Собираемся на бревет 1200 км

Алексей Ходов

До старта главного события рандоннерского сезона в России – бревета “Вологда-Онега-Ладога” осталось меньше месяца, и многих, решившихся на преодоление 1200-км дистанции впервые, одолевают достаточно однотипные вопросы.
Небогатый, но какой есть, опыт, подсказывает, что соратники со своими вопросами потянутся почему-то ко мне. Причем каждый отдельно, и замучаюсь я отвечать несколько раз одно и то же. Поэтому решил заранее описать все, что думаю по поводу ваших вопросов – так будет проще.
Заранее предупреждаю что все написанное – мое личное мнение. Так, как поступил бы я сам. Более того, на момент написания этой статьи я и намереваюсь поступить именно так. Соответственно, делайте поправку на свою реальность.


Ориентирами при сборах являются:
1. Прохождение бревета “на прохождение”. Финальный результат имеет значение, но не является целью.
2. Достаточно высокая степень автономности в плане ремонта и сна. А вот питание – в виде НЗ и кошелька.
Т.е. так, как я ехал ПБП. Тогдашний результат 88ч16м на ВОЛ хотелось бы улучшить, но специально для этого я делать ничего не буду. Получится – хорошо, не получится – и ладно.
Начну с того, что беру с собой на бревет. Имеется в виду – непосредственно на дистанцию, без учета дороги до старта и после финиша домой.

Ремонтный набор
repairСамый обычный.
Мультитул с выжимкой, шестигранниками и спицевым ключем.
Набор латок, монтажки.
Запасной замочек на цепь (можно не один), кусочек цепи про запас (правда, 10-скоростные цепи на новый шоссер я еще не покупал – буду побираться, может, у кого есть остаток после укорачивания). Научен уже – цепи на бреветах не рвал (меняю вовремя), но гнул с впечатляющим результатом. Как минимум, можно ампутировать поврежденный участок цепи. Как максимум – с помощью двух замочков заменить этот кусок. Операция не требует умения пользоваться выжимкой на “зажим”, и доступна практически при любой кривизне рук. Замочки можно заменить на пины, по вкусу.
Насос. Хороший, это важно. В случае серии проколов трата сил на накачивание шоссейного колеса плохим насосом может стать фатальной для успеха на бревете. Хорошие шоссейные насосы – Topeak серии Morph. Они бывают с манометром и без, большие и маленькие – главное, что насос имеет шланг и упор для ноги, т.е. качать им можно почти как большим напольным, без риска сломать нипель.
Камеры. Много. Сколько не лень везти (мне не лень 4 штуки). Чтобы не клеиться.
Запасная покрышка. Порез покрышки очень тяжело поддается лечению, а порезаться можно, просто съехав на обочину – фиг знает, что там в травке валяется.
Запасные шипы. Я поеду в шоссейных контактах, присутствует риск сломать пластиковый шип. Добыть луковский шип будет крайне проблематично. Для SPD не актуально.
Смазка – опционально. По-хорошему, надо смазывать цепь, хотя ПБП я проехал без дополнительной смазки, на трансмиссионке “от Олега”, даже не смотря на дожди. Однако, это были короткие дожди. Но в самом худшем случае до ближайшей автомастерской/шиномонтажки добраться можно и на сухой цепи. А накапать в крышечку от пластиковой бутылки любого масла, хоть отработки, еще никто не отказывал. Перенести это масло на цепь с помощью палочки тоже не сложно. Ну и кусочек ветоши удалить излишки тоже не помешает.
Рекомендую иметь рядом перчатки для “грязной работы”. Помыть руки прямо на месте ремонта возможность есть не всегда. Хотя сам до сих пор перчатки не возил, никогда не поздно исправиться.
По “железу” – все. Если велосипед не был подготовлен заранее, то на самом бревете дергаться уже поздно. А если вы сложили колесо, то шансы купить новое на маршруте ВОЛ будут минимальными, чай, не Франция. Хотя – будут. Заниматься ремонтом кареток-втулок и прочих узлов, которые я и дома ремонтировать не очень умею, не предполагается. Кроме того, какая-то техпомочь будет со стороны организаторов, подробности лучше у них узнавать.
Одежда
“Наши южные гости оказались лучше готовы к ночному холоду, нежели мы. Всё оказалось просто: Они ехали на север, и набрали теплой одежды, мы же вроде как ехали на юг.” – из отчета Д. Галибина (Архангельск) о ВОЛ-2008

