Когда в апреле 2018 года я с трудом проехал свой первый 200-километровый бревет в Воронеже, то и предположить не мог, что дойду до неприличной черты и на следующий год проеду 1200 ПБП, а тем более и горную шестисотку с набором высоты почти 13 км. В том же 2018 познакомился с Вовой Михайлич, который бреветы не ездил, и сразу с моей подачи заявился на курскую четырехсотку!.. и проехал! Поэтому, когда он сказал, что поедет со мной SR600, то сомнений у меня не было – Вова проедет.
Раз есть компания, то обязательно надо ехать. За два дня до отъезда заменил 25-ую кассету на новую 32-ую, сменил задний переклюк и цепь. Петух у меня немного подогнут внутрь, но на 25 кассете это никакой роли не играло. С 32 долго возился с настройкой, ничего не получалось. Если цепь переключалась внизу отлично, то вверху плохо, или наоборот. Подкручивал, регулировал, матерился - пофиг. Решил выпрямлю петух, а потом дальше буду думать. Снял, прижал в тисках, назад поставил, и о чудо – всё чётко переключается. Хотел ещё сменить покрышки на новые, но когда убедился, что они 23, а не 25, то сразу менять перехотелось. Переставил стёртую заднюю (уже не видны контрольные точки износа) на перед, переднюю на зад и взял 23-ю в подседельную сумку. Сразу вспомнил, как Саня Талышев проехал всю дистанцию ВОЛа на покрышке, из которой почти по всей окружности топорщились нитки.
Поделки кружка "Умелые ручки"
У Вовы самая большая звезда 30, а спереди он в последний момент поставил самую маленькую 39 (до этого стояла 42). И вел у Вовы винтажный металлический на трубах колумбус, с шоссейными педалями и весом под 11 кг. Но это его не смущало. А волновали его собаки. Панический ужас перед этими божьими созданиями заставил его купить перцовый баллончик. Хорошо, что в магазине не оказалось электрошокера - всем собакам был бы пипец.
Уверенность в том, что я проеду всю дистанцию с каждым днём становилась всё призрачней. Правое колено после ВОЛа не проходило, стоя педалировать не мог – было больно, сидя - кое-как, без нагрузки мог ехать. По совету Андрея Попова и Вовы купил нимесулид, наверное, только для того, чтобы самому себе сказать, что я сделал всё возможное. Если бы не Вова, активно начавший готовится к Северо-Кавказскому туру, я бы отказался от поездки и лечил бы колено. Но, когда сдёрнул Вову, самому отступать уже не можно было. Думал, что если не проеду, так хоть Вову по дистанции немного провожу (…не догоню, так согреюсь). С такими мыслями и собирал вещички.
Я взял отпуск на три дня, Вова - отпросился на три дня, и 26 августа мы из Россоши на поезде ехали в Кисловодск. Погода на время заезда 27-29 августа обещала быть хорошей, только 28 во второй половине дня дожди. В Кисловодске вечером 26-го заселились в заранее забронированный домик со всеми удобствами (даже стиралка и вайфай есть). От вокзала поднялись вверх по центральной улице Кисловодска к месту жительства - проехали мимо храма, от которого стартуем. Мысль, что завтра отсюда надо отправляться на покорение 13 км высоты наводила трепет, а в животе становилось пусто. Поэтому пришлось купить успокоительное – вино и сыр,.. и ещё раз вино на финиш. Вова подосадовал, что не взяли третью бутылку на ночь «перед Эльбрусингом». Домик оказался совсем недалеко от храма (квартала 2-3 выше) и как раз на той улице, по которой ехать в третий день на Джилы-Су.
Время старта рассчитали от обратного: если хотим, чтобы лимит заканчивался в 9 вечера, то стартуем в 9 утра. На том и порешили. Прошвырнулись по городу, выпили вина и спать. Плана преодоления дистанции, как такового не было. Спать (и где спать), или не спать первую ночь? Я был настроен не спать. Но понимал, что всё может быстро измениться. Точку ночлега так и не определили.
