Западный Кавказ 2022

Список форумов Походы и покатушки Рассказы путешественников

Описание: Отчеты о походах и пробегах

Сообщение #1 Bad_Admin » 18.12.2022, 14:53

Этой весной у меня поинтересовались, куда я теперь буду ездить. Я ответил, что в Дагестан. И поехал. И, как часто бывает, несколько увлекся. Хотя еще не так давно я даже представить не мог, чтобы на велосипеде по северным склонам Кавказа. Потому что просто не знал, что это имеет смысл.
Но “половинка” бревета “Транскавказ”, 1300 км от Махачкалы до Пятигорска через Дагестан, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию и Кабардино-Балкарию, показала, что мое незнание местности делает ее более интересной. Не без недостатков, но в западной части Кавказа осетинских собак не ожидалось, а к особенностями мЫшления ставропольских, и примкнувших к ним карачаево-черкесских автофилов я уже приноровился за пару визитов в 2021 году.
Над маршрутом особо не думал, взял в качестве основы оставшуюся часть маршрута Транскавказ-2500. В туристическом темпе, и с небольшими правками - без грунтового Шаумяновского перевала, и с финишем не в Туапсе, а в Анапе, где, собственно, и заканчиваются Кавказские горы. Получился лайтовый горно- и немного винный маршрут на 1300 км с набором высоты около 11000 метров, через Домбай, Архыз, Лаго-Наки, Мезмай в горной части, и Краснодар, Крымск, Новороссийск, Анапу в винной. С учетом весенней Тамани и Анапы с заездом в Керчь, получилось, что за один сезон я побывал на трех морях, и проехал от Каспийского моря через Черное до Азовского. Не искупавшись ни в одном (Внимательный читатель, знакомый с географией Кавказа, может заметить, что из маршрута умело выброшены Джилы Су и перевал Гумбаши. Я там был в прошлом году, в рамках суперрандоне “Кавказский тур”, и еще не созрел для повторения.)
А еще это был первый для меня опыт велопохода по России в “европейском” формате. Т.е. каждый или почти каждый день переезд в новое место, цивилизованные ночевки в гостиницах, осмотр достопримечательностей, вино и еда. Почти как в Италии, только по Карачаево-Черкесии, Адыгее, и Краснодарскому краю.
В целом - получилось. Но есть нюансы. Поэтому если лень читать всё, можно сразу ознакомиться с выводами.
Сначала о минусах.
1. Жуткая обстановка на дорогах. Например, в дождь на печально известной дороге через Зеленчукскую (Карачаево-Черкесия) мне пришлось днем ехать с включенным фонарем, т.к. встречные Камазы поднимали облака воды, из которых выныривали обгоняющие. Их не останавливала сплошная и не волновала даже возможность встречи с другим Камазом, не говоря уже о жизни и здоровье постороннего велосипедиста.
Причем сами-то дороги нормальные, даже местами хорошие, проблема именно в водителях, для которых правила дорожного движения, знаки, разметка, и в целом здравый смысл просто какие-то картинки, полоски и непонятные слова. Европа сливается сразу, самые неприятные эпизоды на дорогах дикого юга Италии выглядят как простое утро воскресенья на дорогах Ставрополья и КЧР. Кубань и Адыгея более цивилизованы, но там просто слишком много машин и слишком мало дорог. Хотя в Адыгее в контексте дорог мне, пожалуй, понравилось больше всего.
2. Отсутствие достопримечательностей. Нет, природа красивая, и днем посмотреть есть на что. Но гулять по вечерам практически нет смысла, обычные станицы, поселки, городки. Крупные города, типа Краснодара и Новороссийска, еще могут хоть чем-то заинтересовать, но по-большей части вечерами, кроме вина, делать было нечего. И это следующая проблема.
3. Грустная обстановка с вином. Унылые “Пятерочки”и КБ-хи, но местами и их нет. Домбай от позора спасла только шикарная природа. Архыз (поселок) - единственная бутылка “Узунова”, каким-то чудом попавшая в местный алкомаркет. Причем я могу понять сложности с вином в мусульманских республиках, но и в Краснодарском крае за пределами крупных городов с большими “семейными” Магнитами и курортов найти что-то интересное из местного вина можно только случайно, что непонятно для главного винодельческого региона страны.
Но есть и плюсы!
1. Это дешево. Самое дорогое жилье - 1600 р. (20-25 евро) в сутки в Черкесске (хз почему, там просто не нашел дешевле), и столько же в Новороссийске (осознанно выбирал квартиру с балконом и видом на море, были и дешевле). Домбай - 1000 рублей в сутки за номер с шикарным видом на горы, Архыз дешевле. В Мостовском вообще рублей 700 получилось. Никаких хостелов, везде отдельные номера с удобствами. Еда - копеечная, у нас шашлык из свинины стоит как у них баранина. Понятно, что дешевизна в том числе за счет низкого сезона, но меня это вполне устраивает.
2. Красиво. Впечатления от окружающих пейзажей более чем положительные. Конечно, есть унылые участки, которые нужно просто перетерпеть, но они везде есть, но за ними всегда будет что-то интересное. В сочетании с переменчивой кавказской погодой получается очень даже неплохо.
3. Еда и вино. Конечно, если знать соответствующие места, но добыча хорошего всегда требует знаний и умений. Кавказские бараны из тех, которые не за рулем, чудо как хороши, а за счет дешевизны всего остального можно выйти на новый уровень в отношении вин. В формировании легенд про “замечательное вино” за 1 евро я сам участие принимал (лет так 8-10 назад), но теперь я точно знаю, что если есть возможность, то дороже - лучше. Вот в России как раз и получается пробовать то, что дороже, и оно лучше того, на что хватало денег в Европе.
В итоге - все непросто, но кататься можно. Маловато, разве что. По Западному Кавказу я уже не смогу проложить маршрут так, чтобы не повториться, да и осталось, в общем-то, буквально две-три интересных радиалки. Но ездили же раньше тренироваться каждый год в одно и то же Кальпе, пили там унылую риоху, и не страдали, так что мне вообще не о чем жаловаться. Тем более, что мне ни Кальпе, ни риоха не нравятся.