Кто не читал отчеты о прошлой редакции (еще не поздно), может сильно удивиться, когда ночная температура опустится до неприличных для лета значений. Вот такое оно, северное лето, что поделать. Причем, это не гарантирует отсутствие жары днем.
Поэтому я беру с собой:
2 комплекта короткой велоформы. Один одену на себя на старте, второй уедет на дистанцию в машине, и где-то посреди маршрута они сменят друг друга. Можно и не менять, это вопрос восприятия мира – мне это делать  в майке, одеревеневшей после полутора-двух суток дороги, будет тяжело. Про велотрусы вообще скромно умолчу.
рукава-чулки. Это элемент терморегуляции – можно утепляться или наоборот по желанию частей тела. Мне, например, важно держать колени в тепле, поэтому даже днем в 20 градусов я предпочту одеть велочулки, но вполне обойдусь без рукавов. А на ночь можно одеть и то, и другое.
жилет от ветра, в моем случае он же – светоотражающий (напоминаю, наличие светоотражающего жилета, как и шлема, является обязательным по условиям организаторов). Я ночью мерзну. Даже если днем было +42. Поэтому жилет обязательная часть моей экипировки, и очень удачно, что он совместился со светоотражающим.
носки. 2 пары.
перчатки. 2 пары с короткими пальцами, одна с длинными (на случай холода).
А вот дальше будет немного неочевидные вещи:
майка с длинным рукавом и длинные штаны без памперса. Естественно, велосипедные по форме, и, естественно, теплые по сути. Это я уже перестраховываюсь, но холод в последнюю ночь ПБП до сих пор снится мне в кошмарах. До этого я три ночи как-то обходился вышеперечисленным набором, но в последнюю ночь энергии на собственный обогрев у моего организма уже не хватало. Поэтому одел поверх велотрусов и чулок еще и штаны, которые до этого самоотверженно 1000 км тащил без пользы. А вот верх утеплить было уже нечем, а когда еще и заснул на скамейке у дороги в +14… Знакомый француз написал мне, что эту ночь сначала ехал, одев на себя пакет для мусора, а потом на КП набрал у жены “гражданской” одежды. А тут будет российский север, хоть даже и южная его часть, да и с женами на маршруте все сложно. В общем, я теплое беру.
бахилы. На случай дождя. Ноги все равно промокнут, но останутся теплыми. По понятным причинам, это важно.
кепочка-подшлемник. На тот же случай.
виндстоперные наколенники. На ПБП недостаточное утепление коленей чуть не привело к сходу, но там были врачи и хитрая мазь, которая помогла.
Насчет дождевика и водонепроницаемых штанов, я еще в раздумьях. Дело в том, что в дождь ехать во всем водонепроницаемом банально жарко. Поэтому в случае “набегающих” дождей лучше мокнуть и сохнуть снаружи, чем промокнуть изнутри, запариться, и не сохнуть почти совсем. Тем более, что современные материалы греют даже будучи мокрыми. Возможно, заброшу эти предметы в бэгдроп.
К вопросам одежды относится и борьба с комарами. О ней надо помнить, пожалуй, только то, что лучшая защита – это нападение. В данном случае – поменьше стоять, не давая комарам возможности прицелиться. Химию я не приветствую – бревет дело непредсказуемое, мало ли каким местом к какому доведется прикоснуться. Для гусар уточню – сон на мате, прикрыв глаза рукой, обрызганной чем-нибудь отпугивающим, может отрицательно сказаться на здоровье.
А еще есть чудесное изобретение – бафф. Это такой… такая… в общем, универсальная штука. Хоть повязка на лоб, хоть уши закрыть, хоть шарф на шею, хоть напульсник, и еще куча других, не менее удивительных применений простого куска ткани. Гугл все о нем знает.
Гражданскую одежду для поезда – пересадки в Москве – прогулок по Вологде и Питеру не рассматриваю.

