать. 0,33 колы по цене полторашки, как в ресторане - тоже не эталон адекватности. По итогу, из 200 евро, которые я брал с собой наличными, у меня не осталось ничего. За минусом ужина перед стартом и комплекта из 4 батареек для навигатора, питание на ПБП стоило мне около 185 евро! На последнем КП, в Дрё, мне пришлось выгребать остатки мелочи из бумажника, и даже занимать деньги. Это просто безумно дорого, повторюсь, если учесть качество. Если добавить к этому грязные столовые приборы, и приключения Андрея Северина (до них еще доберусь), каждое питание на КП я воспринимал как последнее, ожидая отравления. Пожалуй, только КП в Дрё оставило приятное впечатление, как и 4 года назад, все остальное - в лучшем случае на троечку.
На КП встретили одноклубников. Тут по лицам все понятно :). Общение несколько развеяло мое не совсем радостное состояние, и на старт следующего этапа лично я вышел более-менее взбодрившись.
Дорога до следующего КП, Виллен-ля-Жуэль, была бы унылой и сонной, если бы нас не догнал Вадим Малаховский, известный российский марафонец и велопутешественник, знакомый по ВОЛ. Я, честно говоря, думал, что он стартовал раньше, на 80 часов, но Вадим, как оказалось, не очень торопился, и составил нам компанию. И, раз уж не было необходимости удерживаться в группах (а, точнее, возможности, по причине отсутствия групп), развлекались беседой. Вадим знает толк в этом деле, обсудили вообще все :)
Корявая попытка снять символ ПБП - дорогу, подсвеченную красными огнями велосипедистов
На наш треп на русском стал подтягиваться народ. Сначала подобрали Марину из Сум, которая дала моим голосовым связкам возможность передохнуть (мы потом большую часть ПБП с ней пересекались), потом другие россияне, и мы даже образовали группу, темп которой, правда, под конец длинного, 80-километрового перегона, оказался для меня великоват, и последние километров 15 мы доезжали вдвоем с Попятовым. Ноги начинали выключаться, пришлось останавливаться в кафе, которое работало глубокой ночью, и заливать кофе. Помогло, и до КП с едой доехали.
Для сравнения, отсиживаясь по группам, на ПБП-2011 я приехал в Вилен-ля-Жуэль с опережением графика на 2,5 часа. В этот раз наоборот, отставал на 5 минут. Так и пошло дальше - отставание от графика только росло, стабильно набегал час в день.
Этот КП удивил детьми. Глубокой, предрассветной ночью (мы приехали в 5:15 утра), в столовой участников встречали дети. “Раздаточная”, где мы набирали еду в подносы, находилась на удалении от зала со столами. Дети забирали наши подносы, и несли их в зал. Нет, я понимаю, что нет ничего более беспомощного, безответственного и испорченного, чем
эфирные зомби предрассветный рандоннер (я волонтерил на ВОЛ и местных 600-ках!), но детей жалко. Не могу даже представить, какую педагогическую функцию все это несло. Я бы детям эти рожи показывать не рискнул :)
КП Виллен-ля-Жуэль
Столовая
Но в более низком темпе оказался и плюс. С КП мы выезжали, когда начало рассветать, очень быстро стало совсем светло, а через какое-то время и солнце появилось. Поэтому проблемы с засыпанием не возникло.
Дорога до Фужера частично совпадала с маршрутом 7-го этапа Тур де Франс - 2015. Именно этим, а не только любовью местных жителей к ПБП, объясняется обилие тематических украшений и инсталляций. Впрочем, это удобно - поменяй “Tour” на “PBP”, и радуй людей снова.
Но и тут французы смогли испортить впечатление о себе.
По прошлому разу, я помнил чудесную кафешку в городке Горрон, где в прошлый раз пил магический “grande coffee a lait” c круассаном, после которого летел до Фужера как птица. В хорошем смысле, поэтому хотелось повторить. Ну и Лешу затащил, под рассказы, как это круто, кофе с круассаном с утра, потому что Франция, традиции, вот это вот все.
Не, кофе с круассаном было. И нам даже его налили (пусть и в чашку с отколотой ручкой - за это извинились). И я даже окунал ошметки круассана в него, ибо тупо, но положено, и вообще невинный идиотизм на фоне соседа, который окунал в кофе с молоком бутерброд с маслом. Но когда за кофе и круассан выставили счет в 5 (пять!) евро с каждого (!!!), только огромное усилие воли, сравнимое с всем участием в ПБП, позволило мне вообще никак не отреагировать на этот сказочный грабеж. Понятно, что туристы, но не идиоты же. Я, вообще-то, цены знаю, 5 евро за кофе с круассаном в провинциальной кафешке - запредельная наглость. Заплатили, конечно, но больше в это заведение - ни ногой. Слишком уж разительный контраст с тем впечатлением, что осталось от кафешки и городка 4 года назад.
То самое кафе
Французский завтрак
По дороге к Фужеру, ПБП подкинул очередных сюрпризов. Сначала догнали этих красавцев на ретро-велосипедах.
А потом вот этого человека, на которого я долго смотрел, и не мог понять, что тут не так.
Когда дошло, пришло осознание, что мои проблемы со здоровьем - не проблемы. Так, неприятности. Что интересно, с этого момента про шею я больше не вспоминал. Точнее, она не давала повода вспоминать. Я ничего не делал, не крутил головой и не разминал мышцы, как обычно. Просто не болело, и все. Как это объяснить, я не знаю.
Селфи тени :)
КП в Фужере в этот раз не запомнилось. Точнее, в Фужере мы встретили Андрея Соловьева, и даже о чем-то пообщались, но я даже не могу сказать, когда это было - на пути туда, или обратно :)
Зато обнаружил, что забыл кабель микро-USB, чтобы подзаряжать камеру Xiaomi Yi (которой и сделаны широкоугольные снимки) от портативного аккумулятора.
А здесь не Россия, где этот кабель можно купить в любом ларьке с шаурмой. Сначала мы пошли по неверному пути, и стали спрашивать на эту тему первых встречных, которыми оказывались женщины. Вообще, это правильно - про дорогу спрашивай у мужчин, про магазины - у женщин. Но с электроникой это не работает. Разумеется, нас куда только не посылали, и все не туда, но общий принцип сводился к тому, что купить такое можно только в крупных магазинах, типа торговых центров, которые мы проехали, когда въезжали в Фужер. Мы бы так и катались по городу, если б я не заглянул в табачный магазин (где продавались и мелкие электротовары). Кабеля там не было, но парень-продавец объяснил, что прямо на нашем маршруте будет магазин E.Leclerc, где мы сможем купить требуемое. И правда, смогли. Правда, только длинный, 1,8 м, но это лучше, чем ничего.