Изображение
Геологическая схема Кавказа. Географически, Западный Кавказ к западу от Эльбруса, Восточный, соответственно, к востоку. Иногда выделяют еще Центральный - между Эльбрусом и Казбеком

Изображение

Начался мой маршрут из внезапного Невинномысска. Так лучше ехать в Домбай, особенно когда другие способы попасть туда (со стороны Кисловодска через перевал Гумбаши или Усть-Джегуту) опробованы и признаны неадекватными. Впрочем, у старта из Невинномысска тоже был недостаток. Поезд прибывал в ближе к вечеру, до заката оставалось совсем немного, и я не успевал уехать дальше Черкесска. А в Черкесске любого велосипедиста встретят главные местные достопримечательности - бродячие собаки. Они атаковали прям с самого въезда в город (с севера, через какую-то промзону). Я останавливался, “расчищал” себе проезд камнями, и некоторое время ехал дальше, но ближе к гостинице (единственный приемлемый вариант нашелся ближе к вокзалу, опять в какой-то промзоне) совсем стемнело, и шансов против собак у меня не осталось. Последние несколько сотен метров шел пешком. На пешехода собаки не особо реагировали, но ходить мимо них еще раз я постеснялся, и заказал доставку пиццы. Вино я благоразумно купил заранее, в центральной части города. Интересно, что “семерку” курьера с пиццей собаки тоже атаковали, причем не самого курьера или мою пиццу, а именно автомобиль. Но это уже их внутрикавказские разборки, я не вмешиваюсь. Доставку, кстати, тоже пришлось поискать, привычные сервисы в Черкесск еще не пришли. Отдельно хочется пожелать земли пухом здоровья и удачи потенциальному “Самокату” и его собачьему корму курьерам.

Изображение
Кавказский мультикультурализм. Хахяльная пицца из заведения "Токио-Рим" считается кавказской кухней

С утра собаки разбежались по своим делам, и Черкесск выглядел получше, но впечатление уже было испорчено, поэтому свалил из города максимально быстро, не особо оглядываясь по сторонам. Мне надо было доехать до Домбая, примерно 120 км с набором 1500 м. Это относительно немного, но в сентября темнеет рано, а езда в темноте на велосипеде по Кавказу относится к разряду экстремального спорта, чуть уступая разве что флорентийскому футболу. Хотя не факт: одно из немногих правил флорентийского футбола запрещает бить соперников ногами по голове (бить любыми другими способами можно, поэтому игроки сначала бьют друг друга, а потом выжившие заносят мяч в корзину). В кавказском велосипединге удачное попадание ногой по голове попутной собаки - основной способ выжить.
Дорога Черкесск-Домбай ничего особым не примечательна. До развилки на
Зеленчукскую идет четырехполоска, затем дорога сужается, и до Карачаевска приличный трафик. Но там сплошная населенка и невысокая скорость, поэтому ехать терпимо. Пообедать заехал в знакомое по прошлому году место, перед селом им. Коста Хетагурова. Бабулька меня вспомнила, хычины (карачаевские, больше похожие на пирог) у нее всё также хороши, а как “постоянного гостя” еще угостили медовыми сотами, и скидку сделали.

Изображение

Изображение

Изображение
Памятник защитникам перевалов Кавказа

Изображение
Хычин с минералкой Теберда-1

После Карачаевска пошли Теберды. Новая, Нижняя, Верхняя, просто Теберда, и почему Домбай называется именно так, а не “Самая Верхняя Теберда” - решительно непонятно. К чему эта неуместная фантазия?

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Тебердиное царство

После какой-то Теберды пейзаж изменился, лес кончился, уступив место выжженной долине посреди гор. Я такое очень люблю.

Изображение
Где-то между Тебердами

Но после обычной Теберды (примерно 50% которой состоят из санатория - а я всё удивлялся, что это за минералка такая, Теберда) пейзаж опять изменился, дорога вернулась в лес, а впереди замаячили острые горные пики. Я никогда раньше не бывал в Домбае, и мне прям сразу понравилось, еще с дороги. Даже несмотря на первый из череды проколов, которые я затем ловил почти каждый день.

Изображение

Изображение

Особенно в Домбае мне понравилось, что номер в большой гостинице с шикарным видом с балкона стоил всего 1000 рублей в сутки. Не понравилось мне в Домбае отсутствие уличного освещения. Свет есть только на центральной улице, вечером свернуть с нее в сторону нереально - темно. Поэтому не смог с первого раза посетить рекомендованное знакомыми скалолазами заведение “Базилик”. Провал в темноту, из которого доносились недоуменные отзывы более решительных (или менее опытных) туристов, спотыкавшихся об отсутствие асфальта, не вызывал ощущения чего-то хорошего в конце пути.

Изображение
Вид с балкона номера за 1000 рублей. Лучшее соотношение цены к качеству за всю историю моих поездок

Но самый большой недостаток местности - возмутительная ситуация с вином в Домбае и окружающих его Тебердах. Столько плохого вина в одном месте я еще не видел. Апсны-Лыхны и прочий Псыж, самое дорогое - джорджийское грузинское полусладкое за 1500 р. Кое-как добыл что-то не сладкое и не пиво. Так себе достоинства для вина. Я и раньше был невысокого мнения о вкусе скалолазов и горнолыжников, но одно дело шутить на эту тему, а другое - убедиться, что рыночная экономика подтверждает твои худшие опасения.
На Домбай у меня были пешеходные планы. Я читал много отзывов о красоте его окрестностей, но оказалось, что сам населенный пункт тоже весьма живописный. И в целом этот “заезд” в Домбай следует считать “ознакомительным”, т.к.уже позже выяснилось, что и на велосипеде оттуда есть куда съездить - по Военно-Сухумской дороге можно доехать до погранпоста, а там, говорят, тоже красиво.
Но у меня был только один день, и я решил прогуляться по “классическому” домбайскому маршруту - к Алибекскому водопаду. Должно было получиться что-то около 18 км. И получилось.