Первый день. Подъём в 7. Неспешные сборы и завтрак. Солнце печет, но воздух свеж, и на ходу становится прохладно. Спускаемся к храму (высота 870 м), фоткаемся и стартуем в 9:00.
На коротком участке до Терезе Вова умудряется на ходу познакомится и обменяться телефонами, с обгонявшим его на автомобиле Али, который тоже увлечен шоссером и предлагал взять его в свою компанию, а потом ещё и попереписывался с Али в вотсапе. Так что для Вовы 30 км пролетели незаметно.
Я в заплечный мешок закинул несколько гелей и батончиков, чтобы сделать закладку после Терезе для второй ветки. Туда же положил дождевые штаны. Остановились после Терезе за фермой, запрятал закладку в камнях и поехали дальше по разбитой дороге до перевала Гумбаши уже без остановок.
Проезжали мимо стада коров, переходящих дорогу. На нас молча кинулись две пастушьи собаки. Мы их заметили, несущимися к нам, в метрах 30 от себя, когда пастухи начали их криками останавливать. Послушные собаки развернулись назад. Было жутко… И это только начало тура.
На Гумбаши поднимался второй раз. Первый был на июньской 1000 Горного Следа. В этот раз перевал дался легче – помогал попутный ветерок. Из-за колена стоя не крутил совсем. Через три часа с четвертью после старта достигли КП2 – Гумбаши (2044 м). Кафешка на верху до сих пор не работает. На площадке открылся прекрасный вид на Эльбрус. На Горном Следе это как-то прошло мимо меня.
На фото снежная вершина сливается с облаками, а в реале намного красивей. Фоткаемся, набираем воды и вниз без остановок до Карачаевска. На спуске Вова подотстал, я потерял его из вида. Встретились только в хычинной на выезде с Карачаевска. Каждому по 2 хычина и по два чая, отдыхаем в тени кафешки и через пол часа едем дальше.
От Карачаевска до туннеля в Кумыше идет незаметный спуск, но встречный ветер расслабляться не даёт. В Зеленчукской были в 16 часов. Чувствуется, что поджарились на солнце. Прикинув расстояние до Нижнего Архыза решили перекусить там. А пока съели по батончику, запили сгущенкой, набрали воды. Вода везде отличная, можно пить из-под крана.
По ветерку неспешно докатили до кафешек Нижнего Архыза. И вот счастье – шурпа (местные пишут «шорпа»), чай, 45 минут отдыха, даже вайфай есть. Узнали, что кафэшки закрываются в 7 вечера, поэтому на обратном пути ни на что не рассчитывали. Вова прошвырнулся по торговым прилавкам, я натянул на больное колено чулок и в 17:45 начали подниматься к телескопу с 1170 метров на 2080 м.
У столбика «2 км» сделали закладку – сбросили всё лишнее в лесу под деревьями, даже запаски и рем. комплекты (лень было доставать со дна сумки), оставили только одежу на спуск для утепления. Километровые столбики не давали забыть сколько остается до вершины. Я ехал только сидя, Вова если вставал, то сразу отрывался от меня, потом я его добирал. На верху открывались прекрасные виды на долину реки Большой Зеленчук, по которой я года три назад сплавлялся по большой воде на катамаране.