Естественно, эти брожения отняли время, что (и это не менее естественно!) стало для меня неприятным сюрпризом. “Все пропало, гипс снимают, клиент уезжает” - я решил, что мы страшно отстаем, никуда не успеваем, и дальше надо любой ценой, невзирая на… Короче, вкрутил. И как-то так хорошо мне вкрутилось!
Всерьез, “по-спортивному”, я не тренировался с 2012 года. Хоть и катал относительно регулярно, но это была в лучшем случае физкультура, а чаще - туризм. Т.е. ехать я мог, но давно забил на такие вещи, как каденс и специальные тренировки. Даже задекларированная как тренировочная перед ПБП
поездка на Тенерифе была, по сути своей, туристической. Но даже в туристическом режиме две недели регулярных выездов на велосипеде оказались весьма ощутимым подспорьем. Выяснилось это после Фужера, когда я, неожиданно для себя, смог держать каденс свыше 100 оборотов несколько часов, и довольно бодро валить до самого Тентиньяка, практически без остановок. Да так, что за весь этот участок нас никто не смог не то, что обогнать, а даже усидеть на колесе!
Причем я, несколько обиженный на ПБП за первую, “безгруппную” ночь, сначала не очень-то и горел желанием кого-нибудь возить. Но потом смирился, и просто держал удобные для меня и Леши темп. Все пытавшиеся зацепиться за нас отваливались сами, когда я практически не снижал скорость, влетая в подъемы. Более того, в Тентиньяке я не свалился, а чувствовал себя вполне адекватно. Сам удивляюсь, и до сих пор не могу понять, что это было.
На КП в Тентиньяке был узнан бывшей соотечественницей, той же самой, что четыре года назад. (И опять не помню ее имя - уже стыдно, если кто-нибудь знает, напишите, пожалуйста). Долго пообщаться не получилось (я же отстаю от графика!!!), но все равно, приятно встречать знакомых в тысячах километров от дома.
Этап до Лудеака получился уже не столь бодрым. Мы, конечно, ехали, но без особого энтузиазма. В основном потому, что внезапно появилось желание поспать, что странно для середины дня и всего лишь одной ночи без сна. Пытались бороться с ним, но получалось не очень, поэтому в Кедийяке решили все-таки немного подремать.
Точнее, дремал Попятов, а я сначала воспользовался “Спасателем”, а потом залил в себя баночку Кока-колы, и вроде как приободрился. Поехали дальше.
Тошно. Я не могу подобрать другого слова для того, как мы ехали. Нет, плохо не было (разве что в какой-то момент по непонятной причине мне стало жечь глаза, уж не знаю, чем, пришлось останавливаться и промывать их), но и до нормально лично мне было очень далеко. В голове - пустота, никаких мыслей, даже неуставных (про “зачем мне это надо” или сход). “Тупая лошадиная работа” - не помню, кто сказал, но вот это была она. Видимо, рывок от Фужера съел последние запасы энтузиазма, и к Лудеаку созрела и оформилась в предложение мысль остаться там с целью поспать. План накрывался совсем, спать я планировал только в Карэ, до которого оставалось более 70 км. В принципе, доехать до него не было большой проблемой, как раз к самой мрачной части ночи мы бы добрались до него (а если что - оставался запасной спальный пункт Сан-Николя на полпути), но не в таком состоянии. Леша активно не возражал, готовый спать в любом месте, лишь бы “прям щас”, поэтому взяли еды, вина (Франция же!), хорошо посидели в столовой, и даже без особых проблем и очередей получили места в спальном помещении. Оно даже было оборудовано раскладушками, а я даже взял с собой надувную подушку. Леша накатил еще рома, а я решил обойтись.
Обратите внимание на комментарии под этой фоткой
Спать решили два часа, до 22:30, а если что, при необходимости, поспать еще в Сан-Николя или Карэ, в зависимости от состояния. Хорошо выспаться у меня не получилось, мешал шум и холод (организаторы давали одеяла, но как-то они не грели), но вроде как сонливость отпустила. Еще с полчаса прособирались, одеваясь на долгую и холодную ночь (теплые штаны рулят). Кое-как выехав с КП, сначала боролись с моим фонарем. Я, по незнанию, купил новые аккумуляторы 18650 без “пимпочки” со стороны плюса. Новые аккумуляторы были короче старых, и болтались внутри фонаря, что приводило к самопроизвольному переключению режимов. Нацепить же на каску дополнительный фонарь мне не позволила надежда на известное каждому русскому непереводимое секретное заклинание “дахусим” (которое, как известно, означает хладнокровный анализ ситуации, веру в себя и равнодушие к соперникам и обстоятельствам). Потом мы еще напали на кафе (какая ночь без кофе? И M&M’s), и в то самое мрачное и темное время, наконец-то, поехали.
Многие люди спрашивают меня, зачем я все это делаю. Я обычно нахожу какие-нибудь красивые слова про испытания, про выносливость, новый опыт, и всякую прочую патетику. Так вот. Из участка маршрута ПБП-2015 Лудеак - Сан-Николя-дю-Пелем я вынес знание о том, как выглядит жопа изнутри (извините за мой французский).
У большей части дорог на этом участке не было не то, что боковой разметки - не было даже осевой. Где заканчивается асфальт, и начинается обочина, и начинается ли она вообще, а не сразу канава и ежевика - неведомо. Фонарь выхватывает тоннель, в котором даже над головой что-то мелькает, но все одинаково серо-зеленое.
Асфальт на этом участке, похоже, на своем веку поведал побольше, чем я. Каких-то грандиозных ям я не припомню, но это совершенно не означает, что их там нет - просто мне везло. Трясет, как на брусчатке. А визуально текстура движущегося навстречу асфальта не отличается от кустов и деревьев по бокам, что для мозга, спавшего пару часов из последних 36, делает практически невыполнимой задачу по ориентации. Какое там лево-право, тут бы с верхом-низом совладать.
Причем все это сопровождается тем странным состоянием, когда все понимаешь, но ничего сделать не можешь, потому что не понимаешь - зачем? Когда ты вроде как и не спишь, и вроде как даже и не хочешь так, чтобы очень-очень, в целом. А внутри органы и чувства тем временем между собой делят сигнальные функции, и спят по-очереди. Вот желудок еще кофе не дожевал - пусть он и за инстинкт самосохранения поработает. Мозжечку, к координации, навигацию накинем - слова похожие, справится.
А сознание смотрит на все это как бы со стороны, дивится, но безучастно.