Изображение

Изображение
Немного домбайских видов

В принципе, бОльшую часть пути можно поехать на машине, сервис налажен. Но можно и пешком, маршрут несложный, с кафешкой на полпути на территории альплагеря Алибек, можно кофейку попить. Так и сделал. Веселье начинается на последних сотнях метров. Там уже камни, деревья, мостки, есть где попрыгать,, но в целом уровень сложности - 70-летняя бабушка с собачкой, которые встретились по дороге.

Изображение

Изображение

Изображение
По дороге к водопаду

Изображение
Самая веселая часть пути

Изображение
Алибекский водопад

Изображение
Река Алибек

Изображение
Ледник. По-моему, он тоже называется Алибек

Водопад красивый, виды вокруг тоже. На обратном пути еще зашел в кафешку, куда не добрался с вечера. Еда вкусная, домбайское пиво тоже вполне. Провести уличное освещение, завезти нормальное вино, и Домбай смело можно будет рекомендовать приличным людям :).

Изображение
Кладбище альпинистов

Изображение
Слияние рек в Домбае

Погода портилась, на весь следующий день обещали дождь. Хорошо хоть ливень с грозой прошли ночью, и 155 км (из них 80 км спуска) до Архыза ехал просто под мелким дождем. Дождевик, непромокаемые штаны, бахилы, и дождь особых проблем не доставил, больше прилетало от проносящихся мимо машин.

Изображение

Изображение

А вот встречу с велогонкой “Дружба народов Северного Кавказа”, которая в этот день ехала по маршруту Черкесск - Домбай (потом мы с ней пересекались почти каждый день до самого финиша), дождь мне испортил. Я хотел доехать до кафешки, вытащить столик поближе к дороге, хычин, минералка (правильно с вином, но в силу специфики местности его тут не одобрят). А получилось съесть лагман под крышей в обнимку с чайником чая (холодно!), и к дороге просто вышел постоять. Впрочем, по меркам внутрироссийского велоспорта, добровольно выйти на улицу в дождь, чтобы просто помахать рукой проезжающим велогонщикам - уже успех.

Изображение

Изображение

Изображение

Потом был участок Кумыш-Зеленчукская. Ничего интересного, просто борешься за жизнь. Две полосы не очень хорошего качества, с наплывами по краям, без обочины, и с приличным трафиком, в т.ч. грузовым. Добавить местный менталитет, настойку мухоморов (так нельзя ездить с вина или там водки, это именно психоделики), и получается очень так весело и бодро (нет). Три раза ездил по этой дороге, так и не привык. Все еще не могу поверить, что такое может быть. Главное - не ссать. В прямом смысле, в хорошую погоду там Эльбрус видно, так что укрыться от оскорбления морали совершенно негде. Причем после поворота на Архыз сильно лучше не становится, грузовики как раз туда и едут, разве что покрытие на дороге получше, и обочины немного появляется.

Изображение
Та самая дорога Кумыш-Зеленчукская. Худшая в России по моему личному рейтингу

До захода солнца оставалось два часа, 50 км, и всё в подъем и дождь. Хорошо еще к Телескопу в этот раз подниматься не надо было, я там уже в прошлом году был. До темноты успел, но лучше бы не успел - сам Архыз (который поселок, не горнолыжка) своим внешним видом, мягко говоря, совсем не впечатляет. Просто деревня какая-то, с хаотично натыканным жильем и “туристической инфраструктурой”. А приехал бы в темноте, то с учетом наличия шардоне от Узунова за более-менее адекватные деньги в местном алкомаркете, хычинов, и дешевого жилья (отдельный номер с удобствами меньше 1000 рублей) могло бы и понравиться.

Изображение

Изображение

Изображение

На Архыз у меня тоже были пешеходные планы. Как и в Домбае, в Архызе множество пешеходных маршрутов, в т.ч. с подъемом на высоту 3000 м прямо из поселка, без заброски, но погода внесла коррективы. Весь день дул холодный ветер, периодически налетали облака с дождем, и желания лезть куда-то высоко в тканевых тапочках (ибо вес и объем) совсем не было.
Поэтому поехал в сторону горнолыжки, которая Лунная поляна, где должен был финишировать очередной этап “Дружбы”. Визуально там очень даже неплохо, но значительно дороже, чем в Архызе.

Изображение
Разметка последних километров маршрута

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Горнолыжная часть Архыза

Возле подъемников и ресторана 1650 обустраивали финишную зону, где с удивлением встретил Сергея Коцюбу. Мы с ним познакомились в 2017 году в Италии, когда ездили на юбилейную, сотую Джиро. Сергей там писал на дорогах “ZAK” в поддержку Ильнура Закарина. Потом еще на чемпионате мира в Инсбруке пытались пересечься, но не получилось. А вот в Архызе встретились. Сергей теперь работает на организации велогонок, водит машину с оборудованием, участвует в монтаже. Даже сам смастерил платформу для старта разделок.

Изображение
Сергей Кацюба

Про гонку мне рассказывать особо нечего. Меня и в “большом” велоспорте больше интересовали места (знаменитые дороги, перевалы и т.п.), гонщиков я знал только “попутно”, а внутрироссийский велоспорт мне абсолютно незнаком. Но если честно, впечатления все окружающее не производит. Юниоры и взрослые едут в одной группе. Возможно, поэтому этапы довольно короткие, по 100-150 км. По мне так это слишком мало, все отсиживаются в группе, и почти каждый финиш превращается в спринтерский, с разборками на последних километрах. Болельщиков, понятное дело, почти нет, редкие туристы и друзья-семьи отдельных гонщиков. Всё это, конечно, не повод не проводить эту велогонку, наоборот, ее нужно развивать, увеличивать протяженность и представительность, но пока - вот так. С учетом транскавказского опыта, рандоннеры хоть сейчас готовы предложить маршрут на 2500 км (и даже больше), с этапами типа Махачкала-Дубки-Гимры-пер. Харами, 250 км и 5000+ м набора высоты. Ну или до Ботлиха, а оттуда горная разделка в перевал высотой 2000 м, 30 км. Вот это будет да, по-взрослому.

