Перевозка велосипеда в самолете

Упаковка велосипеда для перевозки в самолете – проблема, с которой рано или поздно сталкивается любой рандоннер или велотурист. Множество интересных мест и мероприятий находятся только в самолетной доступности. И даже если туда есть поезд, дорога потребует слишком много времени, которое можно провести с большей пользой. Но многие избегают самолетов, опасаясь за сохранность велосипеда.
Эти опасения нельзя назвать необоснованными – если персонал аэропорта задастся целью поломать ваш велосипед, не спасет и металлический кофр. Тем не менее, в подавляющем большинстве случаев аккуратно упакованный велосипед благополучно долетает даже в мягком чехле. Утверждаю на собственном опыте из 26 перелетов с велосипедами.

Важно. Речь в статье будет идти только о мягких чехлах. Жесткие и полужесткие кофры надежнее, но с ним нельзя ездить на велосипеде. По прилету придется добираться до места жительства на транспорте, договариваться насчет хранения (или платить за камеру хранения), а если прилет в одну точку, а вылет из другой, то я слабо представляю, как быть в такой ситуации. А еще это лишний вес, и не всякий кофр с велосипедом и напиханным внутрь барахлом укладывается в норматив веса.
Есть еще вариант с картонной коробкой, выбрасываемой по прилету, но возникает проблема с добычей коробки на обратную дорогу. Проблема решаемая, но, на мой взгляд, излишняя.

Мягкий чехол лишен этих недостатков. Сразу по прилету можно собрать велосипед, и уехать из аэропорта прямо на нем. Хороший чехол может быть достаточно компактным и легким, и не создаст особых проблем в походных условиях.

Вот так делать не надо, не экономьте на важном.

Сейчас нет проблемы найти хороший чехол. Можно даже заказать по индивидуальным размерам, из ткани на выбор.
Лично я летаю с купленным еще в 2008 году чехлом “Снаряжение”. Он тяжелый, более килограмма, и не очень компактный, но прочный, надежный, и удобный. Самолетов он видел больше, чем я (одалживал друзьям), а поезда сосчитать уже невозможно. Местами протерся и заштопан, но до сих пор годен к службе.

Мягкий чехол также годен и для велотуризма, я упаковывал в него и палатку со спальником и пенкой, но рандоннерам лучше сразу привыкать не возить лишнее. Поэтому рассматриваться будет перевозка велосипеда с минимумом дополнительного багажа. Также, я рассматриваю только адекватные авиакомпании, принимающие велосипед как багаж без учета габаритов, или этот габарит 203 см по сумме измерений (например, Аэрофлот или S7). Неадекватные авиакомпании могут заставлять упаковывать велосипед в 158 см, а это уже задача другого порядка. Мне проще не связываться с такими перевозчиками.

Правильно упакованный велосипед – это минимальный объем при максимальной защите, но так, чтобы собрать велосипед можно было достаточно быстро. Набив руку, мне на сборку-разборку велосипеда в аэропорту требуется меньше часа. Но лучше, конечно, так не делать, и упаковывать велосипед в спокойной обстановке, без спешки.

Переходим к практике.