В повороте на спуске потеряешь едва уловимый край асфальтового полотна - пичалька, да. В неверном свете не заметишь яму или трещину - будет обидно, сокрушенно киваешь сам себе. А че ты хотел услышать от недожеванного кофе, массовик-затейник рандоннерского движения Центрального Черноземья???
Куда ехать-то? У тебя ж навигатор есть - просыпается энтузиазм. Ах ты ж блин, у меня навигатор есть! А я то все думаю, у меня ж навигатор есть, а у меня, оказывается, навигатор есть! Вон оно как бывает - и навигатор есть! Ехать-то куда?
Энтузиазм к тому времени уже снова спит. Вопрос уходит к кофе, но его дожевали. Остался веселый арахис из M&M’s! Он все устроит! Напарник рядом, но зачем, когда есть арахис? Скорость бы узнать. Извини, нейронов на канал связи глаза-велокомпьютер не отпущено, все ушли искать край асфальта.
Вспышка слева! “Coffee!” Какой интересный бред передают. Умеют же делать, Европа! Ты бредил, когда велосипед покупал, а там люди кофе предлагают. Ох-ре-неть. Ну поехали назад, посмотрим.
Люди. Кофе. Кексик. Блин, люди! Час ночи, что вы тут делаете, люди? Я думал, нас тут только шесть тыщ отморозков, а нас, на самом деле, шесть тыщ три. Или сколько вас там, в темноте. Это меняет дело! Где там этот ваш пункт питания, господин кушать желает.
КП. Сан-Николя-дю-Пелем. Свет. Люди. Русские. Апоговорить.
Курица. Теперь я знаю, что бывает курица с отрицательной калорийностью. На то, чтобы ее разжевать, расходуется больше калорий, чем добывается. Дожевать бы до рассвета.
Шулубин приехал (первый россиянин на фиксе на ПБП). Где? Только зашел… только что здесь был… А, вон он! Какой быстрый.
Мда. С этой курицей не взлетишь. Похоже, при жизни это был кенийский бегун. Ну его, погнали так. На морковке с колой.
Из Сан-Николя выехали. Помню. В Карэ приехали. Помню. Что было между ними - не помню. Совсем. 33 километра жизни в никуда. Ну как так-то? Ведь ехал же как-то, думал о чем-то. Может быть даже говорил вслух. А в голове - выехал, приехал. И все. Леха, че там было-то??? Хотя кого я спрашиваю...
А что, если поспать прямо на стульях в столовой? Спят же люди, чем мы хуже.
Чем-то хуже. Это, глядь, серебристое покрывало в европейских магазинах стоит 3 евро (у китайцев - до 1 евро с доставкой). Купи в запас три, оно все равно не весит нифига, и не парься. Или тебе, итальянец, три евро настолько жалко, что ты его полчаса с хрустом пытаешься упаковать его обратно в первоначальный объем??? Это невозможно на весу, я знаю, пробовал. Его надо расстелить, и сворачивать аккуратно по старым складкам, но хрен ты тут найдешь столько свободной площади. Блин, подарю я тебе эти три евро, только свали уже, дай поспать! Не понимает. Леха, погнали отсюда, угнетает меня эта атмосфера жлобского хруста.
Утро туманное. Де жа, как говорится, вю. Четыре года прошло, то же место, тот же туман. Или не прошло???
+7 градусов жары. Кто сказал, что Россия - холодная северная страна? Я?! Пьяный был, точно. На ПБП без виндстоперного ватника - ни ногой!
Где-то тут гора начнется. Я помню. Т.е. не помню, в прошлый раз тут в коме ехал - рассказывали. Самая высокая точка ПБП, Рок Тревезель. Под 400 метров (с немытой рамы доносится смех пыли с Тейде). Где-то вот тут. Вот прямо где-то здесь должна начаться. Там согреемся! Закипим аж, какая гора! Щас вот уже, да.
Остатки тумана в низинах
Упс. Вышка. Четыре года назад эта гора была как-то гористее, что ли. Ну ладно, все равно уже солнце встало, согрело и так. Можно даже раздеться, и вниз.
Вершина подъема Рок Тревезель
Туман в низинах
Ух какой тут вниз! 60 км/ч лететь, я помню! Щас полетим. Вот чуть-чуть, и все, вечный спуск. Магнит по спице летал, вот какой спуск. А почему крутить приходится? Ну вот такой спуск, да. 4 года прошло, просела горка. Что ты хотел, кризис. Русские эти, с “Мистралями” своими. На асфальт денег не хватает, не то, что на рельеф.
Sizun. Это все, это уже, считай, дома. В смысле, в Бресте. Подожди ты с Парижем. Утро, солнышко, тепло, оптимизм! Проснулось все!
Sizun
Начинаем операцию по поиску пирожного “Париж-Брест” (из несъеденного в прошлый раз). Странно, но не находим. Но помню кафешку, там сэндвичи просто сказочные. Кафешка есть, сэндвичи есть, и все так же поражают воображение неподготовленного пользователя. А я предупреждал, что об свежий багет можно нёбо поцарапать!
Кстати, вот не уверен, но не покидает ощущение, что четыре года назад этот сэндвич стоил 4 евро. А сейчас три. Почему же тогда с едой на КП ощущения обратные???
Подъезд к Бресту в этот раз поменяли. Вроде и правильно, меньше по задворкам порта метаться. Вот только куда табличку “BREST” дели??? С чем теперь фотографироваться? Мост понятно, а где написано, что он в Бресте? (Или табличка все же была, но мы ее пропустили?)
Церковь в “нормандском стиле”
Просто мост. Брест.
Люда и Женя почему-то приехали в Брест одновременно с нами, хотя их никто не ожидал :)
КП в Бресте тоже в новом месте. И тоже непонятно, что куда. Впрочем, есть здесь мы и не собирались (и ох как правильно поступили!), в надежде на пирожные. Поэтому только отметились, и ломанулись в обратный путь.
КП в Бресте
В Бресте дарили флажки
Для кого этот туалет?
С этого момента все, что происходило со мной на ПБП-2015, практически целиком повторяло происходившее на ПБП-2011. Почему так, а, главное, хорошо это, или плохо - я не знаю. Просто констатирую такой факт.
Кондитерскую нашли, но “Париж-Бреста” там опять не было. Отстояв длинную очередь из рандоннеров, взяли что-то другое, случайным способом, но все равно вкусное. Это все антиспортивно, конечно, но мой организм ничего против тортиков на завтрак не имеет, проверено неоднократно.
Кондитерская
Опять Sizun, опять остановка, только теперь не в кафе, а в магазине. Купили упакованных сэндвичей, я еще купил изотоника Powerade и баночку Red Bull (на всякий случай), перекусили, и погнали дальше.