Изображение

Изображение

Изображение
Награждение победителей этапа среди юниоров

Изображение
В желтой майке - лидер гонки Артем Ныч, справа от него главный тренер сборной России Иракли Абрамян

Зато с вином в Архызе все настолько хорошо, что возле горнолыжки нашлась винотека Simple. Это одна из самых дорогих сетей в России, но пино нуар Амфитрион от Лефкадии там стоил что-то в районе 1000 рублей, так что без добычи не ушел. А потом еще и баранины добыл, у шашлычника, который в Курске в школе учился (его родители на Центральном рынке шапками торговали).
Но по итогу знакомства, об Архызе могу сказать ничего. Горнолыжка симпатичная, но мне не интересна, погулять по окрестностям не получилось, а сам Архыз ничем не впечатлил. В принципе, ничего не имею против вернуться, т.к. хотя бы хорошее вино есть, но только как-нибудь в объезд Зеленчукской.

Изображение
Вечерний Архыз (поселок)

Следующий велосипедный этап был классическим транзитом. Подходящее жилье нашлось в Московском, я об этом населенном пункте ничего не знал. Проехать надо было 160 км, но опять бОльшая часть маршрута была спуском, так что особо не торопился. С утра еще заехал на старт очередного этапа “Дружбы”, гонки с раздельным стартом от Нижнего Архыза к Обсерватории. Даже немного рассказал парням-гонщикам о предстоящем подъеме ( чуть круче в начале, дальше довольно равномерный подъем, с отличным асфальтом, но многовато навоза).

Изображение

Изображение
- Вы так на старт опоздаете. - Ничего страшного, без нас всё равно не начнут.

Изображение

Изображение
Стартовая поляна у начала подъема к Телескопу

Изображение
Та самая настойка мухоморов, придающая местным водятлам их характерные свойства

Изображение
Радиотелескоп РАТАН-600 (600 - это его диаметр, 600 метров)

Интересно, что после Зеленчукской трафик практически исчез. Местами вместе с асфальтом, и непонятно, то ли это ремонт, то ли просто карачаево-черкесская традиция, оставлять “контрольно-следовые” полосы на своей границе. По дороге на Джилы Су на границе Ставрополья с КЧР тоже сотня метров грунтовки осталась, а до и после - отличный асфальт. Были и ремонтные куски, несколько километров без асфальта в Преградной, но терпимо, и скорее даже разнообразило пейзаж.

Изображение
Вид на Кавказские горы с трассы

Изображение

Изображение
Традиционная сотня метров без асфальта на границе КЧР

К Мостовскому горы совсем закончились, но пологий спуск остался, на котором меня стали догонять машины “Дружбы”, которые после завершения разделки ехали в Майкоп, рядом с которым стартовал, а на центральной площади финишировал последний этап многодневки. А я поймал очередной прокол. У меня не осталось не клееных камер, а на некоторые уже и по второй латке надо было ставить. Причем интересно, что кололся я почти каждый день в КЧР. Связываю это именно с местным трафиком - приходилось ехать максимально близко к краю асфальта, где больше шансов поймать что-нибудь. Проколы закончились вместе с КЧР, в следующий раз поймал проволоку в покрышку только в последний день, на выезде из Новороссийска, где тоже из-за трафика пришлось ехать по грязной обочине. По сумме факторов, велосипедную пригодность Карачаево-Черкесии оцениваю как “нет”.
В Мостовском я просто хотел переночевать. Поэтому в планах было только найти что-нибудь выпить и поужинать. Чем немало возмутил окружающих. Оказывается, в Мостовском есть термальные источники, куда приезжают отовсюду (соседи были из Ростова). У меня даже плавок с собой не было, но по местным меркам это не является оправданием. Еле отбился. Порция мяса по-французски за 500 рублей совершенно незначительно уступала размером Франции, простенький саперави “Высокий берег” оказался вполне приемлемым для своих 300 рублей, и для полного счастья не хватало только шиномонтажки поблизости, пришлось клеить камеры самостоятельно. Но опять же, с саперави даже камеры клеить веселее.

С утра заехал в автомагазин, пополнил запасы латок на всякий случай. Мне надо было доехать до старта гонки, на хутор Казенно-Кужорский, а потом я хотел доехать до финиша в Майкопе коротким путем, попытавшись обогнать гонку.

Изображение
Так выглядел профиль моего этапа. Спуск к старту, подъем к Даховской, а кардиограмма между ними - “срезка” между стартом и финишем гонки

Изображение
Стартовый городок

Изображение
Юные зрители. Отловили и заставили прочитать небольшую лекцию о велосипедном туризме

Меня уже узнавали. Даже подарили бачок, когда узнали, что один из своих я где-то потерял. А потом комментатор гонки, Андрей Кондрашов, видевший меня за заменой камеры на дороге, узнал, что целых камер у меня уже не осталось, и организовал пару новых, и еще один бачок. Так что без сувениров с гонки я не остался. А вот насчет “обогнать” не получилось - гонке надо было проехать 117 км, мне - 60, но по рельефу, с багажом, и против ветра. Плюс я еще остановился на второй завтрак (без него я бы не доехал), и в Майкоп приехал буквально через пять минут после финиша.
Посмотрел награждение (на финише награждали только победителей этапа и юниоров, основное награждение планировалось на следующий день), там же узнал, что после “Дружбы” стартуют многодневные соревнования “Нарт Адыгеи”, альтернативный чемпионат мира. Забавно, конечно, узнавать о мероприятии за день до его начала. Со своими планами я уже ничего не мог сделать, следующей точкой базирования была Даховская (ударение на первый слог), и мотаться оттуда в Майкоп не было никакого смысла.