Поднялись к телескопу в 19:25. Резко стемнело и похолoдало. Фото на КП3 на фоне телескопа и красного закатного неба, отметка времени в карточке, утепление. Прошлый раз я здесь был рано утром и никого не видел. Сейчас же постоянно шныряли машины и кто-то от телескопа кричал, чтобы мы уезжали. Колено болело. Решил выпить МСМ для суставов. Но в темноте ошибся и вместо 2-х таблеток МСМ выпил 2 таблетки нимесулида. Но тогда я об этом ещё не знал. Спускались с Вовой параллельно (по разным полосам дороги), подсвечивая друг другу. На встречу под колёса кидались кучки говна коровьего и лошадиного. Не всегда удавалось от них увернутся. Так много по дерьму не ездил. «Дерьмовый день!» - подумал я – «видимо это к счастью». На спуске обогнали Газельку, забрали закладки, и выехали к кафешкам. И, о чудо! Не все ещё закрылись, кафешка то ли Бон-Пари, то ли Бон-Аппетит открыта. Решили – пьём чай и заправляемся водой. Но пахло так вкусно, что заказали ещё по 2 хычина (один здесь, один с собой). Пока хычины готовились разговорились с хозяевами кафешки – двумя молодыми карачаями. Они удивлялись тонким колёсам, и тому, сколько мы хотим проехать. К хычинам принесли много сметаны и чайник травяного чая. Я бы сказал, что мы объелись и ехать уже никуда не хотелось. Но пришлось. До Зеленчукской прям летелось. Перестало болеть колено и этому я был очень удивлен. Вот это ДА! лечебная еда горцев, или лечебный воздух, или вода лечебная? – думал я. Часто ехал стоя. Жопа, после 10 часов сидения и отбивания на ухабах Гумбаши, кайфовала. Вова был настроен на ночлег, а у меня попёрло. Аргумент – надо успеть во второй день до дождя доехать в Кисловодск. Но таки остановились в гостинице на автостанции в Зеленчукской на ночёвку. Вроде как недорого – за 2-х местный номер 900 р. Душ. Сон до 3:30 и в путь.
Второй день. После Архызских кафешек есть не хотелось – хычины едут с нами дальше до Карачаевска. После туннеля в Кумыше идёт сплошная населёнка. Хочется горячего чая, но в пол шестого утра все закрыто. Местные поведали, что ближайшая заправка с продуктами в Карачаевске, чуть дальше поворота на мост через Кубань, то есть немного надо съехать с маршрута. Заезжаем на заправку, а поворот на Кубань я не замечаю и думаю, что он дальше. Перекус хычинами, чаем и ещё какой-то фигней, немного отдыха и в 6:50 едем дальше. Предстоит подъём с 850 м на 2044. Я уже хотел ехать в сторону Домбая, но Вова и заправщицы меня вовремя остановили, сказав, что Гумбаши в другой стороне. Тут я сообразил, что поворот мы проехали и надо вернуться назад. Ехалось хорошо, колено не болело, и я был этому рад.
После Мар встретили молодого джигита на коне, который пас телят. Он спросил – не надоело ли нам ездить туда сюда по перевалу? Похоже, мы встречаемся не первый раз. Перед смотровой площадкой остановились пофоткаться. Поднимаемся дальше – опять этот же джигит на коне со стадом. На наше изумление, «как он сюда телепортировался?», он сказал, что знает короткую дорогу. Мы посетовали, что не знаем коротких дорог и покрутили к КП4. На вершине перевала меня постигло ещё одно изумление – на встречу нам ехали девушка и парень на МТБвелах, обвешанные сумками-штанами и сзади и спереди, а у парня, кроме сумок–штанов, сзади в кресле ехал ребенок лет 3-х. Как он заехал на Гумбаши? – я не знаю! Я им аплодировал.
Фото у знака курорта Мара в 9:36, который Вова уже успел обозвать «всероссийским», спуск по разбитому и латаному асфальту, лавируя между нашлепок и ям. Ожидали встретить вчерашних собак-пастухов, но не повезло. Забрали съестную закладку в камнях и остановились у родника набрать воды. Вова у всех встречных интересовался животными на маршруте (видимо зоопарка на ВОЛе ему было недостаточно), и качеством асфальта. Местный товарищ у родника поведал об источнике нарзана у нас по маршруту в Красном Востоке и советовал обязательно туда заехать. Только тут я сообразил, что вчера выпил ошибочно 2 таблетки нимесулида. Всё стало на свои места. Только непонятно, почему ТАК ДОЛГО не болит? Закралась мысль, что что-то есть лечебное в горном воздухе…
Отметившись в 11:15 в Терезе на КП5, повернули на вторую 50 километровую ветку маршрута. Отъехав недалеко от посёлка, спрятали под деревом тёплые и ненужные вещи, забрали с собой дождевые и одну велоаптечку и покрышку на двоих. Перевалив через первую горку (подъём с 1070 до 1250 метров) спустились в Красный Восток (950 м), напились и набрали нарзана.