Аптечка

К составлению аптечки для ПБП я привлекал лучшие умы нашего форума. Все потому, что шансы объяснить, что мне надо, французскому аптекарю, в моем случае весьма невелики. Столь же невелики шансы что-нибудь серьезное получить – фиг там хорошее обезболивающее без рецепта купишь. У нас с этим попроще, но лучше иметь с собой, т.к. аптеки в легенде не обозначены, да и перегоны без населенки будут довольно большими.
Бревет 1200 км – это мощнейший удар по любому, даже самому богатырскому здоровью. Изнуряющие нагрузки, резкие перемены климата, неправильное питание могут многое, и в основном – плохое. Например, по американской статистике, причинами схода с ПБП по состоянию здоровья являются: желудок (пищеварение) – 25%, шея – 16%, колени – 11%, переохлаждение – 9% (источник). Поэтому при наличии каких-то хронических заболеваний нужно иметь лекарства на случай их обострения по ходу бревета. Например, моя ахиллесова пята – как раз пищеварение (это кроме коленей и шейного остеохондроза :)), поэтому моя аптечка ориентирована на нее.
Мезим. Как раз для улучшения переваривания пищи. Ну или его более дешевый аналог фестал.
Активированный уголь. Вдруг отравят.
Лоперамид. Если уголь пить уже поздно (если что – это дешевый аналог дорогой торговой марки “Иммодиум”, а действующие вещества у них одинаковые).
Парацетамолсодержащее. На случай простуды. Я собственно парацетамол и беру.
Стрептоцид. Он компактнее перекиси водорода, в пакетиках по 2 грамма.
Обезболивающее. По вкусу.
Аспаркам. Калий и магний, по 1 таблетке в день, для профилактики судорог.
Бинт. К стрептоциду.
Лейкопластырь бактерицидный. Думаю, понятно. А еще им можно приклеить что-нибудь куда-нибудь.
Бальзам “Спасатель”. Реально спасатель вашей “зоны контакта с седлом”. Особенно если начать мазаться до появления причины боли. Средство проверенное, дешевое и надежное. Специальными кремами я не пользовался, и не собираюсь – “Спасатель” устраивает.
Влажные салфетки. Много. Пригодятся 100%, например, перед использованием “Спасателя”.
Ну и все, что понадобится лично вам.
Как обычно, есть неочевидные вещи. Например,
мазь “Капсикам”. Финалгон все знают? Вот это то же самое, только удобнее. Он действует меньше. Намазавшись финалгоном перед холодной ночью, нужно быть готовым к тому, что действовать он будет и следующим теплым днем. А капсикам к утру “рассосется”. А с учетом того, что согревающим может случиться мазать не только колени, но и даже просто мышцы, например, рук – “Капсикам” лучше.
мазь “Вольтарен”. Это уже лекарство. Он не греет, но лечит, если забыли вовремя намазаться “Капсикамом”.
глюкоза в таблетках. Копеечное средство в борьбе с заголоданием, мгновенно доставляет собственно глюкозу куда следует. Даже если пропустить своевременный прием пищи, глюкоза не даст заголодать.
Небольшой совет. Для мазей лучше иметь с собой медицинские перчатки (не тонкие латексные, а полиэтиленовые, широкие). Тот же “Капсикам” снабжен специальной пластиковой “мазилкой”, но руками втереть его гораздо эффективнее. Только руки потом надо тщательно помыть с мылом, иначе он начнет действовать, не разбираясь в деталях. Перчатки спасут при отсутствии возможности помыть руки, а места они совсем не занимают.
Сюда же следует отнести и спецсредства в виде питательных гелей и изотоника, но это дело вкуса. Кто-то вообще без этого обходится. Я – нет. Поэтому беру и гели, и изотоник, и всякие растворимые таблетки (солевые, кофеиновые). При наличии глюкозы в таблетках, без карбо-напитков могу и обойтись. Причем порошки заранее раскладываю в пакетики по порциям, и беру с собой только необходимую часть, остальное ждет в бэгдропе.
И отдельный момент – витамины. Можно есть фрукты по ходу, но я возьму витамин С в таблетках. В условиях повышенной нагрузки на иммунитет, очень пригодится.
Причем могу обратить внимание на то, что негативные последствия такой нагрузки могут проявиться уже после финиша. Поэтому то, что не понадобилось на маршруте, вполне может пригодиться по дороге домой (мы с Бочаровым, например, оба простыли уже после финиша ПБП).
Аптечку лучше иметь свою – ее обладателя рядом может не оказаться.