Изображение
Финишный створ

Изображение

Изображение
Награждение как-то хитро поделили, на финише награждали только за этап, а призеров всей гонки на следующий день, во время презентации “Нарт Адыгеи”

Изображение
Майкопский пивзавод (я их лимонады часто дома покупаю)

Если про предыдущие части маршрута я хотя бы что-то где-то слышал, то про Адыгею я не знал вообще ничего. Даже не знал, что там смотреть, кроме майкопского пивзавода. И первое впечатление было, в общем-то, не очень. От Майкопа в сторону Даховской почти 40 км до Каменномостского дорога олицетворяет уныние - трафик, небольшой тягун, против ветра, и ничего. Вот вообще, смотреть не на что. Но после Каменномостского пейзаж разительно поменялся, жилье в Даховской оказалось очень симпатичным домиком с собственной беседкой и мангалом, а в местном магазинчике оказалось вино от винодельни “Тристория”, которое мне раньше не встречалось.

Изображение
Завтрак туриста. Да, я вожу с собой гейзерную кофеварку, но вместо сухого горючего перешел на мини-горелку с баллоном 100 мл. Места занимает немного, зато можно даже в помещении и кофе сделать, и воды в стальной кружке вскипятить, для кашки

В Адыгею я приехал ради Лаго-Наки. Этот подъем был на маршруте ТрансКавказа, и раньше название это я где-то слышал, так что думал, что это интересно. Фиг там. В моем личном рейтинге в номинации “унылое говно года” подъем Лаго-Наки занимает все места в одном лице. Хотя бы потому, что до Лаго-Наки (которое плато) доехать на шоссейнике невозможно, асфальт заканчивается в районе Азишской пещеры, которая мне не нужна, горы я предпочитаю снаружи. А сам подъем ничем не примечателен. Пологий, не требующий усилий, и никаких видов, т.к. асфальт заканчивается раньше, чем лес. Наверху какие-то шалманы есть, но ни один не привлек настолько, чтобы посетить. Полная фигня, короче, разве что асфальт хороший.

Изображение
Подъем к Лаго-Наки. Фотка плохая, но и подъем не так чтобы очень

Изображение
Логичное завершение некрасивого подъема

Изображение
Подъем к пещере

Изображение
Старый мост в Даховской

От расстройства хотел даже купить готового шашлыка в “Пятерке”, и воспользоваться мангалом, но в последний момент проскочил нужный поворот, и оказался возле кафешки. Где предложили вареники с адыгейским сыром. Сначала сомневался, т.к. вареники с творогом я терпеть не могу, но адыгейский сыр в варениках имеет совершенно иную текстуру, плотную, как фарш в пельменях, но с творожным вкусом. Забавно, мне понравилось.
Ну а под вареники решил прокатиться по еще одной, доступной из Даховской, дороге - на юг по ущелью реки Белой (адыг. Шъхьагуашьэ, гы-гы), в сторону Гузерипля. И в процессе выяснил, что вот как раз туда и стоило ехать. Дорога - замечательная. Динамичные спуски и подъемы, ущелье с рекой внизу, и шикарные виды. Доехал я только до Хамышек, потому что не успел бы вернуться обратно до темноты, а дальше там еще Гузерипль, от которого начинается серьезный подъем к Партизанской и Яворовой полянам.Туда ехать стоит, а вот к Лаго Наки - не стоит.

Изображение

Изображение

Изображение
Виды с трассы, даже сходить в сторону не надо

Вечером размышлял о перспективах. По плану был Апшеронск, из которого должна была быть радиалка в Мезмай. Но прогноз погоды обещал +36 по дороге в Апшеронск, а потом резкое похолодание и дожди. А чехол на каску я еще в Архызе забыл (хозяйка обещала выслать, два раза ей напоминал, “да, конечно, обязательно”, и так и не выслала). Плюс я не бронировал заранее жилье в Апшеронске, т.к. на нашел ничего адекватного, и рассчитывал разобраться на месте с помощью Авито (чтобы сразу увидеть жилье и не вносить предоплату заранее непонятно кому, т.к. объявлениям на Авито я не доверяю). Можно было остаться в Даховской, съездить к Яворовой поляне, но это не избавляло от поиска жилья в Апшеронске хотя бы на одну ночь, или пришлось бы ехать напрямую из Даховской в Краснодар более 200 км. Этого я тоже не люблю. 300+ км в сутки на бревете - это нормально, как и поспать на пенке под ульями, а вот в отпуске больше 120 км в день мне как-то лень напрягаться. К счастью, повезло с Авито - нашлось относительно недорогое жилье, где не потребовали предоплату, а согласились рассчитаться при личной встрече после осмотра. Поэтому поехал в Апшеронск. По дороге хотел посетить Хаджохскую теснину, но самое доступное для обзора место оказалось платным (ненавижу платить за то, к чему человек непричастен), а по бесплатной тропе пробираться с велосипедом было бы проблематично. Опять же, есть повод вернуться.