Перед Карэ нас догнал очередной итальянец, которому очень хотелось пообщаться. Мы с ним обсудили все - от Винченцо Нибали и ФК “Барселона”, до его жены-румынки. Ну т.е. как обсудили. Я только кивал и поддакивал, говорил в основном он. Итальянец же. Говорил, что очень хочет в Россию на бревет Вологда-Онега-Ладога, мол, видел фотографии, очень красиво. Очень ругался на еду на КП. Отношение к качеству он выразительно продемонстрировал двумя пальцами, а на словах добавил, что французы вообще не должны использовать итальянское слово “паста”, это, мол, позорит итальянскую кухню. Когда узнал, что я неоднократно бывал и во Франции, и в Италии, спросил, кто лучше - итальянцы или французы. Я ответил, что это провокационный вопрос. Азиаты ему тоже не нравятся, ездят как камикадзе. В общем, весело провели время, я не заметил, как до Карэ долетели.
Общаюсь с итальянцев
Есть на КП мы опять не стали. Просто в городе зашли в очередную булочную, купили там по пицце, чаю, и на КП заехали только отметиться.
Фото не мое, но, по-моему, в Карэ
После Карэ сделали еще техническую остановку для того, чтобы воспользоваться “Спасателем”. В этот раз он мне нужен был гораздо меньше. Еще дома я открыл, что если намазаться им до старта, то, в принципе, 600 км я могу проехать вообще без каких-либо проблем с седлом. Здесь не получилось совсем уж без проблем, т.к. со старта я одел велотрусы от российской формы ПБП-2011, а они уже много чего повидали, и памперс несколько “продавился”. Тем не менее, ехать все-таки можно было, а кремом воспользовался всего пару раз. Вот у Попятова проблемы были серьезнее - вместо “Спасателя” он решил попробовать специальный крем. И что-то он не очень помогал.
А затем нам повезло, и первый раз попалась адекватная группа, в которой можно было сидеть. Возглавляли ее бразильцы, среди которых была девушка, и дедушка на МТБ и широкой резине. Я еще спросил у одного из бразильцев, почему он на байке, и получил ответ: “Он сумасшедший. Не обращай внимания”. Девушка их ехала тоже не очень хорошо, регулярно отваливаясь в подъемах (которых на участке Карэ - Сан-Николя - Лудеак очень много, пожалуй, это самый холмистый участок ПБП, с самыми крутыми подъемами). Я ее цеплял, и довозил до группы. Но кое-как все равно ехали, и в среднем даже довольно быстро. Пока бразильцы что-то не заподозрили, и не предложили мне выйти на смену. Ну я и поехал. С учетом новообретенных навыков горовосхождений. Так, что потерял бразильцев в первом же подъеме. Леша потом меня добрал, но больше никто не появился, и мы опять поехали вдвоем. Потом, по статистике, оказалось, что бразильцы, наряду с представителями Китая, Индии и стран ЮВА, в лидерах по числу сходов. Интересно, чем это объясняется.
Впрочем, ровно как и четыре года назад, итогом гонок на этом участке стала боль в коленях. Не учусь, и не лечусь, да. Поэтому дальше ехал аккуратнее.
Опять встретили португальца Педро. Он стартовал на 84 часа, и уже догнал нас. Перекинулись парой фраз, но он ехал очень сосредоточенно, и как-то не стремился общаться. Ну и я приставать не стал, состояния у всех разные, бывает.
Пока ехали до Лудеака, думали о будущем.
Становилось очевидно, что у нас с Попятовым разные графики сна. Леша был готов спать в любое время, и уже в первой половине ночи начинал засыпать. Я же, наоборот, сплю только тогда, когда уже совсем невмоготу. По этой причине, я был готов спать где угодно, у меня и одеяло это серебристое было, на такой случай. Леша же на улице спать не хотел, опасаясь последствий для здоровья.
Причем проблему с несовпадением графиков создал я сам. Я же гений планирования. После возвращения с Тенерифе (-2 часа от московского времени) я специально продолжал жить по тамошнему времени, чтобы к Парижу (-1 час от МСК) иметь 1 час запаса. Леша же такой адаптации не имел, и более того, терял час от привычного времени. Мой час в плюсе, и его час в минусе давали те самые два часа, на которые Леша засыпал раньше. Вот только понял это я уже дома.
В итоге, Попятов хотел спать в Лудеаке. Я же и спать не очень хотел, а при мысли, что за сутки (рандоннерские, которые, как известно, не равны 24 часам, а составляют промежуток от сна до сна) пройдено всего 333 км, еще и настроение портилось. При том, что за первые сутки пройдено всего 449 км. Для сравнения, в 2011 году - 493 и 398 км. Понятно, что это ничего не значит, просто чуть иное распределение километража, но на тот момент меня раздражал недобор километража.
Но сначала я даже согласился на сон в Лудеаке, тем более, что приехали мы уже в темноте. Даже направились в столовую за вином, но по дороге я увидел знакомую форму, и с удивлением обнаружил воронежца Андрея Северина. Он должен был быть километров на 200 дальше по маршруту. Но увы. Андрей отравился едой на КП в Бресте. То, чего опасался я, случилось с ним. До Лудеака он кое-как доехал, но дальше чувствовал себя слишком плохо, и теперь пытался узнать у организаторов, как эвакуироваться в Париж.
“Чистая ложка” на КП в Лудеаке
Эта тема меня тоже очень интересовала. Нет, сходить я не собирался (пока :)), но еще перед стартом ПБП я пытался, на всякий случай, узнать, что делать в случае схода. Результат был неутешительным. С железной дорогой маршрут пересекается буквально в нескольких местах, так что чтобы уехать в Париж, нужно сначала добраться до нее. Электричками, чтобы везти велосипед бесплатно, не разбирая, добраться тоже не получалось. Разве что от Дре, но там уже проще доехать своим ходом. В остальных случаях все упиралось в скоростные поезда TGV, а там с велосипедом все непросто - его нужно разбирать. Фактически, без машины сопровождения легче доехать до финиша, чем сойти с маршрута.
В Лудеаке у организаторов узнали, что все еще хуже. Конкретно из Лудеака уехать можно сначала на автобусе, который довезет до места, откуда идет поезд. Затем уже поезд до Парижа. Ну и потом из Париже вернуться в пригород, где они остановились. И это еще не самое страшное. Велосипед в поезде TGV можно везти только в чехле, который за скромные 40 евро можно купить прямо на станции. Плюс билет на поезд - под сотню евро (к билетам на поезда TGV применяется “динамическое ценообразование”, т.е. чем ближе к поездке, тем дороже билеты). Ну и автобус - итого, эвакуация получалась под 150 евро.