Всякое

Биви. Ни разу не воспользовался им на бревете, но пусть будет. Мне с ним спокойнее. Да и комары, опять же…
Крылья. Мне не нужны. Без переднего можно обойтись, заднее есть чем заменить, см. далее.
“Питьевые устройства”. На длинных бреветах гидратор я не использую, т.к. чистую воду не пью, а изотоник за 90 часов там оживет. Поэтому два флягодержателя на раме, бачок для изотоника, и место для чего-нибудь, типа колы (по этой причине флягодержатели алюминиевые), или второго бачка с энергетиком (ночью).
Небольшое полотенце. Может пригодиться на финише, например – вдруг будет возможность сходить в душ. С собой везти не обязательно.
Кусочек мыла. Маленький, в полиэтиленовом пакетике.
GPS. Не имею, но что-то мне подсказывает, что зря. Если бы я писал бумажную легенду для 1200 км, то точно лево-право несколько раз перепутал, а эта болезнь распространенная.
Свет. Белые ночи и все такое, однако передний фонарь понадобится как минимум в качестве габарита. Аврора, у меня другого все равно нет, 3-4 аккумулятора в запас. На весь бревет в минимальном режиме их хватит. Задних фонарей беру два, они у меня крепятся на перья с обоих сторон. Обязательно два, т.к. эти фонари имеют свойство ломаться – на ПБП регулярно можно было наблюдать отлетевшие крышки и разлетевшиеся батарейки. Ставить оба сразу на велосипед не обязательно, как не обязательно их одновременно включать. Хотя хуже не будет.

Перевозка багажа
“- А теперь, господа, пристегнитесь. Сейчас со всей этой фигней на борту мы попробуем взлететь”. Стюардесса из анекдота.
Вы уже ужаснулись количеством барахла? Но это только на бумаге много, а на деле это не очень большой объем, на самом-то деле, видел и побольше. Но и его надо как-то везти.
Нет у моего шоссейника возможности установить багажник. Консольный я сам не хочу ставить – он плохо влияет на распределение массы по велосипеду, вес уходит назад, что приходит к уменьшению сцепления переднего колеса и повышению вероятности проколов заднего. Везти все вышеперечисленное в рюкзаке – спина отвалится.
Поэтому я уже второй раз буду использовать специальную подседельную сумку большого объема, и небольшой рюкзак.


С подседельной сумкой я проехал ПБП, так что, можно сказать, вариант проверенный. Тогда у меня была самодельная сумка, теперь купил готовый вариант на сайте http://fast-n-light.io.ua/.