Хотели перекусить, но кафешек не оказалось. Местный горец нас угостил солёной высушенной телятиной. Мне достался кусок побольше, и я ел его километра 2, а потом отдал Вове (мне уже не лезло – хотелось нормальной еды). Сразу в Красном Востоке начался подъём на перевал. Мы проголодались, и перевал (1360 м) дался не так легко.
На спуске опять оторвался от Вовы и минут на 10 раньше его приехал в Новую Джегуту (780 м), где надо было повернуть налево в Кызыл-Кала (1130 м). На повороте купили жареных пирожков с мясом, лимонад «Грушу» и тут же заточили. Жизнь приобрела смысл. Даже кучи мусора возле лавочки не портили настроения. В Кызыл-Калу через Джегуту ведет небольшой подъём, так, что быстро не разгонишься. Судя по отзыву Вовы ему это место «понравилось». Самыми скромными словами были «дыра», «зона отчуждения». Вова высмотрел на местных огородах ухоженную коноплю и сказал, что отсюда надо валить, как можно быстрее. Я был согласен, потому что заходила дождевая туча.
Быстро сфоткались на КП 6 в 15:00, обоссали бурьян за остановкой и назад уже без остановок (извините за каламбур) через перевал до Красного Востока. Опять набрали нарзана, перекинулись парой слов с джигитом, который угощал сушеной телятиной, пожелали удачи и опять вверх-вниз, забрали закладки и под знаком Терезе (КП7) сфоткались в 18:10.
Начал накрапывать дождь, одеваем дождевики и по приятному незаметному спуску едем от Терезе к Кисловодску. Скорость местами за 40. Дождь усиливается. Приходится натянуть пакеты на ноги. Трафик машин сплошной. Едем со скоростью потока в надежде высушиться в Кисловодске. Кисловодск нас встречает сухим асфальтом. В городе приходится лавировать между машинами. «Понравились» вдоль дороги в Кисловодске сливные решетки «смерть велосипедиста», если попал на неё, то сальто гарантировано. По пути зашли в Магнит за продуктами на сегодня, на завтрашний выезд и в дорогу. В Магните спиртное не продают совсем. Пакет набрался продуктов большой, так что пришлось от магазина до жилья идти пешком. За два дня проехали ~ 430 км с набором высоты 7000 м. Завтра будет самое веселое… 168 км и 5800 м набора.
Дома в 20:00. А рассчитывал вернутся к 18. Много времени ушло на болтовню с кавказцами. Ну как без этого? Нужно ведь пропитаться местным колоритом? Сушу обувь феном. Вова находит в доме бутылку пива, и с аргументом, что без спиртного он не сможет нормально расслабиться и уснуть опустошает её. Решаем выезжать в полночь. Запас 21 час. Должны бы успеть. Спать остаётся 2 часа. Гремит гром, сверкают молнии. В Кисловодске начался грозовой ливень.
Третий день. Перед стартом небольшой перекус пюрешкой и выезд в 00:15. Стартуем. Ливень закончился, дорога мокрая. До Барана 10 км и 700 метров набора (средний 7%). Читал, что этот участок плох, но нам повезло – до Барана уже лежал новый асфальт. Не отремонтированными остались метров 200 до и после – этакая ничейная земля между Ставропольем и Кабардино-Балкарией, погран зона, специально не покрывается, чтоб можно было видеть, кто перешел границу…
Возле Барана (КП8 – 1570 м) в 1:36 фоткаемся – в темноте фигово получается, чего-то, да не видно: либо номера, либо барана. Подъезжают на машине двое парней и девушка, тоже хотят сфоткаться с бараном в свете фар! и это среди ночи, фиг знает где от города. Ловим момент со светом - делаем более-менее хорошее фото. Слово за слово – откуда, куда. Оказывается, это брат Белгородского волейболиста олимпийского чемпиона Шипулина. Вова по привычке спрашивает про животных и асфальт. Ему отвечают, что всё норм, собак нет – есть шакалы, асфальт тоже норм, но на спусках в повороте аккуратней, чтоб не вылететь, а то полёт займёт метров 200 вниз. «А вообще, нужно иметь нож. Я всегда с ножом езжу» - подбадривает нас джигит. Потратили много времени у барана – едем дальше, спуск к Кичи-Балык, затем затяжной подъём до высоты 2020, и вот мы перед спуском к Долине Нарзанов. Холодно. Утепляемся и вниз 7 км на 700 метров спуска (средний–10%). Путь назад будет не простым. Пока долетели вниз руки в перчатках задубели, потом начался муторный подъём, скорость никакая, местами снижается до 5 км/ч. Иногда слажу иду метров 100 пешком и дальше еду. Вова тоже. На более крутых участках Вова от меня уезжает, на выполаживании (если 8-9% можно так назвать) я его догоняю. Ещё не рассветает, а уже пошли первые машины в сторону Джилы-Су. Основной подъём одолели, начались переменные градиенты, стало легче. Появилось очертание Эльбруса, которое сначала было серым, потом красным от восходящего солнца, а потом белым. Красота! Дух захватывает.