“Заградительные расценки” выглядят именно так. Я бы в этой ситуации пошел на стоянку для машин сопровождения участников, искать помощи там, но Андрей, как оказалось, не говорил по-английски.
В любом случае, до утра общественного транспорта все равно не было, и деваться было некуда. Поэтому, переместившись в столовую, предложили Андрею таблеток из наших запасов (не экономьте на аптечках!), и поспать на КП. А утром видно будет. На том и порешили. К утру Андрею действительно стало лучше, и он смог доехать до финиша своим ходом, уложившись в лимит.
Ну а за всеми этими заботами сон у меня прошел окончательно. Поэтому Попятов остался в Лудеаке, наедине с бутылкой вина (0,375), купленной на двоих, а я поехал дальше, в Кедийяк.
Тут уже подготовился. Утеплился, одел фонарь на каску, выпил припасенный Ред Булл.
Катило неплохо. Догнал еще украинца (имя, как легко догадаться, я опять забыл) из Донецка, который тоже был готов пообщаться, и я уже предвкушал приятную бессонную ночь, но опять заглючил основной фонарь, произвольно переключая режимы. Пришлось останавливаться, а догнать потом не получилось.
Но мне и одному было неплохо. Даже видео немного поснимал.
Загадочные огни в небе
А еще стоит отметить, что обычные французы как-будто пытались компенсировать косяки организаторов. Добровольные помощники ждали участников на обочине не только днем, но и каждую ночь. Четыре года назад таких людей было значительно меньше, а ночью я вообще не припоминаю, чтобы что-то такое встречалось.
Так что с ночным кофе проблем не возникло, и до пункта отдыха добрался без особых проблем, в районе двух часов ночи. Часа три можно было поспать, и рассветом выехать дальше. Отличный же план.
Но в дортуаре Кедийяка не оказалось свободных мест. Этого следовало ожидать, помещение там довольно маленькое, а в два часа ночи желающих поспать много. Впрочем, я уже был в оптимальном состоянии для сна - когда вообще все равно, где и как, лишь бы поспать. Устроился прямо на полу в столовой. Это абсолютно нормально, тем более, что пол даже накрыли чем-то мягким и утепляющим. Поставил будильник, и отрубился.
В таких условиях и спал
Проснулся, по моей ПБПшной традиции, через два часа, от холода. Оказалось, что я лег на ту часть пола, где не было деревянной подложки, и покрытие лежало прямо на бетоне. И я прямо чувствовал, как холод проникает в правое колено. Ну молодец, что я еще могу про себя сказать. Кстати, лайфхак от Бочарова - на холодную ночь клеить на колени перцовый пластырь. Он и колени согревает, и пользоваться им гораздо проще, чем мазями. Но в тот момент у меня его с собой не было.
В телефоне была СМСка от Попятова, который минут 15 назад проехал Кедийяк. Написал ему, что встретимся в Тентиньяке, а сам, на сэкономленные на ночевке деньги, решил сходить в душ. Душ - пижонство в чистом виде, но надо было переодеться в чистую форму. В стоимость душа включено полотенце, правда, вода оказалась не теплой (о чем сразу предупредили). Но и не холодной, а так, комнатной температуры. Зато в душевой было очень тепло, даже жарко. Поэтому, взбодрившись от воды, не замерз. Тщательно растерся полотенцем, уделив особое внимание коленям, намазался “Спасателем”, и прямо человеком себя почувствовал. Колени чувствовались, но не критично, и ехать я мог без особых проблем. Даже если и останавливался, то только ради фотографий.
В Тентиньяке встретились с Лешей, который и там успел поспать. Его проблема “с седлом” стала критичной, поэтому пока я ел, он пошел сдаваться врачам. Там ему наклеили пластырь. Гусары, молчать. Я общение с медициной решил отложить до Фужера, чтобы не нарушать традиций.
Успел даже пообщаться с французом, из Альбервилля. Он разговаривал с соседом, про Альпы, и зашла речь про дорогу D1091, которая Гренобль-Бриансон через Коль ду Лотаре, откуда начинается подъем на Галибье. Места мне знакомые и памятные по поездке на Тур де Франс-2013, поэтому мне это тоже интересно. Правда, о чем конкретно говорили - напрочь не помню.
Подумали еще насчет подкачки колес, но у механиков народу было много, и додумывать мысль было лень.
Стартовали вяло. Я встать не могу, Леша, наоборот, сидит с трудом. Но, в отличие от прошлого раза, никаких мыслей о сходе не было. Ну болит. Значит, еще не отвалилось. Это хорошо, так доедем.
Поначалу катили без особого энтузиазма. Даже остановились еще раз поесть возле кондитерской, где я наконец-то попробовал встречающиеся вообще везде разноцветные “печеньки”. Объеденье просто, во рту тают. А уже потом, дома, узнал, что это не печеньки ни разу, а пирожное “макарон”. Заодно стало понятно удивление французов, когда мы обзывали макаронами то, что они называли пастой.
А потом встретили тайваньца, на вырвиглазного цвета Colnago. Я надеюсь, что это раскраска специально для азиатского рынка, и сам Эрнесто Кольнаго не имеет никакого отношения к этому.
Тайванец и Кольнаго
Однако, катил он хорошо. И мы, в лучших традициях КБП, со стонами и суставным скрежетом, уцепились за него. Он, как ни странно, не возражал. Вел ровно, аккуратно, но настолько быстро, особенно в подъемы, что до Фужера за ним удержались только мы с Попятовым. С коленями и пластырем, да.
На подъезде к Фужеру
Перед Фужером я поблагодарил его, и мы отстали. Есть на КП не хотелось, мы посматривали, где бы поесть в городе,и увидели местную “блинную” - creperie.
Блины с разными начинками - национальное блюдо в Бретани, но в прошлый раз я их не попробовал. Этот пробел следовало ликвидировать.
Разбираться в меню не пришлось - только мы зашли в кафе, как девушкам за соседним столиком принесли нечто. Вроде как блин, с яйцом посредине. Выглядит уж как минимум интересно. Мы незамедлительно попросили того же, и кофе.
Оказалось, это такой блин. Рискну предположить, что гречневый. Внутри - ветчина, надо отрезать кусочки, отмакивать в яйцо, и это очень вкусно. А самое главное - с “гранд кофи” всего 6,5 евро! Если быть совсем честным, два блина было бы лучше, но, думаю, даже два блина было бы дешевле, чем осточертевшая курица с макаронами или “паста” на КП. А уж кофе вообще несравним по качеству. Ну и, конечно, приятно почувствовать себя на минутку нормальным человеком, обычным зрителем “около ПБП” - сидишь в нормальных условиях, ешь вкусное, смотришь на проезжающих мимо. Я даже насчет пива подумал (хорошо же сидим!), но это было бы слишком большим риском, с недосыпа.