1. Снимаете педали. Это, надеюсь, понятно. Ключ взять с собой.
2. Снимаете седло с подседельником. Обязательно, если этого не сделать, вы рискуете не попасть даже в аэропорт, потому что чехол с велосипедом может не влезть в интроскоп на входе (не шутка, прецедент был). Само седло с подседельника можно не снимать, и потом не забудьте положить его в чехол.
3. Снимаете переднее колесо, и закрепляете его к раме стяжками (прочными), проложив между колесом и велом что-нибудь, чтобы не поцарапать спицами раму. Колесо к раме постарайтесь закрепить так, чтобы оно не касалось рамы спицами – поцарапает. То же касается оси, лучше использовать пластиковые “колпачки” от новых колес, и заткнуть ими ось с обоих сторон, чтобы защитить не только раму, но и чехол. Эксцентрик упаковать отдельно (вместе с педалями и педальным ключом).
Важно! В последнее время в европейских аэропортах заставляют спускать колеса. Явление массовое, начиная с 2015 года я попадаю на это практически постоянно. Требование абсолютно тупое, от перепада давления колеса не взорвутся, даже если самолет улетит в космос. Но авиабезопасность это не волнует, поэтому если попросят – придется спускать (поэтому зафиксируйте колеса так, чтобы ниппеля были доступны). И очень велики шансы на то, что велосипед долетит с пробитыми камерами и поцарапаным ободом. Обод и покрышку можно защитить толстым трубчатым утеплителем или более компактным (но менее надежным в данном случае) эластичным бинтом. Я теперь буду прикрывать нижнюю часть колеса куском трубчатого “утеплителя”.
4. Задний переключатель или снимаете совсем (желательно вместе с петухом, можно оставить болтаться на цепи, просто притянув его стяжками к перу), или ставите на большие звезды спереди и сзади, и притягиваете лапку переключателя к перу стяжками.
Цепь, оставленная на большой звезде системы, неплохо защищает зубья от повреждений, но имеет свойство слетать при перевозке. Поэтому цепь так же можно притянуть стяжками к перу, а дополнительно и к самой большой звезде.
Кроме того, для защиты переключателя можно использовать упаковочные материалы, идущие с новым велосипедом, или купить защиту переключателя в магазине, типа такой:
Общий принцип защиты – велосипед не должен лежать на переключателе. Поэтому можно просто сделать так, чтобы что-то выступало больше, чем переключатель. Одно время я использовал “основу” от новой кассеты, прикрепленную к дропауту. Но это не надежно.
5. Всю трансмиссию закрываете чем-нибудь, чтобы не испачкать чехол.
По итогу, из трансмиссии должно получиться нечто подобное:
6. Снимаете руль с выноса, и аккуратно убираете его внутрь рамы. Тут мне с плоским рулем проще, с шоссейным придется повозиться. Надо защитить манетки, и закрепить руль так, чтобы с ними ничего не случилось. Пупырчатая пленка поможет. При необходимости, можно провернуть манетки на руле вовнутрь. Вынос с вилки не снимайте, просто проверните вовнутрь.
В вилку очень желательно поставить распорку. Они идут в комплекте с новым велосипедом, но быстро ломаются. А с моим чехлом в комплекте шла плотная защита вилки, и после того, как кончились запасы распорок, пользуюсь ей.
Чтобы потом проще было собрать вел обратно, поставьте метки, чтобы по ним поставить руль так же, как он стоял.
7. Раму можно обмотать эластичным бинтом – он не объемный, но от царапин защищает достаточно эффективно. Им же можно закрепить колесо и руль к раме.
Также, к раме прикрепляются вещи, которые нельзя брать в салон (ремнабор, ножи). Кроме того, в чехол можно положить и велотуфли, и одежду. Смотрите сами, главное – уложиться в норматив авиакомпании, обычно 20-23 кг. Ни в коем случае нельзя бросать в чехол незакрепленные вещи – или потеряются, или поцарапают велосипед. Небольшая подседельная сумка или рюкзак прекрасно помещаются под нижней трубой рамы (туда же на обратном пути можно положить 2-3 бутылки местных сувениров, но тщательно завернутых в велоформу).
В итоге, должно получиться что-то такое:
Лайфхак. Сфотографируйте вел на телефон после того, как разберете его! Потом, когда будете собирать его снова, на обратном пути, не нужно будет вспоминать/придумывать, как все упаковать, а посмотреть на фотку, и сделать все так же.
8. Будьте разумны в объемах упаковочного материала, потому что со всем этим вам еще ехать из аэропорта и в аэропорт.
9. И последним этапом, упаковав вел в чехол, стяните излишки объема чехла веревкой или резинками. Это, на самом деле, самый важный этап – если багаж не выглядит большим, то и вопросов он не вызовет.
Мой вел обычно получается больше 203 см, где-то 210, но за счет аккуратной и компактной упаковки, никогда вопросов не вызывал.
И еще лайфхак. Если при упаковке используются стяжки, позаботьтесь об инструменте для их снятия. И этот инструмент должен быть доступен, а то я как-то упаковал нож в сумку, закрепленную стяжками под рамой, но чтобы до него добраться, нужно было разрезать стяжки. В итоге, пережигал стяжки зажигалкой, прямо в здании аэропорта Вероны. Теперь кладу небольшой ножик, завернутый в полиэтилен, во фляжку, которая “едет” на раме.

Если с хранением упаковки проблемы нет, то ничего не мешает обложить разобранный велосипед картоном, или другими защитными средствами, прямо внутри чехла. По надежности такой вариант не уступит картонной коробке.

Успех в деле авиаперевозки велосипеда зависит в основном от аккуратности при упаковке, и удачи. В любом случае, от царапин велосипед не умрет. Самое неприятное, что случалось у меня – глубокие царапины на раме (сам виноват, колесо плохо прикрепил), и сломанная спица с глубокой царапиной на ободе. Не смертельно, при наличии запасных спиц.

P.S. Перевозка велосипеда с дисковыми тормозами чуть сложнее, нужно защищать еще и тормозные диски. Я поступаю просто – диски у меня шестиболтовые, поэтому с переднего колеса диск я просто снимаю, и упаковываю его отдельно (вместе с велосипедом, не берите в салон – могут быть проблемы на досмотре). Диск с заднего колеса снимать мне лень, да и он частично прикрыт рамой, поэтому просто прикрываю его “подручными средствами”. Например, велотуфлями. Фотографий, к сожалению, не сохранилось.
Упаковочный шедевр – почти три часа на сборку, и ровно 23 кг веса.

(341)