Изображение
Какая-то крепось, но одновременно это какие-то печи

Изображение
Хаджохская теснина

Напоследок познакомился с еще одним способом приготовления адыгейского сыра. Отличная штука, название которой я забыл, что-то типа чебуреков с сыром внутри. За сравнение с чебуреками на меня обиделись, тесто, мол, у нас другое. но визуально очень похоже (да и тесто напоминает то, как делают в Крыму).
Дорога от Майкопа до Апшеронска уныла. 36 км пустоты в +36 градусов, даже пива захотелось. В магазинчике попросил местного пива, предложили майкопское (Адыгея). А хадыженское, из соседнего по Краснодарскому краю города, не предложили. Интересные у них тут взаимоотношения, лучше не вникать.
С жильем в Апшеронске странная ситуация. Гостиницы непомерно дорогие, если бы я воспользовался предложениями, имеющимися в системах бронирования (в этой поездке я использовал Островок и Суточно.ру), то это было бы самое дорогое жилье, причем примерно 1/3 от стоимости вообще всех ночевок в поездке. Через Авито нашелся приемлемый вариант, но фактически это оказалось что-то типа гостиницы для приезжих рабочих-строителей. Не общага, намного приличнее, но всё-таки со спецификой. Было несколько неуютно.
А еще синоптики не ошиблись, к вечеру похолодало, ночью пошел обещанный дождь, который к утру закончился. Над горами висели плотные облака, но торчать в Апшеронске тоже не было никакого интереса. Решил ехать в сторону Мезмая, а там видно будет.
И хотя доехал только до Нижегородской, где всё-таки пошел дождь, не пожалел. Очень живописная, тихая дорожка, причем даже без Мезмая с Гуамкой в Нижегородской есть термальные источники, так что знал бы заранее (и имел плавки) - заехал, в такую погоду самое оно. Причем интересно, что на подъезде к Нижегородской уже немного осень и тронутые желтым листья,, но после небольшого перевальчика и спуска опять лето, густая зелень, высоченные деревья. Как-будто свой микроклимат. А дорога на Мезмай, говорят, еще интереснее (только Игорь Гончаров там падал на спуске на песке, так что под дождем туда ехать я даже не собирался пытаться). Так что не разочарован, хоть и не получилось то, ради чего тащился в унылый Апшеронск, единственной достопримечательностью которого считаю большой “Магнит Семейный” с удивительно приличным для райцентра выбором вина.

Изображение
Дорога в Нижегородскую

Изображение
Указатель

Изображение
Где-то там Мезмай

Изображение

Изображение
Начало осени в предгорьях

Еще на стадии планирования маршрута я раздумывал, куда податься дальше. Тут аж три варианта, один хуже другого. Можно было через Хадыженск податься в Туапсе через Шаумянский перевал, но там нет асфальта. В сухую погоду там трафик и пылища, а в дождь - сплошная гей-пропаганда. Для других вариантов надо было добраться до М4 (через Тверскую и Саратовскую), а там или на юг в Геленджик, или на север в Краснодар. В Геленджике как раз в это время отдыхали мои друзья, можно было заехать к ним, но цены на жилье в этом городе, особенно в районе Толстого мыса (поближе к друзьям) как-то не вдохновляли. Туда лучше весной на “тренировочные сборы” ехать - всё то же самое, только дешевле.
Но третий вариант, через Краснодар - Крымск - Новороссийск самый опасный. Хотя бы потому, что у кусков М4 до Краснодара по необъяснимой причине статус автомагистрали, и ездить на велосипеде там запрещено (хотя все ездят, потому что другой дороги нет). И одновременно это самый безопасный участок маршрута. Причем до самой Анапы. Именно так я и поехал. Но не потому, что дебил, а из-за одной интересной достопримечательности Краснодара, и еще одной неинтересной.

Изображение
Если не хочешь пыли Шаумянского перевала, кубанские дорожники любезно организуют ее в другом месте

Изображение
По российским меркам автомагистрали с широкими обочинами, где запрещена остановка - самое безопасное место для велосипедистов

Изображение

Как и ожидалось, до Краснодара доехал спокойно. Веселье началось в городе. Я хотел посмотреть знаменитый “Парк Галицкого”, который находится на противоположном, северном краю города. А потом надо было вернуться обратно в центр, где у меня была забронирована гостиница, и располагалась главная достопримечательность, ради которой я в Краснодар и приехал (по моим критериям).
Езда на велосипеде по Краснодару - отдельный вид извращений. Не прям совсем Пятигорск, конечно, но тоже приятного мало. Тем более для приезжего, непривычного к кубанским обычаям и традициям. Это местные на самокатах могут кольцевые развязки по диагонали пересекать, а вот приезжих спасут только здравый смысл и инстинкт самосохранения. ПДД - ну так, соблюдать можно, но это сложно делать в городе, где знак о запрете парковки в сочетании с “эвакуатором” и желтой полосой трактуется как “нельзя, но если очень хочется, то можно”. Впрочем, справедливости ради, агрессии или намерения убить зазевавшегося туриста я от местных не почувствовал. Наоборот, скорее общее чувство товарищества, нарушаешь сам, помоги другим. На меня в гостинице даже обиделись, когда я сказал, что краснодарские водители далеко не самые худшие, и однозначно уступают собратьям из КМВ и КЧР.
А вот в парк я не попал.То, что по нему нельзя ездить на велосипеде, я знал заранее (точнее, можно, но с 6 до 9 утра). Это я прям двумя руками одобряю, ибо нефиг (хотя местные утверждают, что там свободно катаются на прокатных самокатах - наговаривают, поди). Но охрана не разрешила и ходить по парку с велосипедом! Почему руководство парка решило, что имеет право определять, что может быть в руках у пешехода, я хз, но это вполне укладывается в местные отношения с правилами и нормами. Мне предложили прицепить велосипед замочком, если он у меня есть, но очень невнятно. Если бы хотя бы у поста охраны, или на парковке с камерами, то еще ладно (про специальные камеры хранения багажа для туристов и не говорю, это слишком пафосно даже по краснодарским меркам). А просто бросить велосипед с вещами на багажнике у дерева или заборчика - спасибо, но так себе идея. Культурное значение моего велосипеда значительно превосходит эту кубанскую поделку. Так что переживу.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

А вот вторая краснодарская достопримечательность относится к велосипедистам настолько хорошо, что после моего визита в магазине “Кубаньвиноградалко” [я тоже считаю, что с таким названием слона не продать, но им нравится] на Октябрьский, 63 ввели скидку 10% для приехавших к ним на велосипеде. Но сначала предыстория.
В июне этого года в Пскове проходила эногастрономическая выставка “Виноград”, посетители которой “приделали ноги” 51 пуфику. В дни пушкинский поэзии в Псковской области регулярно крадут 10-15 пуфиков (как сообщили в областном комитете по культуре), а тут еще вино сработало. Но организаторы не растерялись, и деликатно попросили пуфиков вернуть.
И что вы думаете? 40 штук вернули! Хорошие у нас всё-таки люди, добрые.
В честь этого винные энтузиасты из сообщества "Вино и люди" совместно с “Кубань-Вином” выпустили специальное вино, которое так и назвали - “51 пуф”.Это как “19 Crimes” от австралийцев (посвященное 19 преступлениям, за которые в Англии можно было отправиться на каторгу в Австралию), только гораздо более милое. Но всего 1000 бутылок, и единственное доступное мне место, где его можно купить - в Краснодаре. Поэтому когда возник выбор между Геленджиком и Краснодаром, то я даже не выбирал. История, рассказанная о Геленджике группой “Ленинград”, привлекает меня значительно меньше псковских пуфиков.