На КП отметились, и я, по традиции, отправился к докторам с коленями. Пациентов там было много, в том числе русских. На КП в Фужере есть русскоязычная женщина, Вера, и, видимо, многие рассчитывали на нее. Но увы, конкретно в этот момент ее не оказалось. Я то смог объяснить задачу, но еще пришлось помогать соотечественникам, поработать переводчиком.
Я надеялся на магическую зеленую мазь, которая 4 года назад вылечила мое застуженное колено вмиг, но ее не было. Намазали обычным “Вольтареном”, который мне обычно не помогает, но в сочетании с массажем эффект все же был.
Участок до Вилен-ля-Жуэль стал, как ни странно, самым тоскливым. Вроде бы, красивые городки, приятные воспоминания (специально остановился в Levare, чтобы отдать магнитик взамен открытки, обещанной четыре года назад), не самый сложный в плане рельефа участок. Теплый денек, кати себе и радуйся. А мне как-то совсем тошно стало. Все это я уже видел, надоело, и вообще ничего не хочется. Даже подумал про то, что “надоело” - вполне себе уважительная причина для схода. Даже почетная. Типа все осознал, раскаиваюсь. Не всерьез, разумеется, подумал, но сам факт появления таких мыслей настораживает.
Еще украшения
Просто симпатичный городок
Все-таки, “во многой мудрости много печали”. К традиционным разговорам внутренних пессимиста и оптимиста, “сойти, что ли” - “да не, дальше будет лучше”, добавился третий - реалист, который ломал весь кайф. Нет, говорил он, сам ты не сойдешь. Тебя отсюда могут только вынести, а сам ты будешь мучиться до последнего. Нет, лучше не будет, будет только хуже - ты уже спать хочешь, а впереди еще целая ночь. И он прав, но как противно все это знать заранее!
Даже завалились на травку, в попытке подремать. Не знаю, как Леше, а мне не удалось, только хуже стало. Даже традиционно теплый прием, оказываемый рандоннерам в Вилен-ля-Жуэле как-то не порадовал в этот раз.
На КП Виллен-ля-Жуэль
На КП встретили Валерия Комочкова. Оказалось, он сошел неподалеку от КП. Он отметил то же, о чем я говорил - нет групп, отсиживаться негде, а 1200 в одно лицо ехать тяжко. Там же встретили пришедшего в себя Андрея Северина. Сфотографировались, потрепались, и вроде как повеселели.
Поели, и все-таки накачали колеса. В прошлый раз я на эту тему яростно параноил, и подкачивал колеса раза три или четыре за весь ПБП, а тут только через 1000 км первый раз. Разумеется, давление упало, у меня манометр показал около 7 бар. Добил до привычных 9, и просто полетел! Чего не сделал этого раньше - не спрашивайте, сам не знаю.
Впрочем, низкое давление имело и свои плюсы. Я и четыре года назад не был в таком уж восторге от французских дорог. С тех пор наши, курские дороги, по большей части только улучшались, а вот французские наоборот, деградировали. И если в прошлый раз раздражала вибрация, то сейчас вибрация превратилась в конкретную такую тряску, и низкое давление добавляло комфорта.
У нас в Курской области тоже есть “веселые” дорожки, убитые городские улицы, и даже бетонка времен Хрущева, но такого количества откровенно плохих участков я не наскребу.
Чтобы представить - два видео.
На первом - плохая дорога по-курски (трасса Курск-Курчатов, построенная лет 15 назад, и с тех пор не видевшая капитального ремонта).
На втором - плохая дорога на ПБП.
Внимание на вибрацию камеры на руле. Велосипед, камера и крепление камеры к велосипеду одни и те же.
Разумеется, речь идет не о всех дорогах, по которым проходил маршрут ПБП. По большей части они нормального качества. Но и таких было достаточно, чтобы оставить посредственное впечатление от французских дорог. И да, я знаю, что мы в Курске зажрались. К предстоящему ВОЛ куряне будут готовиться в соседних областях, чтобы тренироваться не только физически, но и морально :)
Поехали дальше. Этот участок я очень хорошо помнил. Поля, холмы, городки на вершинах. И не знаю, почему, но мне вспомнилась песня “На безымянной высоте”. Даже не поленился, залез в интернет и нашел текст целиком. Песня о войне, песня великая, и я даже соглашусь с теми, кто скажет, что трогать ее - кощунство, но ведь подходит!
Некоторые строки прямо целиком описывали ощущения
“И как бы трудно не бывало,
Ты верен был своей мечте
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте”.
Другие надо было немного изменить
“...Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те
На незнакомые поселки,
На безымянной высоте”.
А в некоторых поменять смысл. Вот эти строки - любая ночь ПБП и спящие на обочинах
“Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте,
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте”.
Мне как раз грозило именно это. Попятов спал. И чем больше темнело, тем сильнее его накрывало. Мне же, как назло, спать расхотелось напрочь. Вот совсем.
Причем его состояние как нельзя лучше описывалось словами Стаса Юхно, характеризующими бревет как кратковременную беременность. Спать на обочине по ночам он отказывался, мотивируя это последствиями для здоровья. Серебристое одеяло он с собой не взял. Но до КП еще ехать и ехать, а спать он хочет уже сейчас.
Доехали до городка Сен-Реми-дю-Валь. Четыре года назад в нем я познакомился с хозяйкой магазина, словачкой про происхождению, которая говорила по-русски. И в этот раз ехал уже прицельно, к ней, поздороваться.
Встретила она нас как родных. Помнит! Кофе бесплатно, “это друзья”, поговорили, вспомнили. Глядя на нас, даже один американец по-русски заговорил - жена у него русская, оказывается. И опять ни одной фотографии
.
Помню, что четыре года назад у нее можно было поспать. Спрашиваю. Да, говорит, конечно. Лех, отличное место - спи. На КП догонишь. Нет блин, он теперь ехать хочет! Твою ж мать. Ну поехали, что с тобой делать.
Попрощались с хозяйкой магазинчика, договорившись встретиться через четыре года.
Поехали. Леха спит. Согласен уже на скамейку. Ищем скамейку. То в низине, то кривая. Очередной городок заканчивается, дальше до самого КП в Мортани цивилизации не предвидится, т.е. спать только на травке у дороги. Проще вернуться в Сан-Реми-дю-Валь. Нет, возвращаться не хочет. Я, кстати, прекрасно помню, что думал в тот момент, и мне даже до сих пор за это не стыдно :).
Оставалось последнее средство. Вкручивать. Ну мы и вкрутили.