Вот одолели самую высокую точку этого хребта (2230 м). Пора утепляться и вниз к реке Харбас на 1770 м. На спуске Вова опять отстал. Оказывается, у него колодки не дружат с ободом и тормоза вялые. На спуске он осторожничает. На подъёме у Дома Лесника на меня кидается огромный пёс (то ли кавказец, то ли другая порода), страшно гавкает и бежит за мной, но не кусает. От неожиданности чуть не падаю. Неподалёку был бородатый хозяин, перегоняющий стадо телят, он прикрикнул на пса, и мы благополучно расстались. На всякий случай предупредил хозяина, что сзади едет ещё один велосипедист.
Предстартовая пюрешка давно перегорела. Надо было что-то посерьёзней кушать. Сил нет. Сгущенка и гели не особо помогают. Хочется жрать. Подъёмы не даются. Местами иду. Взошло солнце и сразу стало жарить. Останавливаюсь отдохнуть минут десять. Прячу в мелком густом леску тёплые и дождевые вещи, лежу на асфальте. Подъезжает Вова, жалуется на голод и делает то же самое. Через минут 50 едем дальше. Нас ждет высота 2500 метров.
На ходу понимаю, что с одеждой погорячился - холодный воздух пронизывает жилетку, руки мерзнут. Возвращаться не буду. Подсовываю под жилетку целлофановой пакет – так вроде лучше. Вот и самая высокая точка маршрута. Открывается вид на ущелье реки Малка. Красиво и жутко. Отвесные стены, всё ущелье в темноте. Солнце туда не просвечивает. Вова обозвал всё это «преисподней». При моём физическом состоянии, из преисподней придётся выбираться пешком.
Серпантинный спуск очень крут, машины спускаются медленно, обгоняю несколько машин, пару раз блокирую заднее колесо, но все удачно – вот я и внизу, а теперь пешком по противоположной стене наверх. К кафешке (КП9) на развороте приехал в 10:15.
В кафе не пускают – шурпа, лагман и чай на вынос. Никакого тебе варенья и разных сладостей. Пока ем подъезжает Вова. Прикидываем свои шансы на успешный финиш. Должно всё получится – главное поесть и набраться сил. В 11:15 отчаливаем. Первые же подъёмы показывают, что силы не возвращаются. Опять пешком в подъём от Малки на 2,5 тысячи метров.На верху свирепствует встречный ветер, но общий уклон позволяет на него не обращать внимания. У Домика Лесника ещё раз шурпа и в подъём от Харбаса большей частью пешком, спуск в Долину Нарзанов, и опять подъём - большей частью пешком.
Вова стер шипы и едет уже на топталках. Остаётся самая малость – спустится в Кичи-Балык и небольшой подъём до Барана. Преодолеваем быстро и в 19:00 Вова у Барана произносит: «гэймовер». Ровно 58 часов мазохизма. Концерт окончен, аплодисменты, цветов не надо – на душе облегчение. Хочется расцеловать простреленного Барана. И жаль, что бутылка финишного вина не спрятана рядом с ним. Вова предложил поднять велы над головой и сфоткаться. Я сказал, что пижонить не буду, а Вове пижонить одному было в падлу.