Изображение

Изображение

Магазин отличный. Шансов попасть в парк Галицкого у меня теперь вообще нет, т.к. в этом магазине я могу провести время значительно интереснее и с большей пользой для кругозора. Есть практически все кубанские производители (кроме крупных с собственными торговыми сетями) включая мелких, плюс сотрудники отлично знают то, что продают, и сами имеют непосредственное отношение к продвижению краснодарского вина (пуфиков могло быть и 52, один просто он не влез в багажник сотрудника магазина, и он его сразу вернул). К “Пуфикам” уговорили взять еще и бутылку каберне франа Гунько (я хотел туда заехать, но мне объяснили, что найти это винодельню очень непросто, и далеко не все, отправившиеся к ним вернулись обратно, когда планировали), которую пришлось тащить на себе весь следующий день. И пригодилась, еще как.

Изображение
Центр Краснодара, буквально в паре кварталов от главной улицы. Почти как у нас на Димитрова лет 20 назад, даже машин почти нет

Весной, возвращаясь со “сбора” (640 км за 7 выездов, и 19 бутылок разного от десятка виноделен), мы на машине проехали по дороге от Крымска до Краснодара. И мне не понравилось, хотя мы ехали ночью и без пробок. Но я надеялся, что к осени хотя бы ремонты закончатся. И закончились. Не помогло. Там один только успешный выезд из Краснодара можно отмечать как второй день рождения, а потом еще пробка началась. Километров на 20. Которую хрен объедешь, потому что по убитой обочине ехали рейсовые и школьные автобусы. Это понятно, у них график, но меня тоже. От того, как я ехал между рядами, недоумевали даже гаишники. А вот водители на удивление адекватными оказались, некоторые даже сдвигались, чтобы пропустить. И даже когда пробка закончилась (я даже не понял, почему она началась - кажется, просто из-за светофора), движение всё равно осталось очень плотным, не везде на дороге четыре полосы, и когда я наконец добрался до Крымска, единственным желанием было побыстрее открыть заранее припасенную бутылку. Крымск также не отличается адекватностью запросов отельеров, за 1000 рублей нашел отдельный номер только в хостеле строгого режима. Представьте любое действие, которое вам хотелось бы совершить на отдыхе в гостинице, и оно будет запрещено. Поэтому про город Крымск ничего хорошего сказать не могу. Пока не достроят дорогу от Краснодара до Крымского моста, которая заберет на себя значительную часть трафика, соваться в эту местность с велосипедом не стоит.

Изображение

Изображение

Тем не менее, ехать в Крымск всё-таки стоит. И вовсе не ради “Крымского винного завода”, эту дрянь спасает только слово “крымское” в названиях производимого. А ради винодельни Лефкадия, расположенной в соседнем селе Молдаванское. 23 место в рейтинге Best Vineyards 2021. Как и все рейтинги, он не очень очевиден, например, винодельня Гай-Кодзор, которая понравилась мне больше всего, заняла в нем лишь 80 место, а винодельня Сикоры, которая не произвела на меня особого впечатления, оказалась на 20 месте. Но все три в любом случае стоят посещения, т.к. по своему красивы и интересны, а рейтинг учитывает не только внешний вид, но и качество производимой продукции.

Изображение

Честно говоря, я не понял концепции, заложенной в оформление винодельни. Там как-то все и сразу. Архитектура - Греция, пейзажи - Италия, Тоскана без кипарисов. Климат напоминает французскую Шампань, поэтому главное вино этой винодельни - игристое по классической технологии. Их “Темелион” стоит дорого, но раскупают его еще на стадии урожая, что найти его сложнее, чем деньги. Из тихих хвалят их “Коллекцию холостяка”, но на нее в магазине при винодельне скидок не было. Но в целом вино этой винодельни меня не вдохновляет. Невнятные линейки, непонятное ценообразование.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Чайхона, печь-”самовар”, чуть дальше там шашлык. Что всем этим хотели сказать на винодельне, я даже представлять себе не хочу

Изображение
Ну надо же, “винный дворик”. А я почему-то на японскую лапшичную, или какие–нибудь суши-роллы настроился.

Изображение
Зато по винодельне проложен веломаршрут (без твердого покрытия, так что в дождь не поехал)

Изображение

Изображение

Изображение

А вот пицца очень ок. Я всегда проверяю пиццерии по "Маргарите" - у нее четкий и одинаковый рецепт, и результат зависит, по сути, от качества ингредиентов и мастерства приготовления. Тесто тончайшее, как лаваш (за что некоторым соотечественникам не нравится), ингредиенты правильные, печь дровяная, кухня открытая - интересно. Разве что вкус излишне пряный, помощнее даже моцареллы буффало (из буйволиного молока), но будем считать это кубанским специалитетом, тем более, что собственная сыроварня там тоже есть.

Изображение
Местная пицца Маргарита

Уже традиционно не повезло с погодой, пытался пойти дождь, было пасмурно и утро, поэтому народу было немного, а вот в хорошую погоду тут,говорят, многолюдно. Отдельное спасибо охране за адекватность - велосипед поставили к себе, предоставив возможность спокойно погулять.