Сумка без недостатков, но у кого их нет? Она тоже сзади, но все же ближе к основной массе (ко мне), и не жесткая – сама отрабатывает ударную нагрузку, в отличие от консольника. Есть, конечно, вопросы в плане совместимости сумки и карбонового подседела, но, думаю, 2 кг к моим 70 критичной нагрузки не сделают. Суровые курские велосипедисты даже консольный багажник на карбоновый подседельник ставили. (Подседельник, правда, сломался в конце концов, но, говорят, что из-за перетяжки крепления)
В подседельной сумке поедет одежда. Вся, которую возьму с собой, а остальная поедет в бэгдропе. Запасная покрышка и пара камер. Вес составит около 2 кг.
В рюкзаке на спине – ремнабор, насос (т.к. на раму ставлю два флягодержателя, места для него не остается), аптечка. Минимальный запас еды (сникерс, кола и т.п.), изотоник, биви. Еда на ходу в виде гелей – в карманах майки (правильный рюкзак не мешает до них добираться). И фотоаппарат в передней сумке на раме. Периодически в рюкзак будут перемещаться ненужные в данное время предметы одежды (например, жилет). Его вес составит около 3 кг, а такая нагрузка на спине почти не ощущается.
Т.е. то, что нужно под рукой – в рюкзаке. То, что можно (и нужно) достать на привале – в подседельной сумке.
А еще подседельная сумка избавляет от сомнений по поводу заднего крыла, т.к. фактически этим крылом и работает. Поэтому вещи в ней лучше упаковать в пакеты.
От лишнего по ходу бревета избавиться проще, чем добыть недостающее.

О самом главном

Как ехать бревет, советов давать не могу. Тактика прохождения бревета строго индивидуальна, и должна строиться вокруг собственного опыта.
Мой опыт говорит о том, что нужно иметь план движения. Который должен учитывать время движения, остановки, а также накопленный запас времени, которое можно тратить на сон. Есть готовые решения – для ПБП одним добрым человеком была нарисована специальная расчетная таблица. Я ее немного модифицировал для ВОЛ, и предлагаю воспользоваться. Таблица расчета графика движения. Данные в ней актуальны на момент составления, если организаторы что-то изменят в маршруте, табличку придется поправить. Правда, в моих кривых ручках она немного сбоит – можно наблюдать странные цифры типа 84:60, но “по сути то он прав!” В ней сейчас забит мой предполагаемый план движения и сна.
Не забываем, что важно не просто проехать 1200 км за 90 часов, но и приезжать на КП до их закрытия.
План не должен быть “под флажок”, т.е. не стоит планировать на все 90 часов. Не дай бог от такого плана отклониться не в ту сторону. Лучше запланировать, например, 87 часов – с неприкосновенным запасом. А если есть желание попробовать проехать “на результат”, то я бы сделал несколько планов. Например, “оптимистичный”, “реалистичный”, и “резервный”, чтобы переключаться между ними, при необходимости. Потому что по ходу бревета внести изменения в план будет очень проблематично, там достаточно сложные расчеты.
План нужно распечатать, защитить от воды, и беречь как зеницу ока. На нем же можно делать пометки касательно фактического времени прибытия-убытия с КП. Кстати, неплохо иметь часы под рукой (на руке) – они есть в велокомпьютере, да, но всегда ли велокомпьютер будет рядом? Телефон с будильником нужен само собой, пригодится, чтобы проснуться в назначенное время.
Помним, что до 600 км время работы КП рассчитывается из средней скорости 15 км/ч, затем скорость падает до 11,42 км/ч, а после 1000 вырастает до 13,333 км/ч. Но это не повод расслабляться – с накапливающейся усталостью и недосыпом, и 11,42 км/ч не всегда удержать удается. Поэтому я планирую как можно больше проехать за первые сутки – это время, когда еще можно достаточно легко ехать без сна, и создавать запас времени.
Собственное “изобретение” (на самом деле, подсмотрено у профиков и модифицировано) – Таблица КП. Название – расстояние от предыдущего – расстояние от старта. Ее можно закрепить на выносе, а можно – склеить скотчем в виде кольца на руле. Так, чтобы его можно было вращать. В результате расстояние до следующего КП всегда под рукой. Ее тоже нужно защищать от воды, наиболее простой способ – заклеить скотчем с обоих сторон.
Ну и все, пожалуй. Чем мог.

Обсудить статью, насущные вопросы, высказать мнение и пожелания – на форуме клуба.

(3622)