Т.е. как вкрутили. Темно, велокомпа не разглядеть (он с подсветкой, но села батарейка, и яркости не хватало), нашлемный фонарь я не поставил. С какой скоростью едем - неизвестно, но обгоняем вообще всех. Не просто обгоняем, а прошиваем, причем в подъемах. Даже Андрея Северина на этом участке обошли. А Леху прет. Меня тоже, но и я на колесе у него с трудом удерживаюсь. И гнали мы так прилично по расстоянию, километров 20, отыграли кучу времени для сна.
Проблема в том, что я и раньше сильно спать не хотел, а после такой гонки нуждался разве что в еде. Леша же намеревался спать любой ценой. Договорились поспать два часа, а потом решать, что делать дальше.
Долго стояли в очереди в дортуар. Места в нем распределялись каким-то гигантским кроссвордом, все это занимало кучу времени. Наконец, выделили и нам место. Ни кроватей, ни матрасов - подстилка по типу пенки, и одеяло. Правда, теплое. А я еще и надувную подушку в подседельной сумке забыл. Ну не могу я без подушки, у меня потом шея болеть будет.
Легли. Леха вырубился, я сначала долго устраивался на рюкзаке, потом вроде как задремал. Проснулся от храпа. Сосед, сука. Ожидать от меня доброты и понимания в такой ситуации глупо, поэтому просто пнул его. Храпеть перестал. Только задремал - опять храпит. Дальше психанул, признаю. Пнул так, чтобы он проснулся, подождал, пока он осознает происходящее (вроде как итальянец оказался), и жестами и матом сказал ему все, что думаю по этому поводу. Особенно выразительно мне храп удался. Бедный мужик аж дальше спать не стал, разбудил товарища, и они стали собираться. Правда, ржали как кони, пока один другому мою миниатюру пересказывал. Ну какой тут сон. Злой как собака, час времени вот просто в никуда ушел. Лучше бы ехал, а спать могу везде, хоть на улице, опыт имеется. Лишь бы спать хотелось по-настоящему.
Написал Лехе СМСку, что поехал, а сам пошел в столовую. Поел, выпил кофе, Ред Булл, нацепил фонарь на каску, зачем-то одел дождевые штаны. Показалось, что ночь будет холодной. И поехал. Злой и невыспавшийся.
Оказалось - отличное состояние для четвертой ночи ПБП! Как-то быстро разогрелся, и вполне бодро покатил. Впрочем, в этот раз повезло - первые ночи были холодными, а вот дальше теплело, и последняя ночь, когда энергии на обогрев уже не остается, оказалась самой теплой. Даже пришлось остановиться, чтобы штаны снять - жарко. Упаковать их обратно - минут 15 (в обычной жизни - три). Аж замерз. Но потом ничего, опять разогрелся, снова догнал всех, поехали.
Колени мерзнут. Останавливаюсь, одеваю наколенники, но сначала их долго ищу по сумкам. Еще минут 20. Еще и встал удачно, на перекрестке, где маршрут уходил с основной дороги. Пока орал “Left!!!” каждому, кто пытался уехать не туда (т.е. практически всем), горло разболелось. А оно меня и так, с первой холодной ночи, беспокоило.
Едем дальше. Лес, ночь - пофигу. Народу, как после старта, толпами валят. Тоже непонятно, в прошлый раз в это время людей на дороге было значительно меньше.
Кстати, в плане соблюдения правил народ не сильно парился. Написано
Bikes must possess a lighting system powerful enough to be seen at a distance of 100 m from the front and 150 m from the rear. It must be securely and permanently fixed on the bike, even during daytime, and in working order at all times. Flashing LEDs at the rear are forbidden.
Народ вешал задние фонари на сумки (“на велосипеде”, а сумка - не велосипед), в результате они болтались и светили куда угодно, но только не назад. Или включал их в мигающем режиме. Особо одаренные ставили фонари так, что они светили четко в глаза едущим сзади. Зато правила насчет 150 метров соблюдалось неукоснительно - если уж слепить, то действительно метров за 150. Еще видел мужика на лежаке, что правилами запрещено прямо. Запрет на наушники (с 1 июля во Франции запрещено использовать наушники в машине или на велосипеде) нарушал я сам, т.к. всегда езжу с музыкой (только в одном, правом ухе - у меня даже отрезан левый наушник). И что-то я не заметил какой-то активности организаторов по поводу соблюдения правил, хотя четыре года назад группу, в которой я сидел ночью, угрожали оштрафовать за то, что ехали слишком широко, по всей полосе.
Еще одна остановка - у кафе. Но оно уже закрывалось (4 часа уже почти утра - чего это они?), так что добыть кофе не удалось. Не помогло даже мое жалобное падение на асфальт, при попытке перекинуть ногу через раму. Правда, народ вокруг отзывчивый оказался, подняли вместе с велосипедом и недоперекинутой ногой. Заодно, пообщался с одним, насчет динамо-втулки. У него от нее и фонарь, и планшет, используемый в качестве навигатора, питались. А вот на вращении колеса это вообще никак не отражается. Надо брать, короче.
Местные опять не подкачали. Стояли, наливали, чай-кофе, даже стульчики поставили. 4:35 ночи, у меня фотографии с этого места остались. Героические люди.
Ночной кофе
А тут и Таня Маслова приехала. Попили чаю-кофе, пообщались. И вроде как снова спать не хочется, хотя уже больше суток без сна, да и спал за весь ПБП всего-ничего.
Впрочем, действия чуть более сложные, чем кручение педалей, удавались с большим трудом. Закончились гели в карманах, пришлось останавливаться. Перерыл (в темноте) весь рюкзак - нету. Потом вспомнил, что они в сумке на веле. В самом низу, понятно. Всерьез думал, что без еды я доеду быстрее, чем достану эту еду.
Но вот не знаю, в кофе дело, или в Ред Булле, но ехал эту ночь я гораздо легче и лучше, чем предыдущие. Не говоря уже о предыдущем ПБП, когда отрубился на лавочке, не успев поставить будильник. Да и начавшийся дождик заставлял бодриться. Разве что перед самым Дре мозг на некоторое время отключился совсем, и я, ясно видя и стрелку, и поворачивающий направо поток, все равно поехал прямо. Но быстро очнулся (помогли едущие навстречу такие же деятели - возможно, трек в навигаторе действительно вел другим путем), и вернулся на правильный путь.