Изображение

По пути заехал в Саук-Дере. В этом селе находится винзавод. Старый, еще советский, ныне выкупленный Лефкадией. Там, конечно, все попроще, хотя старый винзавод делал вполне приличные для бюджетных вин. Саук Дере авторское 2019 года с черной этикеткой за свои около 399 рублей было близко к шедевру, очень приличный бордобленд, уделывающий французов за в два раза большие деньги. Но следующие годы оно значительно испортились, а теперь вообще непонятно, что будет. Местные замерли в напряженном ожидании, т.к. все село фактически работает на винзавод, и непонятно, чего ожидать от новых владельцев.

Изображение

На этом хорошее закончилось, началась трасса на Новороссийск.2-3 полосы, разбитая обочина, трафик, грузовики, киберпанк. Вино “Мантра”, купленное в Лефкадии (не путать с "Тантрой" - такое у них тоже есть). которое, судя по названию, должно приобщать к свету, добру и любви, очень пригодилось после этой поездки.

Изображение
Цементный завод, я так понимаю

Новороссийск удивил отсутствием пробки. В апреле я от центра до перевала выбирался быстрее автолюбителей, а вниз у автофилов вообще не было шансов обогнать велосипед. Я думал, что в сентябре будет еще хуже, но нет - рассосалось, и ездить по городу стало чуть менее дискомфортно. По любому незнакомому городу ездить на велосипеде неприятно, но в Новороссийске к традиционным проблемам добавляется еще и знатный рельеф, А я еще поселился на холме.

Изображение
Вид с балкона

На Новороссийск у меня были планы, но выяснилось, что в Шато Пино ехать не обязательно, их “Тройничок”, и вообще почти любое местное вино можно купить в сети “Алкотека”, а улиток я там уже ел. А в Мысхако, говорят, отличный ресторан. Но без вина в ресторане при винодельне делать нечего, а с вином на велосипеде потом оттуда уже не выбраться - подъем, трафик, и 5 см белой полосы права доступного пространства. Так что символически заехал посмотреть, а так - катался по городу, пытаясь посмотреть достопримечательности, и запасаясь сувенирами. Внезапно прилетела премия, и друг на машине проездом через Новороссийск предложил забрать мой багаж, так что пять-шесть бутылок можно было без проблем брать.

Изображение
Пляж Алексино

Изображение
Лагуна

Изображение

Изображение

Изображение
Памятник Геше Козодоеву. Просто так, к Новороссийку персонаж не имеет никакого отношения, и не очень-то он похож на оригинал

Изображение

Изображение
Малая земля - место высадки десанта во время битвы за Новороссийск

Изображение

Изображение
Мысхако, мемориальный комплекс “Долина смерти”, памятник “Взрыв”

Изображение
Винодельня Мысхако

В последний вечер отпуска в квартале вырубился свет, так что вместо торжеств по поводу завершения маршрута завалился спать пораньше. С другой стороны, конец отпуска и лета такой себе праздник, так что вино на балконе с видом на море при свете фонарика - не самый худший способ с ними попрощаться.

Изображение
Новороссийск активно растет. И любит пожрать. При населении в 260 тысяч (340 тысяч с окрестностями) в городе только гипермаркетов “Лента” две штуки. Не считая “Метро”, пары гигантских “Магнитов”, и это наверняка не всё.

Изображение
Часть сувениров из отпуска

Оставалось лишь доехать до поезда, прорвавшись через винодельни Семигорья. Их там прямо на трассе штук пять. Но в итоге все пошло не так. Сначала в очередной раз прокололся. Затем в “Тристории” не было “Борща” (это вино так называется, они его презентовали, но в продажу еще не выпустили на тот момент). А потом перед самым вокзалом Анапы пошел холодный дождь. Переодеваться было лень, оставалось всего километров пять, но их хватило, чтобы промокнуть и замерзнуть. К счастью, на вокзале Анапы есть комнаты отдыха, и душ за 150 рублей. Там и переждал толпу народа и детей на вокзале до поезда.
Вот теперь, когда почти все достопримечательности осмотрены, можно и бреветы тут ездить. А не как обычно, проехать все, и не увидеть ничего.

Изображение
Было

Изображение
Стало

Просто для оценки мастерства. В 2021 году ездил на Джилы Су (эльбрус с севера). Самые красивые виды на Эльбрус к моему приезду затянуло облаками, а на обратном пути вообще дождь пошел. В этом году Ассинское ущелье в Ингушетии, с рекой и башнями, ехал ночью. На перевал Цей-Лоам поднялся утром, но батарейка в телефоне села, фотографий нет. Транскавказскую магистраль (в сторону Южной Осетии) опять ехал в дождь, ничего не увидев. Возле Нижнего Голубого озера, оно же Церик-Гель, одного из глубочайших карстовых озер мира, ночевал, но самого озера даже не видел. К Поляне Азау (Эльбрус с юга) поднимался ночью. В Мезмай не поехал из-за дождя. И даже в плоской Анапе под моим руководством поднимались на единственную высокую смотровую площадку, чтобы увидеть с нее туман. Короче, если надо что-то преодолеть, и ничего по итогу не получить - занимайтесь велопоходами, а лучше даже бреветами, это красиво и интересно.
Ширится ганебная зрада. Зреет генотьба против боротьбы.
Bad_Admin
Randonneur
Аватара
Откуда: Курск, СХА
Велосипед(ы): Colnago (28), Eastway (28), Forward (26)

Сообщение #2 Lutich » 19.12.2022, 01:01

Прочитал с интересом, спасибо за текст и фото *THUMBS UP*
Lutich
Randonneur
Откуда: Курск

Сообщение #3 nzhlsk » 19.12.2022, 08:32

Красиво и интересно. Часа времени, пока ехал на работу, как раз хватило, чтобы прочитать *THUMBS UP*
nzhlsk
Randonneur
Аватара
Откуда: Курск
Велосипед(ы): Cannondale CAAD Optimo

Сообщение #4 KinDzaDza » 27.12.2022, 22:31

очень интересно и познавательно, спасибо!
KinDzaDza
Randonneur
Аватара
Велосипед(ы): Зеленый


Вернуться в Рассказы путешественников

Кто сейчас на сайте (по активности за 5 минут)

Сейчас этот форум просматривают: 3 гостя

cron