На КП я все же думал хотя бы полчасика поспать. Но сначала поесть. По прошлому разу помню, что Дрё, пожалуй, самое интересное КП в плане еды. А еще выпечка, пирожные всякие. Ради них и ехал. Вот только денег у меня уже почти не осталось, около 5 евро мелочью. Можно было расплатиться карточкой (именно в Дрё это возможно), но я поздно это увидел, поэтому пришлось думать, что брать. Долго выбирал кусок багета побольше (цена ж одинаковая!), кофе, и пирожное. Наконец-то, оно - Париж-Брест. Четыре года о нем мечтал :)
Вот так выглядит пирожное “Париж-Брест”. Фото из интернета.
На кассе выяснилось, что набрал всего на 3 с лишним евро, поэтому быстро метнулся, и взял пару кусочков масла к багету. Получилось уже на 6 с чем-то евро (дорогое масло во Франции, однако). Откладываю один кусочек, прошу пересчитать, но женщина на кассе вернула его обратно на поднос, махнув рукой - типа, нормально все. Из протянутой кучи мелочи выбрала пять евро, мелочь даже смотреть не стала. Ну спасибо, теперь доеду :)
Но на всякий случай занял пять евро у подъехавшей Тани Масловой. Где-то я ее даже обогнать ухитрился, да так удачно, что под дождь почти и не попал, а вот подъезжавшие позже промокли основательно.
Пока завтракал - и сон прошел. Наоборот, вроде бы все нормально, даже хорошо, можно ехать, пока дождь кончился.
Только собрался уезжать вместе с Таней - СМСка от Попятова, он приехал. Отпускаю Таню, нахожу Лешу, но ждать, пока он поест, уже нет смысла. Пока есть настрой, надо ехать, иначе снова засыпать начну. Леша не возражает, доедет и сам.
Выхожу. Сыро, на всякий случай одеваю бахилы. Они у меня легкие, только от ветра, под дождем промокнут, но все равно не так холодно, как с мокрыми ногами на ветру. Фотоаппараты пришлось спрятать - небо нависало над головой, и грозило дождем в любой момент.
И опять катит! Да что ж такое, лучше б в первую ночь так катило. Ставлю цель попроще - догнать Таню. Мне тогда казалось, что это попроще, да.
Выезд из Дрё за четыре года лучше не стал. Разбитый асфальт, только еще и лужи добавились. А мне пофиг, я в бахилах! Объезжаю медленно плетущихся по колдобинам в исконно русском стиле - по встречке, игнорируя выбоины и лужи. Мне надо!
Серьезно, сам не понимаю, откуда силы взялись. В принципе, наваливание под финиш - мое любимое занятие. Практически все квалификационные бреветы прошли таким образом - под финиш выяснялось, что можно “уложиться в N часов”, Попятов привычно вздыхал, и мы наваливали. В итоге - 300 за 13:59 (уложились в 14!!!), 400 за 19:59 (уложились в 20!!!). 200 даже быстрее, чем надо - хотел 7:40, вышло 7:39 :). Разве что на 600-ке под финиш отдыхали, но это после тяжелой ночи под дождем, на солнышке разморило. Здесь же никакой особой цели не было. Разве что, проехать чуть быстрее, чем 4 года назад, но в масштабах ПБП полчаса-час совершенно не серьезно, и не стоит усилий.
Но я все равно пер, как паровоз. К середине участка немного сбавил темп, меня добрал один американец, и мы даже пообщались.
К слову, я не упомянул в отчете обилие общения именно на этом ПБП. Не знаю, по какой причине, но в этом плане я пользовался спросом. Просто подъезжали, и завязывали обычный дежурный разговор - откуда, впечатления, состояние. Это нормально, на самом деле, особенно ночью, и я сам был не прочь пообщаться. Но сам бесед не начинал, ко мне почему-то подъезжали сами. Руль мой их, что-ли, приманивал?
Но этот американец оказался “из наших”. Он в какой-то научной организации работает, которая занимается Байкалом и окрестностями, так что в России был, все ему нравится, и вообще мы молодцы. Ну а что, приятно. Еще он по Франции катается, тоже общие темы нашлись - я тоже люблю это дело. На горочках он, правда, отвалился.
Опять поехал один. Холмы перед финишем ехал уже не столь бодро, как со старта, но все равно лучше, чем в прошлый раз. И уже думал, что таким темпом можно и 87 часов разменять (наклевывалось 65 км менее чем за 3 часа - это прилично для меня, под финиш 1230 км!), как влил дождь. Противный, мелкий осенний дождь. И вроде как не сильный поначалу, да и осталось километров 20-25 всего, можно потерпеть. Вдруг кончится.
Не кончился. И чем дальше, тем хуже становилось мне. Париж-Брест-Париж, четыре года ждал, чудом было уже то, что на него попал. И, внезапно, даже проехал. А настроение никакое. Поскорее бы все это уже кончилось. Вместе с настроением пропала энергия, последние 20 км по городу еле тащился. Причем опять встретился с Педро. Оказывается, он ехал не один, а с напарником, который, как я понял, имеет какие-то проблемы со зрением. Педро следил за ним через зеркала на шлеме, и говорил, куда поворачивать. И при этом они уложились в 84 часа! Пожалуй, это самая невероятная история преодоления ПБП, которую мне довелось наблюдать.
“Финишная прямая” через парк была очень долгой. И дохлая белка все так же валялась на дороге. Я ее запомнил потому, что еще со старта Леха удивлялся, мол, первый раз вижу, чтобы белку сбили. Четыре дня прошло, десяток тысяч велосипедистов туда-сюда проехать успели, а она все лежала. Вот где стабильность-то зарыта. И улицы, шампунем помытые, да. Я тоже слышал эту сказку.
Разумеется, дождь разогнал большую часть зрителей, но на финише все равно свою порцию аплодисментов получил. Но даже они настроение не улучшили.
Потом была очередь, когда мокрый под кондиционером, попытки узнать насчет 13 евро за обед и идиотизм организаторов. Даже встреча с соотечественниками и одноклубниками настроение не улучшила. Дождался Попятова, еще немного послонялись по велодрому, и поехали в гостиницу.
Отметки в маршрутной карточке
Послефинишные посиделки
Набор высоты по велокомпу Попятова
ПБП-2015 закончился. Совершенно не празднично. Конечно, дождь от организаторов не зависел, но, повторюсь, все, что можно было испортить, они испортили. И настроение после финиша было, скорее, “чтобы я, еще раз - ни за что”. Но я опять понимал, что вру себе. Конечно, если физически смогу это сделать, поеду в третий раз. А организаторы - да хрен с ними. Раз от них чудес не дождешься, будем чудить сами. Запишусь на 84 часа, вот тогда будет не до перепадов настроения. А еще лучше - взять с собой группу поддержки, чтобы и на КП встречали, и на финише на руках носили, достойно героев-покорителей. Четыре года есть, что-нибудь придумаю :)
Ширится ганебная зрада. Зреет генотьба против боротьбы.